Это тот случай, когда штампованное выражение "ушла эпоха" уместно. Дмитрий Каргин, в защиту которого в свое время нижегородцы организовали движение «За Каргина!», выходили на митинги и автопробеги, штурмовали Гордуму - свернул бизнес. Сотрудники, которые обслуживали пассажирские перевозки, уволены, а весь автопарк — 40 пазиков — выставлен на продажу. Точнее, уже 39 — одна машина продана.
В конце апреля региональный Минтранс отозвал разрешение на работу у частных перевозчиков на семи маршрутах. Речь идет о маршрутах Т-14 (Щербинки — Деловая), Т-39 («Лазурь» — «Седьмое небо»), Т-63 (Южное шоссе — ул. Бориса Корнилова), Т-79 (Петряевка — автовокзал «Щербинки»), Т-89 (Новая стройка — Щербинки), Т-92 (мкр-н Бурнаковский — «Цветы») и Т-71 (ул. Федосеенко — пл. Свободы). На них работали четыре перевозчика: «Лидер-Транс», «Победа-НН» и индивидуальные предприниматели отец и сын Каргины.
Как объяснили в министерстве, причиной послужило то, что на этих маршрутах автобусы не выходили в рейс более трёх дней. На самом деле «Лидер-Транс» и «Победа-НН» прекратили обслуживать маршруты еще 7 апреля. Перевозчики объяснили это тем, что у них нет денег ни на топливо, ни на содержание подвижного состава, ни на зарплаты сотрудникам.
— Спад пассажиропотока начался с 18 марта, когда из-за коронавируса закрылись учебные заведения. За три недели он у нас упал больше чем на 85 процентов, — рассказывал нам тогда директор «Лидер-Транса» председатель областного Союза перевозчиков Эдуард Степанов. — Мы перевозим 50–60 человек в день, а для рентабельности должны перевозить минимум 400 пассажиров.
Вместе с этими перевозчиками лишились работы и Дмитрий и Валентин Каргины. Хотя на их маршруте Т-71 автобусы продолжали курсировать, только интервалы между ними увеличились. Но дело в том, что в своё время все эти семь маршрутов были выставлены на конкурс единым лотом. Чтобы его выиграть, перевозчики объединились в товарищество. Это партнёрство сыграло злую шутку с Каргиным. Разрешение на работу было отозвано также у всех юрлиц разом.
Перевозчики пытались доказать Минтрансу, что попали в форс-мажорную ситуацию. И в условиях ограничительных мер из-за пандемии, когда выручка сократилась в разы, нужен особенный подход к организации пассажирских перевозок. Все ждали решения на федеральном уровне, и оно было принято. 8 июня вступили в силу изменения в закон, которые дают перевозчикам право в таких случаях «на срок действия этих мер принять решение об изменении данного маршрута в отношении пути следования транспортных средств, их класса и (или) характеристик, перечня остановочных пунктов, сокращения количества выполняемых рейсов либо о прекращении осуществления регулярных перевозок по данному маршруту».
— Мы надеялись, что Министерство транспорта пойдет на уступки и свой приказ о лишении нас разрешения отзовет. Но Министерство транспорта и суд посчитали, что закон обратной силы не имеет. И эти меры начинаются только с момента принятия закона. Мы сейчас обжалуем в апелляции, но надежд мало, — рассказал NN.RU Дмитрий Каргин.
Содержать около двухсот сотрудников оказалось очень накладно. Хотя и удалось получить государственную поддержку на зарплату в виде беспроцентного кредита, но все равно это кредит и его надо отдавать. К тому же остался долг в 20 миллионов рублей за автобусы, которые закупали специально к чемпионату мира по футболу.
Содержать сотрудников даже с минимальной заработной платой — это достаточно большие деньги. Взяли по господдержке от Сбербанка под ноль процентов. Выплачивали людям несколько месяцев зарплату, но бесконечно это тянуться не может. И все равно надо кредит отдавать. Пришел момент, когда надо расплачиваться. Еще 20 млн долгов осталось за автобусы, которые покупали к ЧМ.
Получив ответ министерства, начали увольнять сотрудников «Лидер-Транс» и «Победа-НН». Еще в сентябре уволился и сам Эдуард Степанов. Всего в четырех компаниях уволили около 350 человек.
Кто пришел на место нижегородских частников? Вскоре временное разрешение на маршруты Т-71, Т-92 и Т-63 получил Нижегородпассажиравтотранс (НПАТ). В начале сентября на улицы города вернулась маршрутка Т-89, которую обслуживает компания «Авто Комбинат» из Пензы.
— НПАТ забрал самое вкусное, перевозчик из Пензы «подобрал» ещё один маршрут. Вроде как ожидаем «ПитерАвто», — считает администратор сообщества «Общественный транспорт Нижнего Новгорода и области» Александр Ленин. — То, что «ПитерАвто» — крупный перевозчик не из нашего региона, не делает его априори плохим. Может, ещё и фору даст кому-то. Но мы потеряли хорошего перевозчика с кучей плюсов и своим парком новых автобусов. Ресурс НПАТ, сколько в него ещё автобусов ни покупай, не безграничен. И машины, которые сейчас «подобрали» маршруты Каргина — Степанова, могли бы пригодиться, чтобы обеспечить стабильную работу других маршрутов НПАТа, на которые нареканий много.
Некоторые маршруты опальных частников, например № 39, 14 и 79, до сих пор никто не обслуживает. С точки зрения бывшего перевозчика, они не так выгодны.
— Где-то густо, где-то пусто, а где-то нет ничего. Когда говорят, что там маслом намазано, да еще сверху икры лежит три слоя, так там ее нет. Когда мы организовали перевозки, то только через три года вышли на ноль. Нам дали, например, 79-й маршрут, так он вообще всех на дно тянул, — рассказал NN.RU Эдуард Степанов.
О необходимости перекроить рынок пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде говорил еще мэр Владимир Панов. Он не скрывал своего желания сократить частный сектор в этой сфере и отдать преимущество муниципальному транспорту. Так, может быть, эти планы начали осуществляться уже в его отсутствие?
— Есть ли в этом изначальный глобальный заговор и его планомерное выполнение? Честно — не знаю, — говорит Александр Ленин. — В транспортном сообществе есть несколько ярых сторонников подобных теорий, но я к ним не принадлежу. Не исключаю, но и уверенности нет. Пассажирские перевозки — серьёзный бизнес, и люди пользуются любыми возможностями расширить свои маршрутные сети. Передел рынка тут скорее как следствие, а не как мотив изначальный, хотя моментом воспользовались вовремя.
Дмитрий Каргин работал на маршруте Т-71 начиная с 1995 года. Первый раз он лишился права на его обслуживание в 2014 году, когда проиграл конкурс Александру Комракову. По его мнению, это было несправедливо, так как комиссия не учла ДТП конкурента, из-за чего он получил больше баллов.
Нижегородцы поднялись на защиту перевозчика. Его собственные проездные и билетная лотерея многим нравились. В салонах его автобусов в поддержку Каргина за три дня собрали 15 тысяч подписей, а всего — 80 тысяч. Под петицией за сохранение народного перевозчика на маршруте подписались 13,5 тысячи человек. В городе под лозунгом «За Желтый бампер!» проходили многотысячные митинги.
Поддержка была настолько масштабной, что глава нижегородской администрации Олег Кондрашов обвинил перевозчика в том, что она проплачена. В 2016 году Каргин вернулся на маршрут, только теперь под номером Т-171, на котором стал работать параллельно с соперником. Выиграв в новом конкурсе, он вернул себе маршрут полностью.