Дороги и транспорт Отмена и изменение маршрутов в Нижнем проблема Часовое ожидание и сокращение маршрутов. Что (не) дала транспортная реформа нижегородцам за 3 года — и сколько еще терпеть

Часовое ожидание и сокращение маршрутов. Что (не) дала транспортная реформа нижегородцам за 3 года — и сколько еще терпеть

Власти признают, что не всё гладко, но обещают — мы с вами терпим не зря. Верим?

Пассажиры уже много лет возмущаются долгому ожиданию транспорта

Источник:

Очередная реформа транспортной системы в Нижнем Новгороде началась несколько лет назад. Власти разработали схему, предполагающую изменения маршрутов и обновление подвижного состава. Завершить сей труд планировали к 2025 году. Однако решить все проблемы с транспортом к этому моменту не удалось, поэтому власти сообщили о втором этапе реформы.

Тем временем нижегородцы устали возмущаться изменениям маршрутов и страдать в переполненных автобусах, в которые с трудом удается пробиться в часы пик. С наступлением нового года NN.RU выяснил, какие меры проводились в рамках реформы с 2022 года и что об изменениях думают пассажиры, транспортный аналитик и власти.

Суть реформы

Тестировать новую маршрутную сеть начали летом 2022-го. В течение года разработчики, компания АО «Институт Стройпроект» из Санкт-Петербурга, и региональные транспортники анализировали интервалы, расписание и наполняемость автобусов и маршруток.

По словам разработчиков, при запуске проекта учитывалось множество показателей. В частности, оценивалось, какие маршруты будут более востребованы, а какие — нет.

Одно из первых решений — отказ от дублирующих маршрутов и сокращение протяженных направлений. По словам транспортников, в новой маршрутной сети Нижнего Новгорода основная ставка сделана на электротранспорт и метро. Поэтому часть автобусных маршрутов сократили, превратив их в «подвозящие». За счет этого планировалось уменьшить интервалы между рейсами, а значит и время ожидания транспорта.

Кроме того, как отмечал замминистра транспорта региона Денис Рябинин, некоторые маршруты были слишком протяженными. Проезжая из одного конца города в другой, автобусы собирали пробки во всех загруженных местах. Из-за этого сбивалось расписание, и ждать транспорт приходилось дольше обычного.

Основной упор в последние годы сделали на поездки с пересадками. На всех маршрутах, в том числе и частных, ввели пересадочные тарифы 60 и 90 минут. В течение этого времени нижегородцы могут пересесть на другой автобус бесплатно.

Еще одно важное изменение — в маршрутках начали действовать льготы: транспортные карты и проездные. Таким образом, почти везде для пассажиров стерлась разница между социальными и коммерческими маршрутами.

Решать проблему с забитыми автобусами решили и за счет покупки нового транспорта. На замену пазикам пришли машины большей вместимости, а также электробусы и трамваи, на которые и сделан основной упор.

Завершить транспортную маршрутную сеть в Нижнем планировали в 2025 году. Однако позднее срок реформы продлили, поскольку в проект нужно внести ряд доработок.

— Второй этап — это переход к более управляемой транспортной системе, где с каждым перевозчиком заключен контракт на транспортное обслуживание, который в свою очередь дает возможности для осуществления контроля за перевозчиком. Раньше такого не было. По ряду маршрутов в 2025 году будут заключены брутто-контракты. Кроме этого, вносятся точечные изменения в маршрутную сеть, продлеваются маршруты в новые ЖК, часть перенаправляется по другим улицам, чтобы исключить гонки за пассажиров и сделать интервалы движения более понятными для пассажиров, — заявлял ранее замминистра транспорта Денис Рябинин.

Второй этап транспортной реформы начался с перевода частных перевозчиков на госконтракты с регулируемым тарифом, а муниципальных — на брутто-контракты. Для перевозчика будет учитываться количество выполненных рейсов, а не заполняемость автобусов.

— Таким образом, решится, к примеру, проблема увеличенных вечерних интервалов ожидания на остановках. Что происходит сегодня? Перевозчики выпускают максимум транспорта в утренние часы пик, так как это дает возможность перевезти максимальное число пассажиров и гарантированно заработать больше денег в короткий период. Вечерний пик более растянут по времени, дает меньше выручки в единицу времени, — объяснял Денис Рябинин. — При этом те же самые водители не могут работать и утром, и вечером, так как по закону между сменами должно пройти минимум 11 часов. Таким образом, чтобы выйти на линию в 5 утра, завершить работу на маршруте водитель обязан в 18:00. Поэтому и машин вечером выпускается меньше.

