21 января прошло 100 лет со дня смерти Владимира Ленина. Нижегородец Захар Прилепин, писатель и ведущий программы «Уроки русского» на НТВ, объяснил в авторской программе свое отношение к самой неоднозначной фигуре в российской истории. По его словам, современный мир невозможно представить без вождя пролетариата.
— Мы, русские, по-прежнему, несмотря на 1991 год все последующие перипетии, живем, во многом, в мире, построенном Лениным. 7 ноября 1917 года они сделали это. Сегодня взгляд на суть и смысл большевистской революции нарочито сводится к искривленным деталям, вторичным, которые затмевают для огромного количества людей основное, — заявил Прилепин.
Также писатель обратил внимание и на интеллектуальное развитие Ленина, сравнив его с Николаем II, Лавром Корниловым и Александром Кринским. По его мнению, Ульянов «был куда более оснащен интеллектуально».
— Ничего тут обидного нет, просто огромный интеллект, огромная голова и невероятные знания. По актуальным данным ЮНЕСКО, произведения Ленина занимают седьмое место в мире среди переводной литературы всех времен и народов. Ленин — русский мировой супербренд. В конституции Китая, второй в мире экономики, записано, что ленинизм является основой их государственности. А в нашей этого не записано, — пожаловался писатель.
Одна из главных заслуг Ленина, со слов Прилепина, — расширение гражданских прав и свобод. Равные права мужчин и женщина, 8-часовой рабочий день, оплачиваемый декретный отпуск — достижения революции, на которые писатель обратил особое внимание. Не обошлось и без упоминания Сталина:
— Сталин все-таки более наш, более русский, обращенный к нам в истории. Более того, Сталин, безусловно, ученик Ленина. Он неоднократно это подчеркивал. «Я всего лишь ученик Ленина и надеюсь быть хорошим его учеником». Он повторял это из раза в раз. И он не лукавил нисколько, он знал цену и себе, и Ленину. Потомки, увы, не понимают этого в полной мере, — обратился к слушателям Прилепин.
В своей авторской передаче писатель сравнил Великую французскую революцию с октябрем 1917-го. Свое предпочтение Прилепин отдал второму событию:
— Человечество знает только две великие социальные революции, перевернувшие историю мира, французскую и русскую. Но русская, я считаю, круче, чем французская.