Когда ваш банк предлагает перевести рублевый вклад в валютный и плохо объясняет, зачем; когда цены на продукты выросли, а вы получаете как получали; когда глава государства говорит о "неустойчивости глобальной экономики" и даже в поисковике вводится подсказка "экономический кризис", закрадываются подозрения: что-то пошло не так.
С начала года минэкономиразвития несколько раз делало «поправку» в прогнозе темпов роста ВВП в сторону его замедления. Если в апреле он ожидался на уровне 2,4%, то уже в сентябре понижен до 1,8% годовых, пишет «Эксперт». Однако уже летом появилась отрицательная динамика в промышленной и добывающей областях. В августе, по данным Росстата, реальные доходы россиян не просто перестали расти, а начали сокращаться (на 1,3% меньше сентября 2012 года). Снижение доходов отмечено в 26 субъектах РФ, в том числе Нижегородской области (98,7% по сравнению с августом 2012 года). Зарплатные «излишки» к тому же были «нивелированы» за счет роста тарифов на ЖКУ. В начале ноября Росстат доложил о снижении потребительского спроса, в том числе спаде на отечественном авторынке, а также снижении объема банковских вкладов.
Данные Нижегородстата по большей части отражают ситуацию по стране.
На фоне снижающегося уровня безработицы и роста зарплат (106,2% в январе-августе 2013-го по сравнению с аналогичным периодом. 2012 года) реальные доходы населения Нижегородской области сокращаются. В январе-сентябре динамика стала отрицательной: 99,4% по отношению к а.п. 2012 года. На позитивный рост зарплат могли повлиять «добавки» бюджетникам и чиновникам. Вместе с тем, индекс потребительских цен продолжает устойчиво расти. В сентябре 2013 года рост цен на все товары и услуги составил 105,1% по отношению к декабрю 2012-го.
Индекс промышленного производства в январе – сентябре 2013 года по полному кругу предприятий составил 105,6%. Объем произведенной продукции сельского хозяйства в сентябре - 95% по сравнению с показателями января-сентября 2012 года.
В сентябре резко выросли темпы ввода нового жилья (+17,1 п.п. к периоду за январь-август), но это все равно меньше, чем в 2012 году (86,4%). Объем выполненных строительных работ в январе – сентябре составил всего 90, 2% по отношению к прошлому году, а по сравнению с январем-августом снизился на 10,1 п.п.
"Рост объемов сдачи жилья в III и особенно в IV квартале 2013 года прогнозировался и ранее: во-первых, из-за высокой степени готовности новостроек, во-вторых, потому, что в I полугодии был сдан малый объем. Кроме этого, максимальный объем сдачи новостроек перед Новым годом, в "традициях" строителей", - поясняет Владимир Снажин, руководитель Группы Инвестиционно-риэлтерских компаний «Партнер», аналитик рынка недвижимости.
Есть ли в России экономический
кризис и, если да, то когда он начался и чем закончится, NN.RU поинтересовался у экспертов.
«Состояние российской экономики – пессимизм, вызванный внутренними причинами»
Владимир Россохин, заместитель декана факультета экономики НИУ ВШЭ - Нижний Новгород по проектной деятельности; доцент кафедры финансового менеджмента (Нижний Новгород):
«Понятие «экономический кризис» не имеет цифрового выражения. Можно использовать близкое к экономической ситуации понятие рецессии, формальный показатель которой – отрицательная динамика ВВП в течение двух кварталов. Исходя из этого можно сказать, что рецессии в России пока нет: динамика ВВП – положительная, и он растет, хоть и не такими быстрыми темпами, как планировалось.
Однако это только формальный показатель, поскольку в реальности все не так хорошо.
Состояние российской экономики – пессимизм, вызванный не внешними, а внутренними причинами. Делать бизнес в России, связанный не с торговлей, а производством, невозможно. Многие знакомые предприниматели называют его «крестом», «проклятьем». Причина - в чиновничьем засилье и коррупционной составляющей при ведении бизнеса. К примеру, есть ли смысл участвовать в тендере, если выигравший известен ещё до его объявления?
Вот почему девальвация рубля, которая рассматривается как одна из мер борьбы с «замедлением» экономики, не будет эффективной. В 1998 году за счет неё, действительно, удалось «поднять» промышленность: мы начали производить импортозамещающие товары, которые были дешевле ввозных. Но сейчас эта мера бизнес не «оживит»: ведь 15 лет назад он не испытывал такого мощного давления. После девальвации национальной валюты просто подорожает жизнь, и эту разницу мы ничем не компенсируем.
«Чиновничья» составляющая активно влияет на инвестиционный климат. Бизнесмены не будут работать комфортно до тех пор, пока число проверяющих организаций не снизился до одной: налоговой инспекции. Ну, максимум, добавится «профильный» проверяющий– регулятор. Что касается взаимоотношений бизнеса с банками, то, возможно, проблема опять-таки не в высоких ставках по кредитам (хотя крупные компании в целом качественные заемщики и выгодные условия могут «продавливить»). Дело в желании предпринимателей развивать свой бизнес, целях, которые они ставят перед собой, в их уверенности в себе и в будущем. Тем более, динамично развивающийся фондовый рынок позволяет привлекать ресурсы не только с помощью кредитов банков, но и путем выпуска облигаций. Сейчас эта «среда» становится более комфортной.