Чем недовольны нижегородцы

Несмотря на проведение реформы в течение последних нескольких лет, нижегородцы продолжают возмущаться работой общественного транспорта. Среди основных жалоб — долгое ожидание автобусов, в том и числе «пересадочных», отсутствие транспорта вечером, а также вечная давка в часы пик, из-за чего пассажирам приходится буквально втискиваться в переполненные ЛИАЗы.

— Каждое утро, выходя на работу, проходишь квест — сначала ждешь автобус, потом думаешь: влезу или нет. Потом села в автобус, едешь и думаешь, туда идет автобус или поменяли маршрут и хватит ли времени на транспортной карте, чтоб сделать пересадку, — гневно писала в соцсетях нижегородка по имени Елена.

Однако больше всего нижегородцев возмущает сокращение и отмена популярных маршрутов. В ряде случаев не спасают и пересадки — каждый раз пассажирам приходится ждать очередной автобус.

— Вместо того, чтобы проехать 4–5 остановок на одном автобусе, вы вынуждаете пенсионеров, родителей с детьми пересаживаться с транспорта на транспорт и тратить вдвое больше времени и сил на ожидание и поездку, объясняя это необходимостью «исключения дублирования маршрутов», — возмущалась под постом транспортников нижегородка Екатерина.

В Центре развития транспортных систем отвечали, что основные проблемы связаны с нехваткой водителей. Из-за этого возникают большие интервалы между автобусами, а в рейс выходит недостаточное количество транспорта. Проблемы пытаются решить повышением зарплаты и привлечением работников из других регионов. Однако пока ситуация несильно изменилась.

По словам Дениса Рябинина, проблема возникла в 2020 году по всей стране во время пандемии коронавируса. Люди перестали ездить на автобусах, из-за чего перевозчики стали уходить в минус и задерживали зарплату водителям. Люди уходили в другие сферы, где платили больше, а уровень ответственности был гораздо ниже.

Мнение транспортного аналитика

Как считает транспортный аналитик из Санкт-Петербурга Владислав Булгаков, сейчас транспортная реформа в Нижнем Новгороде подходит к тому этапу, когда всё должно более-менее начать работать. Перевод перевозчиков на брутто- и госконтракты позволит Минтрансу контролировать ситуацию с выпуском транспорта и расписанием.

— У перевозчика даже с небольшим контрактом, где основной доход идет от выручки, а штрафы будут копеечные, появится хоть какая-то мотивация работать. Особенно когда сотрудники ЦРТС будут фиксировать нарушения как можно чаще.

По брутто-контрактам перевозчикам будет всё равно на выручку, потому что она идет заказчику — госпредприятию. Условно говоря, перевозчику без разницы, заполненный автобус едет или пустой. Это можно увидеть на примере автобуса 90, который может ночью ехать спокойно из Печер в Сормово и обратно. Вместо плана по выручке у водителей четкая зарплата, — заявил в беседе с NN.RU Владислав Булгаков.

Кроме того, с новыми условиями Минтранс будет контролировать и транспорт, на котором работают перевозчики. Однако обновить автопарк может далеко не каждый предприниматель.

— Мне кажется, для перевозчиков возникнут дополнительные расходы, будем честны. Потому что при старой системе они могли ездить на чем угодно в рамках тех свидетельств, которые они получили. То есть смотря какие условия поставят, — отметил эксперт. — Если речь о новой технике, то если будет контракт на хороший срок, лет на пять, то могут прийти и федеральные игроки. Но, насколько я понимаю, речь идет не о таких долгосрочных контрактах. Ну а если на год, то, думаю, как-нибудь построятся. Например, у ИП «Мещеряков» точно техника какая-нибудь найдется, у остальных — не знаю.

Кроме того, как отметил эксперт, Минтрансу будет проще менять маршруты частных перевозчиков.

— Раньше при нерегулируемом тарифе перевозчика буквально надо было убеждать. То есть если он не хочет ехать по этой трассе, то он ни за что не поедет. А по госконтракту ему на 10% можно удлинить трассу.

Что касается необходимости сокращать маршруты и вводить пересадки, то, по словам Владислава Булгакова, это логичное решение.

— При нынешней ситуации я другого выхода не вижу. И, честно скажу, на месте нижегородских властей я бы действовал более серьезно, потому что дублированность останется более умеренная. Если посмотреть на схемы — везде на чем-то да можно уехать по разным направлениям. Например, тот же Автозаводский район, просто можно было приличное количество маршрутов сосредоточить на метро. Или автобус А-20, который ходит от аэропорта до Верхних Печер, он же экскурсионный — через весь город. Естественно, никому не хочется, чтобы сбились интервалы — на другом конце города автобуса не было 40 минут. Поэтому принимают такие действия, чтобы сократить маршрут и для большинства пассажиров он ходил хорошо. Хорошо бы, конечно, и выделенные полосы вводить.

