--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Как чувствует себя рынок коммерческой недвижимости в новых реалиях

Разговоры о недвижимости
1130
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
10 Ноября 2022

Аналитики Залоговой службы Сбербанка совместно с экспертами рынка коммерческой недвижимости подвели итоги III квартала.

Они констатируют, что самые пессимистичные прогнозы по росту вакансии и снижению выручки, озвученные в марте 2022 г., не сбылись: по итогам девяти месяцев, по мнению авторов исследования, происходит плавная адаптация к новым реалиям, некоторые российские игроки находят для себя новые возможности для развития на фоне ухода международных компаний.

Эксперты выделяют три фазы, которые прошел рынок коммерческой недвижимости, — от восстановления в I квартале 2022 г., неопределенности в марте и последующего падения на фоне геополитической и экономической ситуации до переключения фокуса на внутренний спрос.

Наиболее неопределенная ситуация на рынке торговой недвижимости связана с тем, что 42% международных брендов по-прежнему находятся в статусе приостановки деятельности. «Активизировались российские ритейлеры, увеличились форматы магазинов, в частности, fashion-якорей: магазины некоторых активно развивающихся российских сетей расширяют действующие площадки с 400 до 1 тыс., иногда до 2 тыс кв. м», — говорит Надежда Цветкова, директор, руководитель отдела аренды торговых помещений CORE.XP. «Новые иностранные бренды из дружественных стран планируют выход через партнеров — российские франчайзи «атакованы» новыми предложениями. Активно развиваются некоторые крупные российские бренды и форматы универмагов», — подтверждает Полина Жилкина, Управляющий партнер Retex. «Некоторые собственники ТЦ смотрят на возможности самостоятельно взять франшизу иностранных брендов. Но при этой, казалось бы, активности со стороны участников рынка быстро и полностью заместить всех “уходящих” брендов невозможно, крупнейшие fashion-якоря занимают по России около 1 млн кв. м, для поглощения возможного высвобождения площадей потребуется некоторое время», — заявила эксперт.

Исследование также показало, что на рынке офисной недвижимости произошло замедление сделок и сокращение нового ввода, собственники выстраивают коммуникации и фокусируются на российских компаниях и государственных структурах. «Более 60% сделок новой аренды в I — III кварталах 2022 г. были заключены в классе В+. Однако компании по-прежнему активно интересуются высвобождающимися офисами класса А, — говорит Екатерина Белова, руководитель департамента по работе с офисными помещениями IBC Real Estate. — Арендаторы офисных площадей ожидают снижения ставок. Кроме того, мы наблюдаем изменения в предпочтениях арендаторов относительно размера офисного блока. Бизнес смотрит в сторону меньших площадей (до 1 тыс. кв. м), в то время как крупные российские компании, государственные и окологосударственные структуры продолжают рассматривать опции более 10 тыс. кв. м. Количество запросов на, так называемую, середину в 2—5 тыс. кв. м существенно сократилось». «Спрос на крупные лоты наблюдается со стороны госсектора. Российский бизнес сосредоточен на оптимизации, организовался рынок субаренды офисных площадей. Основной арендный спрос нацелен на помещения с отделкой — на фоне роста цен на строительные материалы арендаторы готовы использовать уже отремонтированное пространство и адаптировать под нужды своей компании», — поясняет ситуацию на рынке Наталья Никитина, Международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости CMWP. По прогнозам эксперта, уровень вакантных площадей до конца года на рынке офисов может составить 11,8%. «Всего на рынке коммерческой недвижимости порядка 25% площадей принадлежат иностранным инвесторам, — добавляет Ольга Шлычкова, Старший директор, Рынки капитала и инвестиций CMWP. — Сделки с нерезидентами оказывают давление на ставки капитализации на текущий момент, однако в следующем году количество таких сделок снизится, поскольку большинство “вынужденных продавцов” реализуют активы в текущем году».

Увереннее всего по-прежнему чувствует себя складской сегмент, несмотря на то, что в последнее время наблюдается тенденция к росту вакансий и увеличению объема предложения в субаренду. Однако, как отмечает Виктор Афанасенко, Региональный директор, Руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers, часть помещений будет поглощена рынком как субаренда, часть — трансформируется в сделки прямой аренды (замена арендатора), часть — еще появится в виде субаренды или скрытой аренды. Ключевыми потребителями на рынке складской недвижимости остаются Ozon и Wildberries, совокупный объем складских площадей, уже занимаемых этими крупнейшими интернет-магазинами, составляет около 2 млн кв. м — и еще более 1 млн кв. м запланировано к строительству или уже строится.

«За последние два года уровень средней сделки в сегменте e-commerce вырос в три раза, в то время как классический ритейл демонстрирует сокращение размера средней сделки почти в два раза», — отмечает эксперт.

Источник:
http://sroroo.ru/press_center/news/3680203/
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Быстровозводимые здания под ключ

Добрый день! Предлагаем Вам быстровозводимые здания для Вашего бизнеса! Мы проектируем и...
Цена: 800 000 руб.

Восстановление отверстий спецтехники

Услуга мобильного наплавочно-расточного комплекса по восстановлению, ремонту отверстий на спецтехнике и промышленном...
Цена: 10 000 руб.

Колесо обрезиненное D-150 мм

Колеса обрезиненные D-150 мм широко используются для оснащения мангалов различных конструкций и размеров. Они позволяют легко и удобно...
Цена: 95 руб.

Гальваническое цинкование металла

Предлагаем вам уникальную услугу по цинкованию металла, которая позволит значительно увеличить срок службы и защитить изделия от...