Нижегородский транспорт постепенно переходит под областное управление. С одобрения нового состава гордумы в региональную собственность ушли два муниципальных транспортных предприятия. Как и девять лет назад, когда шел обратный процесс, нам обещают оздоровление сферы пассажирских перевозок и создание единой транспортной системы.
Городская дума Нижнего Новгорода одобрила передачу в регион двух муниципальных предприятий — «Нижегородпассажиравтотранс» (НПАТ) и «Нижегородской городской транспортной компания» (Нижгортранс) — вместе со всем имуществом.
— Мы видим, что городскому бюджету тяжело не просто развивать, но даже содержать «Нижегородпассажиравтотранс», и это практика не только нашего города, — пояснил председатель комиссии по транспорту Станислав Прокопович. — Наша комиссия и в прошлом созыве, и в этом придерживается позиции, что нашим горожанам неважно, кому принадлежит транспорт, — будет это муниципалитет, регион или частник. Главное, чтобы мы получали качественную, безопасную и обоснованную по цене услугу по перевозке. Мы уже передали в начале этого года полномочия по формированию сети в регион. Логично будет передать и оперативное управления НПАТ. Потому что имея полномочия по формированию сети и не имея права управления основным ресурсом, который обеспечивает насыщение этой сети подвижным составом, результата не достичь.
До 2011 года НПАТ находился в под крылом областного правительства, а трамваи, троллейбусы и метро — в ведении города. Деятельность частных перевозчиков тоже контролировал городской дептранс. Эксперты указывали на то, что без единоначалия невозможно создать единую схему организации движения всего пассажирского транспорта в городе. Ее отсутствие остро ощущали нижегородцы: автобусов и маршруток то было не дождаться, то они шли «табуном».
Разговоры о сосредоточении управления транспортом в одних руках шли аж с 2004 года, но завершились только через семь лет. Необходимость передачи НПАТ мотивировали тем, мэрия сможет повысить качество обслуживания пассажиров — оптимизировать маршрутную сеть и расписание движения, создать единую диспетчерскую службу и усилить контроль за автобусами.
Смена места прописки проходила непросто. Предприятие обросло огромными долгами: сначала называли сумму в 700 миллионов рублей, но позже комиссия гордумы насчитала больше миллиарда. Кроме того, автобусный парк был сильно изношен — в замене нуждались около 80% машин. Но под обещание областных чиновников покрыть долги город все-таки взял предприятие на свой баланс.
За годы муниципального существования НПАТ не удалось выбраться из долговой ямы. Поставщик топлива пытался получить оплату через суд. Долги за электричество привели к отключению диспетчерских пунктов, из-за чего водители и кондукторы остались без света, воды и тепла.
В 2017 году было зарегистрировано еще одно предприятие — «Нижегородская городская транспортная компания». Ей передали купленные по лизинговым программам 200 новеньких автобусов. Очевидно, что попади они в НПАТ, сразу ушли бы за долги. Но и та спустя некоторое время начала испытывать финансовые трудности. В итоге при помощи бюджетных вливаний оба предприятия остались на плаву. Но в 2019 году почти вся субсидия НПАТ (195,5 млн рублей из 209,5 млн) ушла на покрытие убытков прошлых лет. Непокрытый убыток за прошлый год составил, со слов и. о. председателя КУГИ Нины Захаровой, 1,2 млрд рублей. В нынешнем году субсидии не планировались, но предприятие все-таки получило деньги на зарплату сотрудникам в условиях пандемии.
Надо сказать, что улучшения качества обслуживания нижегородцы тоже не ощутили. Не помогла даже комплексная транспортная схема (КТС), заказанная за 61,5 млн рублей. Новый мэр Владимир Панов заявил, что дорогие рекомендации предыдущим руководством не выполнялись, автобусы отменяли «на глазок». Не обещания доработать КТС с учетом пожеланий нижегородцев и запустить он так и не выполнил.
В конце 2019 года полномочия по управлению общественным транспортом в нижегородской агломерации передали на региональный уровень. Кроме Нижнего Новгорода, область взяла под крыло пассажирские перевозки в городах Дзержинск, Кстово, Городец, Бор, Балахна, Богородск и Арзамас. Теперь областное правительство объявило о создании цифровой интеллектуальной маршрутной сети нижегородской агломерации. Ее выполнит «Институт «Стройпроект» из Санкт-Петербурга за 74,2 млн рублей.
— Сейчас идет масштабная реформа, по результатам которой мы рассчитываем повысить комфорт перемещения граждан, планируем очень сильно повысить эффективность использования транспортных предприятий, — рассказал региональный министр транспорта и автомобильных дорог Павел Саватеев. — Деньги на поддержку муниципальных предприятий — с пониманием, что это очень важная структура городской жизни — при необходимости и так направлялись. Но здесь задача не просто вливать много денег, здесь задача — повысить эффективность. Для повышения эффективности нужно сделать большую заполняемость маршрутов. А для этого нужно определить, какие маршруты более востребованы гражданами. Проанализировав перемещения граждан, мы будем принимать решения: какие маршруты необходимо оставить, какие усилить, какие не нужны, потому что жители ими не пользуются.
На первом этапе перехода на региональное управление планируют потратить 44 млрд рублей на обновление подвижного состава и модернизацию инфраструктуры. В целом реализация новой транспортной схемы Нижегородской области оценивается в 111,1 млрд рублей. Сюда входит строительство сети транспортно-пересадочных узлов, трех станций метро и канатных дорог. Губернатор Глеб Никитин предложил привлечь частных инвесторов, запустив механизм инфраструктурных облигаций.