Три года подряд в Нижний Новгород со всего белого света съезжались на своих раритетных автомобилях поклонники легендарной марки — члены движения «Горькийклассик». Но тогда особой поддержки властей региона они не нашли. И вот спустя пять лет нижегородцы смогут снова увидеть парад машин, которые стали символом эпохи и города Горького, которого уже нет.
Классика автомобильного жанра и ее почитатели
«Горькийклассик» — движение реставраторов и коллекционеров автомобилей ГАЗ, основанное в 2010 году исследователями истории горьковской марки Иваном Падериным и Александром Лекае. Работа в архивных фондах ГАЗ, доступ к уникальным кино- и фотоматериалам 30–70-х годов и живые свидетельства ветеранов-конструкторов позволили «Горькийклассик» за последние годы выпустить ряд монографий об истории наиболее известных моделей автомобилей ГАЗ.
— С 2011 по 2013 год мы проводили в Нижнем Новгороде мероприятия, которые так и назывались — «Собрание классических автомобилей "ГАЗ"», — рассказал генеральный директор «Горькийклассик» Иван Падерин (г. Москва) корреспонденту NN.RU. — Мы собирали со всей страны и из-за зарубежья любителей этой марки. Люди приезжали даже из Америки, Германии, Англии на классических газовских машинах.
Сам Иван, как он рассказывает, в «Волгу» влюблен с детства. На этом автомобиле его привезли из роддома, именно на ней он научился в 14 лет водить автомобиль. И эта любовь осталась на всю жизнь. Именно он с товарищами и организовал «парад» газовских автомобилей в Нижнем Новгороде.
20–21 мая 2011 года в городе Горьком-Нижнем Новгороде состоялось первое «Собрание классических автомобилей марки "ГАЗ"». На свою историческую родину прибыли 35 автомобилей ГАЗ, внешний вид и устройство которых максимально точно соответствует оригиналу. Кульминацией «собрания» стал въезд колонны классических автомобилей ГАЗ через центральную проходную на территорию завода и следование к историческому конвейеру, с которого все они сошли много десятков лет назад.
— Автомобили ГАЗ — это феномен советской конструкторской школы автомобилестроения, — считает Иван Падерин. — Он неповторим, он очень интересен, он красив. Он перекликается с эстетикой нашего лучшего кинематографа 60-х годов.
Вспомните такие фильмы, как «Берегись автомобиля», «Июльский дождь» «Три тополя на Плющихе», «Три плюс два» и так далее — там тоже снимались машины этой марки. Мы, участники движения «Горькийклассик», понимаем, что это одна из величайших марок, и рисуем себе эту историю так.
Мы проводили это мероприятие на автозаводе и на автодроме «Нижегородское кольцо» и мечтали выйти в центр города, чтобы показать это все горожанам. Ведь здесь многие семьи так или иначе связаны с автозаводом, но выросли уже несколько поколений, которые не застали производства легковых автомобилей на ГАЗе, и они удивляются тому, что такое было возможно, что у страны были свои первоклассные легковые модели.
Тогда организаторы встреч любителей и поклонников марки ГАЗ не нашли понимания с городскими властями. Они, по словам Ивана, «просто не понимали, что делать с этой духовной скрепой в виде классических автомобилей ГАЗ — «Победой», «Чайкой», «Волгой».
В результате горьковские раритеты и их поклонники уже шесть лет подряд проводили свои встречи вне Нижнего Новгорода — на Красной площади в Москве. А теперь решили вернуться со своими любимыми машинами на их «малую родину».
— Автомобили марки «ГАЗ» — это одно из смысловых значений Нижнего Новгорода как региона, — считает Иван. — Чем знаменит Нижний Новгород за пределами области? Вам ответят: автомобили ГАЗ. На втором месте может быть Наталья Водянова и на третьем — Сормовский судостроительный завод.
Горький — ГАЗ — Монте-Карло
В истории Горьковского автозавода есть интересный момент — участие горьковской команды автогонщиков на «Волгах» в международных ралли. В том числе в самом престижном и сложном — ралли Монте-Карло.
