Далеко-далеко на лугу пасутся… нет, не коровы и не кони, а олени! Да и не так уж далеко — всего-то 60 километров от Нижнего Новгорода. Здесь находится настоящая оленья ферма, и побывать на ней может любой желающий (и, вполне возможно, даже погладить гордых рогатых красавцев). Туда-то мы и отправились ради очередного выпуска «Тура выходного дня».
Ферма в селе Ивановском Борского района появилась относительно недавно. В 2017 году туда переехала с семьей Екатерина Плеханова, и девушке захотелось заняться разведением оленей. Задача нетривиальная, но всё получилось.
— Я приобрела и начала обрабатывать земли, которые в прошлом были пахотными, а за последние десятилетия заросли перелеском. Целый год мы расчищали и приводили в порядок первые 150 гектаров, которые засеяли семенами многолетних трав для устройства будущих пастбищ и кормовых полей. В декабре 2018 года на ферму приехали первые постояльцы — 107 голов благородного оленя из Калининградской области. А в январе 2019 года из Алтайского края приехали 48 голов марала, — рассказала NN.RU Екатерина Плеханова.
Олени из Калининграда добирались морем и даже попали в шторм на Балтике, поэтому фермеры сильно переживали за их здоровье. Но животные хорошо перенесли дорогу и уже на следующий год принесли немалый приплод. Сейчас на ферме в общей сложности около 450 голов.
В загонах содержатся по отдельности взрослые самцы, олени-подростки, а также молодые самочки, которые готовятся стать матерями или недавно родили малышей. Крохи в первые дни прячутся в траве, а потом начинают скакать по пастбищу вместе с мамой.
— Сейчас все олени у нас пасутся на пастбищах, а зимой они содержатся в вольерах. Все загоны построены в виде системы коридоров, как лабиринт — везде можно проехать, разъехаться, перегнать животных везде, куда нам нужно, провести с ними все необходимые ветеринарные действия. У животных везде стоят автоматические поилки, корма им развозят на тракторе, — рассказывает Екатерина Плеханова.
Завидев нас на пастбище самочек, к нам со всех ног помчалась крупная оленуха, точнее маралуха.
— Это Витаминка, наша главная звезда, — объясняет нам Екатерина Плеханова. — Нам ее пришлось выкармливать с самого младенчества. От нее отказалась мама, но мы вовремя ее обнаружили. Вот такая веселая девчонка выросла.
В отличие от других оленей, которые к человеку подходят главным образом за вкусняшками, например овсом, Витаминка просто хочет, чтобы ее погладили. Людей она не боится совершенно.
Оленей фермеры разводят для пантов. Панты — это молодые, еще не окостеневшие рога марала или оленя, покрытые нежной кожей и напитанные кровью. Они начинают отрастать в период наибольшей активности организма оленя — в мае-июне. В них, по мнению некоторых ученых, содержится много аминокислот, витаминов и микроэлементов, а также коллаген.
Впервые о лечебных свойствах пантов русские узнали в конце XVIII века от китайцев. А вот в Китае первая запись рецепта лекарств из оленьих рогов датируется еще 168 годом до нашей эры. По мнению китайцев, панты увеличивают жизненную силу, укрепляют волю, мышцы и кости, усиливают половое влечение у мужчин и женщин, излечивают общее истощение, ослабление зрения и слуха, примеряются при лечении ревматизма, остеомиелита, маточных кровотечений, сперматореи и многих других заболеваний. Сейчас панты используются в лекарственных и косметических средствах (например, «Панктокрин»).
Раньше для получения пантов существовал лишь один способ — убийство марала-рогача. Сейчас же марал — это донор пантов. Самец заходит в сортировочный блок, где оленевод под местным наркозом аккуратно отпиливает панты и обрабатывает свежий срез — вся операция занимает не больше полутора минут. А на следующий год панты отрастают снова.
— Животное стоит и не подает никаких признаков, что ему неприятно. Как когда ставят какой-нибудь укол, от гельминтов, например, — объясняет Екатерина Плеханова (хотелось бы верить, что оленям действительно не больно! — Прим. авт.).
Панты отправляются на глубокую заморозку, а дальше идут на переработку.
— Есть несколько способов переработки, например выварка, после которой мы получаем консервированные панты, пригодные для дальнейшей обработки. У нас в области не было раньше оленеводства и мараловодства, поэтому всякие пантовые ванны, кремы и прочее обычно связывают с Алтаем. А панты, которые производятся на Алтае, практически в полном объеме уходят в Корею. И корейцы их с удовольствием покупают, делают косметику, а мы ее потом покупаем за немалые деньги, — сетует Екатерина.
С прошлого года Плехановы стали устраивать экскурсии по ферме для всех желающих. Кроме оленей, там можно посмотреть на коров, телят и быков, свиней, коз и даже ланей и верблюда. У верблюда, кстати, особенная история — раньше верблюдиха Лола жила в зоопарке «Мишутка» в парке «Швейцария», а после того, как зоопарк расформировали, обрела новый дом на ферме.
Экскурсии проводятся для групп до пяти человек, стоимость за группу — 3000 рублей. Обязательна предварительная запись.
Координаты: 56.141469, 44.854482.
Ранее мы рассказывали о туре выходного дня в Рязанскую область, где находится необычный лес. Местные называют его «пьяным» или «танцующим».