Остальные факторы влияния на российскую экономику вторичны. В ВТО (которое, кстати, регулирует только часть бизнеса) я вижу в том числе и положительные моменты: вступление в неё стимулирует наших производителей. К примеру, АвтоВАЗ, который раньше поддерживался исключительно за счет государственной помощи (поднятия ввозных пошлин), но не работал над качеством продукции. Многие переживали за сельское хозяйство. Но оно у нас и до, и после вступления в ВТО было «не в лучшей форме». Тут следует отметить опыт европейских стран, США, где эта сфера является дотируемой.
Сейчас нужны более радикальные шаги со стороны государства. При этом общество тоже не должно оставаться в стороне от проблем. Иначе так и будем потихонечку загнивать, перепродавая купленное, производя «абстрактные «инновации».
«Надо быть готовыми к длительному периоду застоя или очень вялого роста»
Александр Потавин, главный аналитик «РГС Управление активами»:
«Россия – страна, госбюджет которой более чем на 50% зависит от экспорта сырья. Ключевым сигналом в части надвигающего коллапса в экономике мы считаем сальдо торгового
баланса страны. Предпосылок для резкого ухудшения таможенной статистики (сальдо по импорту и экспорту из страны) в ближайшем будущем не предвидится. Пока в бюджете есть деньги, локальные проблемы (закрытие нерентабельных предприятий, увеличение дефицита пенсионного фонда, спад в отдельных отраслях промышленности) можно решить локальными мерами дофинансирования.
Во второй половине 2013 года отчетливо ощущается тенденция сокращения налоговых поступлений. Связано это с тем, что в первой половине этого года очевидную слабость в экономике демонстрировали ключевые торговые партнеры России: Китай и Еврозона. Однако уже этим летом и осенью ситуация на внешних рынках начала меняться к лучшему: стабилизировался спрос и цены на основные товары российского экспорта. Соответственно, нормализацию ситуации мы увидим и в части сальдо нашей внешней торговли. Поэтому в конце 2013 года мы не ждем обострения кризисных явлений ни на федеральном уровне, ни на региональном.
Согласно индексу PMI (рассчитывается для промышленности и сферы услуг, значение ниже 50 пунктов означает спад), экономическая активность в октябре вышла в зону подъема: индекс PMI вырос до 51,8 пунктов благодаря укреплению внутреннего спроса.
Стоит, однако, учитывать, что высокие мировые цены на нефть уже почти не влияют на рост выручки российских компаний, а динамика инвестиций в их основной капитал пока стремится к нулю (в 2011 году этот показатель составлял 8,3%, то по итогам семи месяцев 2013 года упал до 2,5%). Если не найти новых резервов для стимулирования инвестиций, как минимум застой в нашей экономике будет неизбежен.
В IIIквартале 2013 года экономика ВВП США вырос на 2,8%; Китая - на 7,5%. Средняя цена на нефть марки Brentза 9 месяцев этого года составила 107 долларов за баррель.Однако темпы роста российской экономики «скатились» до ничтожных 1,2%. Значит, главная причина – не глобальный кризис, а наши внутренние факторы. Очевидно, что сейчас стране нужна кардинальная перестройка механизма управления частной и государственной собственностью, отход от сырьевой экономики. Но, судя по риторике выступлений представителей высшей власти, ждать этого в обозримом будущем в России пока не стоит. Значит, надо быть готовым к длительному периоду застоя или очень вялого роста.
В этой ситуации ключевым фактором роста ВВП может быть лишь частный потребительский спрос, который, в свою очередь, зависит от объемов кредитования. Чтобы сделать кредиты более доступными (дешевыми) для населения и бизнеса, будет снижена инфляция (ожидаемый уровень – 4-5%). С этой целью правительство РФ распорядилось «заморозить» в 2014 году тарифы на услуги естественных монополий (ССЫЛКА). Но эффективность запущенного механизма предстоит оценить только в следующем году»
«Говорить о кризисе рано»
Даниил Маркелов, аналитик инвестиционного агентства "Инвесткафе":
«В посткризисных условиях правительство РФ придерживалось жесткой монетарной политики, сохраняя уровень расходов на предкризисном уровне. Это было необходимо для понижения уровня инфляции, возросшего во время кризиса. Результатом было небольшое снижение темпов роста экономики страны.
В настоящее время цель Центробанка и правительства - увеличение темпов роста ВВП после восстановления объёмов экспорта, так как Россия придерживается экспортоориентированной экономики и сильно зависит от экономик торговых партнеров. После выхода основного торгового партнера РФ – Европы - из рецессии ожидается повышение торгового оборота, а значит, и возвращение механизма «экспорт-госрасходы-инвестиции» и, соответственно, рост ВВП.
С другой стороны, если экономики Европы и Китая будут иметь тенденцию к падению, то и России грозит кризис. Тем не менее, я считаю, что в настоящий момент такой прогноз делать рано. В отношении регионов стоит отметить, что рост дефицита бюджета субъектов РФ связан с
увеличением социальных обязательств, то есть с увеличением расходов при снижающихся темпах роста экономики. Это, действительно, плохо, но ситуация не критическая. Поэтому восстановление объемов ВВП страны позволит развиваться и регионам, постепенно ликвидировать дефицит бюджета»
В ТЕМУ