История борьбы садоводов СНТ «Родник» с мусорным беспределом берет свое начало аж в 2005 году. Тогда предприниматель Владимир Володин купил крайний участок в товариществе и начал сваливать на него строительный мусор. Постепенно отходами засыпали и соседние участки, но 16 лет назад никто и представить не мог, как далеко зайдет конфликт к 2021 году.
Сейчас на месте мусорного оврага — зеленеющее плато, но садоводов так и не оставили в покое. На территории садоводства ввели режим ЧС, и теперь одних пенсионеров вызывают в суд, чтобы выставить им миллионные счета за «экологический ущерб», а у других предлагают реквизировать землю, не обозначив сумму компенсации. О том, как садоводы годами отстаивают уже даже не «Родник», а свое право на спокойную старость — в нашем репортаже.
Чрезвычайная ситуация на цветущем лугу
Таких огромных садоводств я не видела еще никогда в жизни. СНТ «Родник» находится рядом с улицей Чачиной — практически в центре Нижнего Новгорода. Перелезаем через груду земли и досок — садоводы сами завалили проезд, чтобы самосвалы не могли сбрасывать отходы на территории СНТ. Попадаем на большую, залитую солнцем поляну, где нас ждут владелицы огородов. Раньше они сажали здесь ягоды и цветы, теперь — принесли журналистам толстые стопки документов, накопленных за долгие годы борьбы с системой.
У всех собравшихся здесь — общая беда, но истории всё же немного отличаются. Большинство участков несколько лет назад засыпали строительным мусором, и практически всем собственникам в разные годы приходили требования оплатить невероятные штрафы за причиненный нарушителями экологический вред. С января этого года на территории «Родника» введен режим ЧС — по мнению собственников, совершенно неоправданный.
— Они говорили, что якобы мой участок загрязняет весь город! Хотя все знают, что сюда свозили мусор с трех крупнейших строек Нижнего: ТЦ «Жар-птица» и «Небо», и делового центра «Сенатор». Как можно говорить о каком-то высоком уровне загрязнения или радиации? Этот мусор везли из центра города. — удивляется Татьяна Попенкова, хозяйка одного из засыпанных садов.
Кто-то из садоводов продолжает бороться за свою землю — слишком много сил было вложено за 16 лет. Но и тех, кто готов отдать участок, власти не пощадили: собственникам, давшим согласие на рекультивацию земли, пришли представления на оплату этой самой рекультивации.
— Это два с половиной миллиона, при том, что земля даже мусором не завалена. Разве что мародеры домик разломали, и русло речки изменили так, что у нас часть земли теперь занимает болото. Я даже не представляю, как пройти сейчас к себе в сад — там только вода и глина, — рассказывает Наталья Куликова. Для ее матери-пенсионерки, в чьей собственности находится участок, два миллиона — просто нереальная сумма.
Если в начале эпопеи садоводам приходилось воевать с нарушителями, засыпающими мусором их грядки, то к 2012 году добавилась еще одна головная боль: муниципальные организации, действующие строго по букве закона. А в соответствии с регламентом, «приведение участка в состояние, пригодное к использованию» — обязанность собственника. На пенсионеров посыпались штрафы и предписания.
— У меня уже письма и отписки от властей за все эти годы в рюкзак не помещаются! — Мария Дудинская, одна из активисток «Родника», демонстрирует толстые стопки документов.
Сейчас женщина сосредоточила свои усилия на том, чтобы ее участок не пошел под рекультивацию — по ее мнению, кирпичи и доски никак не смогут причинить экологии этого места серьезного вреда.
— Скорее всего, специалисты нашли железо, медь, цинк, нефтепродукты. Интересно было бы посмотреть эту экспертизу. Но если взять анализы, например, во дворе любого дома по соседству — то у нас полгорода надо объявлять зоной чрезвычайного бедствия.
Будучи биологом, Дудинская убеждена, что засыпанная когда-то мусором земля восстановилась сама — нужно было только время. Остатки куч садоводы готовы убрать самостоятельно.
— Здесь же не только бурьян. Есть и злаки, и люпины — они почву удобряют. Даже культурные растения есть — прямо за нами хрен растет! Какой смысл здесь все перекапывать? Вот с краю осталось немного мелкого мусора — его можно убрать. А про ЧС смешно, конечно — получается, в 2012 или 2014 году эта ситуация чрезвычайной не была? А сейчас внезапно стала?
