До нового, 2021 года осталась всего неделя. Текущий год оказался трудным, но кажется, что всё вот-вот закончится, и надежды на следующий год достаточно велики. Но стоит ли так надеяться на него, что он нам принесет? Именно с этим вопросом издание NN.RU обратилось к экспертам — экономисту Руслану Вакуленко и политологу Константину Барановскому.
«Любые ограничения для нас — новый толчок в промышленности»
— Новый год будет нелегкий в плане экономики, последствия пандемии не снялись, они будут продолжаться еще как минимум год, санкции не снимают, но каждый кризис заставляет нас что-то делать, включать новое производство и так далее. Любые ограничения для нас — новый толчок в промышленности. Из последнего: мы наконец-то запустили свои турбины вместо импортных. Каждый кризис влияет на нас как отрицательно, так и положительно, — поделился своим мнением доктор экономических наук, заведующий кафедрой мировой экономики и информатики НГЛУ Руслан Вакуленко.
Профессор поясняет, отрицательная сторона однозначно в том, что мы могли бы больше одномоментно получить, а с другой стороны, мы восстанавливаем свою экономику в том же русле. Экономика у нас переходит от «иглы», где мы сидим на наших ресурсах, на технологическое производство, прежде всего для внутреннего рынка. Но мы можем предлагать товары и в более широкие массы. Дешевая рабочая сила, дешевое сырье дают нам в итоге дешевый товар, открывающий дороги на европейский или мировой рынок.
Нижегородским же предпринимателям Вакуленко советует не сдаваться, а напротив, карабкаться вверх, так как народ, прежде всего, нуждается в услугах, чем больше их, тем лучше, люди уже привыкли к облегченной жизни. Что касается производства товаров — если производитель нашел какой-то выход на рынок и товар пользуется спросом, то требуется еще больше вложений, следует немного понизить расходы на личные нужды, а вливать больше ресурсов в производство.
«Перед выборами в сентябре будут бюджетные вливания в регион»
Политолог Константин Барановский считает, что негативные последствия пандемии будут проявляться как минимум и в первую половину 2021 года:
— Есть смысл разделить следующий год на две половины. Первая половина — продолжение негативных трендов 2020 года, это коронавирусная инфекция и последствия пандемии — экономические передряги. Очень много отраслей нижегородской региональной экономики затронул коронавирус. Безусловно, правительство помогло, были выплачены определенные средства для помощи. Возможно, вся эта ситуация с пандемией продлится еще какое-то время, коронавирусная инфекция не уходит, вторая волна серьезнее первой, а если верить ВОЗ, то ожидается и третья волна заболеваемости.
Положительным вариантом начала года, по мнению эксперта, будет сохранение уровня жизни не ниже, чем в первой половине 2020 года. Но не стоит отчаиваться, ничего радикально плохого, считает Барановский, в региональном масштабе не ожидается.
— Во второй половине года станет легче, так как в сентябре пройдут выборы в Государственную думу и Законодательное собрание Нижегородской области, в связи с чем будут выполнены некоторые бюджетные вливания в социально-экономическую ситуацию Нижегородской области, в том числе и финансирование федерального уровня. Если ситуация с пандемией ослабнет, то можно ожидать поток туристов, которые принесут финансы в нашу городскую казну. Тем не менее ждать какого-то прорыва не стоит в новом году, укрепиться на уровне начала 2020 года уже будет успехом, — объяснил политолог.
Конкретных прогнозов не может дать ни один эксперт, исходов много. Но общие моменты всё же выделяются: год будет не из легких. «Важно не падать духом, год будет тяжелый, трудный, но мы с этим справимся», — уверен Барановский.
Напомним, 21 декабря международное агентство Moody's изменило кредитный рейтинг Нижегородской области на «позитивный» впервые с 2015 года. По мнению иностранных аналитиков, это стало возможным за счет сбалансированной экономической политики региональных властей и умеренной долговой нагрузки.