Ралли Монте-Карло — старейшее автомобильное ралли. Проводится под патронажем князей Монако с 1911 года. В 1912 году участие в ралли приняли видный популяризатор автомобилизма Андрей Нагель и его товарищ Вадим Михайлов на автомобиле «Русско-Балтийский С24/50».
В 1964 и 1965 годах горьковские экипажи на «Волгах» в составе сборной Советского Союза выступали в этом ралли. Причем в первом случае все машины дошли до финиша, а через год ни одна не смогла финишировать в силу технических причин.
— На самом деле это была такая «победа бойцов над оружием». Всем было понятно, что «Волга» — такая тяжёлая министерская машина и она не предназначена для участия в спортивных соревнованиях. Но на европейских рынках нужно было демонстрировать наше автомобилестроение, потому что тогда нефтью и газом Союз почти не торговал. А «Волга» была одной из основных экспортных позиций страны. И практически на «Волгах» гонщики сборной СССР проехали весь Кубок Европы. И ключевая гонка была — ралли Монте-Карло.
Прошло 55 лет, и команда «Горькийклассик» решила повторить попытку пройти эту трассу. А было это непросто.
В первых числах февраля во Франции и Монако прошло ежегодное, самое сложное и престижное соревнование на классических автомобилях — «Историческое ралли Монте-Карло» (Rallye Monte Carlo Historique). В нем приняли участие 316 экипажей из 17 стран. К гонке допускаются только те модели автомобилей, что отметились в знаменитом ралли Монте-Карло в период с 1955 по 1980 год.
Команда «Горькийклассик» выступала на двух автомобилях «Волга-21», прошедших специальную подготовку к условиям зимней альпийской гонки. В команде было два экипажа: экипажи мастеров спорта международного класса — Алексея Васильева и Константина Жильцова, а также мастера спорта международного класса Татьяны Елисеевой со штурманом-перворазрядником Маратом Яруллиным.
— Конечно, наши машины прошли апгрейд, — раскрыл секрет успеха Иван. — На конвейерных машинах там делать нечего. Выступая на стандартной «Волге», ты там обрекаешь себя не просто стать статистом, ты просто не доедешь вовремя до следующего этапа. Достаточно сказать, что первый этап гонки — это 800 километров в ночь по горным альпийским дорогам в течение 26 часов. Гонка продолжалась 5 суток, 4–6 часов на сон, а все остальное время — выматывающая игра.
Примечательно, что «Волги» — крупногабаритные машины, на этой гонке получили некоторое преимущество. В Альпах выпало необычно много снега, и европейским участникам приходилось тяжко — они по заснеженным трассам ездить не привыкли. А для наших езда по снегу, под которым ещё и лед, — дело знакомое.
Целью участия команды было желание заявиться на гонках впервые с 1964 года и пройти ее до конца. Это тот самый случай, когда важна не победа, а участие. И «Волги» со своими экипажами с задачей справились:
— Экипаж мастеров спорта международного класса — многократного чемпиона России и чемпиона мира в серии Le Mans GT Алексея Васильева и первого некамазовского победителя Dakar штурмана Константина Жильцова занял 62-е место в абсолютном и пятое место в групповом зачете автомобилей до 1962 года.
— Экипаж мастера спорта международного класса Татьяны Елисеевой и штурмана-перворазрядника Марата Яруллина под № 302 финишировал на 200-м месте, но, что самое важное, также прошел всю гонку.
Возвращение на родину
Пару дней назад Иван Падерин приезжал в Нижний Новгород, чтобы решить вопросы о проведении в конце мая очередного «Собрания классических автомобилей "ГАЗ"» на родине этих автомобилей.
На этот раз организаторы надеются договориться с властями о проведении знакового фестиваля в центре города. И если нынешние чиновники понимают, насколько для Нижнего Новгорода такие встречи важны, горожане и гости города смогут увидеть настоящие газовские автораритеты и пообщаться с людьми, которые сохраняют и любят то, чем нам надо бы гордиться.