«Мы потерпевшие — а власти взыскивают деньги как с виновных»
Садоводы «Родника» сотрудничали с различными СМИ еще с первых лет конфликта.
— Телевизионщики приехали снимать репортаж. За 20 минут съемок у них на глазах четыре КАМАЗа сбросили мусор. Они вообще тогда ничего не стеснялись... — рассказывает одна из собственниц.
Они — это Владимир Володин и Алексей Болотов, два так называемых «засыпщика», как их называют собственники участков. Первый предприниматель еще в 2005 году купил в СНТ «Родник» крайний участок и под предлогом выравнивания рельефа стал принимать за деньги строительный мусор. А когда кончилось место — завалил еще и соседние. Постепенно масштабы свалки росли, как и стопки бумаг, которые возмущенные садоводы получали из различных инстанций. Власти проводили рейды, штрафовали водителей самосвалов, выдавали нарушителям предписания, но свалка годами оставалась на прежнем месте.
Только к 2014 году собственникам удалось добиться заведения на Володина уголовного дела — но по нетяжкой статье «Самоуправство». В итоге бизнесмен попал под амнистию, не успев даже сесть в тюрьму: дело не дошло до суда. Сейчас «мусорный король» живет за границей и возмещать ущерб потерпевшим садоводам даже не думает.
Второй «засыпщик» Алексей Болотов, пришедший в СНТ в 2018 году, оказался еще наглее: его люди убегали от полицейских, а многочисленные заявления в разные органы не давали результата: по мнению властей, мусор продолжало сваливать «неустановленное лицо». Тем временем СМИ писали о том, что известное всем садоводам «лицо» не только заваливало мусором сад за садом, а еще и сломало забор с домиком одному из активистов борьбы за «Родник».
Кончилось всё тем, что технику, подвозившую отходы, арестовал Росприроднадзор. Хозяйкой КАМАЗов оказалась Кристина Гар — на тот момент сотрудница кадрового отдела регионального главка МВД. По неофициальным данным, женщина была любовницей Болотова. После инцидента она была уволена из полиции, а сам Алексей просто перевез свой мусорный бизнес в другое место — на улицу Заовражную.
Несмотря на то, что сейчас мусор в «Родник» не свозят, собственники земли вынуждены продолжать борьбу за свои права. Но на этот раз не с преступниками, а с властями.
— Мы очень удивлены таким отношением, поскольку мы ничего не засыпали — это нас нарушители лишили собственности, продуктов, фруктов для своих детей и внуков. Мы — пострадавшие, а сейчас из садоводов делают виновников произошедшего! — одна из активисток взволнованно жестикулирует конвертом с эмблемой областной природоохранной прокуратуры.
58 миллионов за мусорную гору
Наверное, только к середине съемок до нас дошло в полном объеме осознание простого факта: мы буквально стоим на горе мусора высотой с многоэтажный дом. Вот это зеленое плато с люпинами и хреном — доски, кирпичи и другие отходы, пересыпанные землей и заросшие сверху луговыми травами. Раньше здесь был овраг, на склонах которого располагались пострадавшие участки.
По словам одной из собственниц, пожелавшей остаться неизвестной, власти сейчас занимаются тем, что ищут виноватых и тех, на кого удастся повесить компенсацию нанесенного природе вреда. О решении собственно экологических проблем речи вообще не идет.
— Здесь когда-то было и электричество, и водопровод, и дороги общего пользования. Люди боролись, чтобы их не засыпали. Понимаете, это же не мы такие ленивые, что не можем расчистить. Это физически невозможно из-за отсутствия дорог, тем более когда речь идет о пенсионерах.
Дочь хозяйки одного из участков утверждает, что о том, что делает Володин, много лет знали все — но почему-то осудили его только под амнистию. По Болотову тоже достаточно свидетелей — но для того, чтобы наказать засыпщика, почему-то не хватает доказательной базы. А крайним остается собственник — потому что не предпринял «должных мер» для предотвращения завалов.
— Фактически мою 70-летнюю маму сейчас юридически грамотно заставляют выкопать яму глубиной несколько десятков метров и убрать из нее весь мусор. Это просто абсурд. Они не пытаются решить проблему. Они делят деньги и ищут виноватого, а еще — просто издеваются над людьми, — голос женщины дрожит от напряжения.