Как добавил транспортный аналитик, вместо десятка небольших автобусов, стоило бы использовать подвижной состав большей вместимости. Например, автобусы-гармошки.

Как отметил Булгаков, на ситуацию с транспортом действительно остро влияет нехватка водителей. По его мнению, для решения проблемы можно привлекать к работе мигрантов.

— Проблема в том, что водить особо некому. Буквально некому. Даже те, кто есть, они, скорее всего, пойдут в грузоперевозки. Может быть, кто-то не знает, но на водителях автобусов лежит огромная уголовная ответственность. Плюс переработки, конфликты с пассажирами и такая себе зарплата.

Кроме того, по мнению эксперта, один из временных способов решить вопрос с переполненностью автобусов — выпускать больше транспорта в утренние и вечерние часы пик, а в течение дня — минимум.

— Это тоже не очень хорошо, но в Перми, например, так делают. Там в утренний и вечерний пик максимально все ресурсы используют, а потом длительные стоянки днем. И как-то так оно и работает. Так хотя бы с одним водителем можно справиться. А для работы по вечерам можно только финансово замотивировать перевозчиков и контролировать.

Как оценивают реформу власти

Реагируя на недовольство нижегородцев, представители властей не раз высказывались о транспортной реформе в регионе.

По мнению замминистра транспорта Дениса Рябинина, улучшение ситуации произойдет не одномоментно, поскольку в один день штат у перевозчиков не заполнится.

— Мы рассчитываем в течение года за счет повышения заработной платы, улучшения условий труда и отдыха привлечь необходимое число водителей. Будет приобретен новый подвижной состав. Всё это в комплексе позволит в 2025 году увидеть качественные положительные изменения с общественным транспортом в Нижнем, — говорил в конце 2024 года Рябинин.

По мнению губернатора Глеба Никитина, сейчас транспортная реформа выходит на важный этап — заключение брутто-контрактов. Это позволит решить проблему с частными перевозчиками, которые не хотят запускать автобусы по непопулярным маршрутам и вне часов пик.

В целом, по мнению губернатора, в сравнении с Москвой в Нижнем Новгороде неплохая ситуация с общественным транспортом: люди добираются от дома до работы и обратно примерно за 40–60 минут.

— Москвичи обзавидовались. Конечно, нам нужно сокращать период времени, которое тратят нижегородцы. Всё, что делается в качестве реформы, делается не от нечего делать. Цель в том, чтобы увеличить количество подвижного состава на маршруте и снизить интервальность, — говорил на декабрьской прямой линии Никитин, отмечая проблему с дефицитом водительского состава.

Председатель регионального заксобрания Евгений Люлин считает, что пока процесс с улучшением системы транспорта в городе находится на промежуточных этапах. Нынешнюю ситуацию политик оценил на «троечку». Как отметил спикер, при проведении реформы возникали некоторые проблемы. Однако в 2025 году ситуация якобы должна улучшиться.

— Может быть, несколько неправильно организовано. Может быть, нельзя всё сразу было, надо было как-то распределить во времени. Но мы надеемся, что в 2025 году по всем направлениям должны переломить ситуацию, — говорил Люлин под конец 2024-го.

Замгубернатора Сергей Морозов также отмечал, что пока транспортная реформа находится на промежуточном этапе. А запустить новую маршрутную сеть в полном объеме планируют нескоро — в 2027 году.

— Многие ее критикуют, не понимая еще, что она находится на середине. Новую маршрутную сеть мы не запустили. Мы намеренно растянули это на три года, — заявил в конце декабря Морозов. — В конечном счете запуск новой маршрутной сети мы ожидаем даже не в 2026 году, а в 2027-м.

Ранее мы рассказывали, что с 1 января 2025 года в Нижнем Новгороде изменилась схема движения семи автобусных маршрутов. В списке, например, А-58, А-81 и А-93. Показываем, как будет ходить общественный транспорт, на подробных схемах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE3
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED2
Гнев
ANGRY52
Печаль
SAD2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
235
Форумы
ТОП 5
Мнение
Работа в −50, алкоголь и тоска по дому: нефтяник — о том, как празднуют Новый год на вахте
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Мнение
Туалеты в кустах и разруха за фальшфасадами. Почему малые города Нижегородской области «жемчужины» только на словах
Кристина Калинина
Журналист
Мнение
«Зачем всё это сделано?» Как второй сезон «Игры в кальмара» растоптал 3 года ожидания
Анна Колотова
Рекомендуем
Знакомства
Объявления