Ее творческое имя – Маля, так зовут ее многочисленные друзья – актеры, художники, музыканты. Она дизайнер одежды, художник по костюмам, создатель арт-ателье «Маля». Она признается, что любит всех актеров, с которыми работает. А почему - Марина Печекладова по-дружески рассказала корреспонденту NN.RU.
— Как случилось, что ты стала театральным художником?
— Знаешь, все родом из детства. Мне было двенадцать лет, сестре –восемь. И мы смотрели по телевизору ни что иное, как «Княжну Мэри». Все эти наряды, все слова, которые они друг другу говорили, очень нас впечатлили. Мы, конечно, всех смыслов своим детским умом не доставали наверняка, но сам процесс нам очень нравился. Мы играли - то она княжна Мэри, я Печорин, то наоборот. Я веду отсчет именно от этих событий. Никогда не думала, что что-то такое произойдет просто так жизнь шла.
Потом у Марины случилась племянница, которая начала писать сценарии детских домашних спектаклей. И естественным образом изготовление костюмов из подручных средств стало задачей тетушки.
— Даже когда они уехали в Прагу, к каждому моему приезду она писала новую пьесу. Я приезжала и вместо прогулок по Праге сидела и учила эту пьесу, готовила костюмы и только после премьеры шла любоваться красотами, - смеясь, рассказывает Марина.
Она училась фэшн-мастерству и ходила на мастер-классы по театральному костюму Павла Каплевича и Оксаны Ярмольник, которая работает в Московском театре драмы и комедии на Таганке. Тогда удалось посмотреть на процесс создания театральных костюмов, изучить эту кухню изнутри. Но своим учителем в мастерстве создания костюмов Марина считает известного модельера Вячеслава Зайцева. До сих пор она считает время, проведенное с Мастером, самым увлекательным.
— Мне просто это интересно и очень близко. Я никогда не думала, что окунусь в это. Я ходила в театры «в музеи-на концерты», как говорится в нашей пьесе. Мне очень хотелось понять именно функцию театрального костюма.
А потом случилось так, что она осела в Нижнем Новгороде, начала здесь работать, создала свое арт-ателье «Маля». Сейчас она придумывает и шьет костюмы для спектаклей и светских раутов, может с легкостью расписать обычную джинсу сюжетами из Климта или Тулуз-Лотрека, сделать сногсшибательный костюм для бизнес-леди из павлово-посадских платков и модный наряд для выхода на основе татарского национального костюма.
— Так как же все-таки успешный дизайнер попал в театральное закулисье?
— Так случилось, что Вадим Демидов рассказал мне, что есть в Нижнем Новгороде театр «Зоопарк» и они поставили спектакль «Москва-Петушки» по Ерофееву. Он сказал, что мне обязательно надо его посмотреть. Я увидела Леву с Олегом (актеры Олег Шапков и Лев Харламов – ред.) и просто влюбилась! Во-первых, влюбилась в сам спектакль, а в них – так тем более.
Я постоянно говорила об этом дома, со своими коллегами. И муж мне однажды сказал: «Ну уже сшей им что-нибудь, чтоб успокоиться». И вдруг Павел Плохов мне сказал, что Лев Харламов хочет со мной увидеться и поговорить о новом спектакле.
Оказалось, что Лев Харламов решил делать спектакль «До завтра!», режиссером которого стал актер и режиссер Александр Сучков и пригласил Марину в качестве художника по костюмам. С этого все и началось.
— Когда мы сделали этот спектакль, а потом и следующий, ставший знаменитым, спектакль «Человек-подушка», в котором Саша Сучков играл одну из главных ролей, он мне сказал, что я очень театральный человек… Я не придала этому большого значения, приняла это, как комплимент. И вдруг, когда он стал возрождать Маленький театр, просто мне сказал, что я буду художником по костюмам в Маленьком театре…
Театральный костюм – это совершенно особый мир, особое видение. Наконец, это особые технологии. И все это стало подвластно дизайнеру Марине Печекладовой.
— Все это складывается как-то незримо для меня. Когда ты начинаешь это делать, надо слушать свою интуицию. А потом, когда уже рисуешь эскизы, говоришь с режиссером, перечитываешь пьесу и смотришь на актеров, все происходит само собой. Ты только потом осмысливаешь, как к тебе это пришло. И понимаешь, как все было сложно! Как ты отрабатывал каждую деталь, каждую кнопку, запонку, пуговичку, потому, что на сцене все играет!
— Твой друг, известный московский театральный художник Андрей Климов мне сказал, что он не особо прислушивается к мнениям актеров, которым придумывает костюмы. А какой подход у тебя?
— Я очень прислушиваюсь. В первую очередь – к режиссеру. Но когда начинается процесс работы, обязателен контакт с актером. Я всегда смотрю костюмы в полуготовом виде на репетиции, чтобы понять – что актеру удобно или мешает.
У меня же, в отличие, от Андрея, камерные спектакли. И здесь связь с актером – просто необходима!
— Признайся, кто у тебя любимый актер?
— У меня такая натура – я вообще всех их люблю. А иначе просто невозможно создавать костюмы. У меня есть любимый режиссер – это Саша Сучков, он же и любимый актер, на самом деле. Все с этого и начинается. Поскольку он сам выбирает себе актеров, как я могу их не любить – их же Саша выбрал! И у нас получается полное взаимопонимание. И я очень храню эти отношения. Они для меня очень важны. Это, как раз и дает результат в работе.
Александр Сучков – заслуженный артист России, воссоздал «Маленький театр», один из основателей Центра театрального мастерства, педагог.
И напоследок, открой секрет — почему тебя все зовут Малей?
- Моя племянница долго не говорила букву "р" и стала называть меня так. Самое удивительное — с тех пор меня никто иначе и не называл!
Добавим, в экспозицию выставки вошли работы, сделанные для постановок камерного театра «Зоопарк» и «Маленького театра» Александра Сучкова, а также Нижегородского академического театра драмы им. Максима Горького.
Фото: Наталья Бурухина
Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru".
Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.