Татьяне Момотовой уже за 70, и больше десяти лет она занимается делом «Родника». За то, что на ее участке складировали гору мусора высотой с пятиэтажку, женщине два года назад пришло претензионное письмо на огромную сумму.
— За то, что участок завалили отходами нарушители, власти хотели взыскать с меня 58 миллионов 827 тысяч 366 рублей. Я — пенсионерка, инвалид, 73 года. У меня предынфарктное состояние было! Всю жизнь бухгалтером проработала — а денег таких в руках не держала ни разу.
Татьяна начала рассылать жалобы, и через несколько месяцев огромный штраф с нее сняли. Женщина считает, что это в первую очередь заслуга огласки в СМИ.
Реквизиция для нацпроекта, неизбежные штрафы и загадочные суды
В Министерстве имущества Нижегородской области журналистам NN.RU объяснили, что реквизиция 22 участков на территории бывшего СНТ «Родник» необходима для последующей ликвидации свалки. Режим ЧС власти ввели с 22 января 2021 года.
— Реквизировать сады необходимо для охраны жизни и здоровья граждан. По законодательству, мы уведомили собственников имущества об этом и предложили им передать министерству участки в течение трех дней с момента уведомления. Если люди согласны с этим решением, то им направляется предложение выкупить землю за сумму, которая будет определена после оценки рыночной стоимости реквизированного имущества (по 135-ФЗ и с участием независимого эксперта). В случае согласия хозяина земли на выкуп министерство предложит ему подписать соглашение. Если сумма или сам факт реквизиции собственника не устраивают — министерство обязано обратиться в суд.
Зачем вся эта реквизиция и ЧС вообще нужны — нам тоже рассказали. Оказывается, ликвидацию свалки в «Роднике» собираются провести в рамках федерального проекта «Чистая страна» и национального проекта «Экология» в срок до 2024 года. А одно из основных условий получения субсидии из федерального бюджета — наличие вредной и загрязненной земли в собственности региона или муниципальной собственности.
В свою очередь, в региональном Росприроднадзоре нам рассказали, что вред, причиненный несанкционированной свалкой, был впервые определен в 2019 году. Тогда же собственникам отправили претензионные письма с предложением возместить ущерб добровольно. Так произошло потому, что в 2017 году СНТ «Родник» было ликвидировано, и сейчас эта территория фактически является просто захламленными участками, принадлежащими физлицам.
— При таких обстоятельствах предъявление претензии о возмещении вреда иным лицам юридически невозможно, — пояснили в ведомстве.
По словам сотрудников, сейчас Росприроднадзор с исками в суд против собственников не выходит, а те бумаги, о которых нам рассказали садоводы, получены от областной природоохранной прокуратуры.
А вот от прокуратуры получить информацию оказалось значительно сложнее. Авторы документов так и не смогли за две недели разобраться с нашим запросом. Когда ответ будет получен — мы дополним этот материал.
Идеальное место
— Здесь воздух — чудо! Соловьи всегда пели. А сколько мы фруктов собирали! Да я одну «викторию» снимала ведрами с южного склона. И домик тоже был. Всего этого меня лишили, — Татьяна Момотова указывает тростью в сторону молодого леска на краю пустыря. В голосе слышится горечь.
— А сами вы как считаете, почему уже столько лет сады не оставляют в покое? — спрашиваю.
— Нам кажется, что это всё для того, чтобы просто отжать участки. Другого слова я не могу применить. Отжать для того, чтобы эту землю использовать. Она же дорогая — 2,5 километра от кремля, центр города, зеленый массив. Под застройку — идеальное место.
Напомним, в 2020 году мы рассказывали, как власти пытаются найти способ ликвидировать свалку в СНТ «Родник». Тогда по закону ее было нельзя ни отнять, ни выкупить. В 2019 году из-за опасных отходов в СНТ «Родник» возбудили второе уголовное дело — объем мусора составлял почти 300 тысяч кубометров. Тогда как еще в 2018 году власти не видели в этом деле состава преступления. А самый первый наш материал про свалку в этом СНТ вышел еще в 2014 году — тогда садоводы написали письмо Владимиру Путину с просьбой помочь им в борьбе с «мусорными королями».