--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Мост в Крым: проекты прошлого и строительство в настоящем

В мире
109
49
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Deathmaker
11.05.2016
Идея витала в воздухе годы и десятилетия. Проекты создавались, откладывались, терпели крах. Многие говорили раньше и говорят сейчас, будто затея имеет привкус авантюры. Но так сложилось, что все сомнения отброшены. Методично, с гигантским размахом Россия строит мост в Крым -- свой новый регион. Не станем говорить о политике -- посмотрим, что будет собой представлять этот транспортный суперкоридор, который заработает, если все пойдет по плану, всего через пару-тройку лет.
http://www.nn.ru/~Deathmaker?MFID=1062162&IID=30071914
Для большинства жителей нашей страны российский Юг ассоциируется прежде всего с ласковым солнцем и теплым морем, но в реальности природа здесь сурова.

Память о столкновении

Во-первых, и Крым и Кавказ -- горные регионы. Горы крымские и кавказские имеют схожую природу и относятся к так называемой альпийско-гималайской геосинклинальной складчатости. Пояс складчатости начал формироваться еще в мезозое (примерно 50 млн лет назад), когда Евразийскую плиту с юга начали <<поддавливать>> дрейфующие Африканская, Аравийская и Индостанская плиты. Этот процесс не прекращается до сих пор, а потому горы пояса складчатости продолжают расти. А значит, являются сейсмически опасной зоной. Крым и Кавказ не исключение. Непосредственно там, где находится Керченский пролив, через который возводится мост, высоких гор нет, но геология этого пониженного участка также весьма сложна. Можно сказать, что в этих краях умирал великий океан Тетис, который просуществовал около миллиарда лет и перед гибелью разделял древние континенты Лавразию и Гондвану. Затем производные этих континентов начали <<съезжаться>>, и Тетис распался на несколько водоемов, среди которых моря Средиземное, Черное, Каспийское, Аральское. Эти водоемы переживали, как говорят в гидрологии, трансгрессии и регрессии. Уровень в них то повышался, и они разливались на обширных территориях, сливаясь друг с другом, то понижался, и тогда моря превращались в озера и теряли связь между собой. Все эти водоемы разных эпох оставляли слои донных отложений. Наиболее древние, покрытые слоем более новых, погружались вниз, превращались в твердую породу. Свежие отложения оставались до поры до времени рыхлыми и мягкими. Однако временами случалось так, что древние твердые отложения подвергались действию тектонических сил и сминались, образуя складки в виде синклиналей и антиклиналей. А поскольку эти породы тверды и непластичны, то в процессе сминания в них зачастую образовывались разломы, что чревато сейсмическими угрозами. Именно такие разломы сформировали ложе Керченского пролива. Но поверх складчатости водоемы образовывали новые слои отложений. И это еще одна проблема: для установки опор моста здесь слишком зыбкое дно, составленное из относительно сжимаемого, газонасыщенного глинистого грунта. Это продукт действия не только моря, но и реки.

http://www.nn.ru/~Deathmaker?MFID=1062162&IID=30071916

По сухому морю


Сразу возникает вопрос: откуда взялась река в Керченском проливе? 12-14 тысяч лет назад Черное море испытало очередную регрессию, его уровень понизился примерно на 100 м, а мелкое Азовское море просто высохло. По оставшейся от него сухой долине пробил свою дорогу палео-Дон -- древний предшественник современной российской реки. Река сформировала устье в 50 км к югу от тогда не существовавшего Керченского пролива, но древняя долина реки проходила точно между Крымом и Кавказом, образовав под собой подушку из песка и ила толщиной метров семьдесят. Теперь долина скрыта водами пролива. И над всем этим надо построить мост.

Война и льды

Кроме рискованной геологии есть еще и климат. Неужели на Юге плохой климат? Да, строительству моста через Керченский пролив он явно не способствует. Мост ведь уже строили. В 1943 году, дабы облегчить отступление германских войск из Тамани, гитлеровцы решали вопрос обеспечения переправы через пролив. Сначала была построена канатная дорога, но с ее грузоподъемностью ни танк, ни другую технику через пролив не перевезешь. Гитлер приказал Альберту Шпееру, знаменитому архитектору, министру и руководителю Organisation Todt (государственной военно-строительной компании) обеспечить возведение в течение полугода постоянного автомобильно-железнодорожного моста. Конструкции моста произвели в Германии и доставили к месту стройки. Мост был готов на треть, когда давление Красной армии на немецкие войска в Тамани усилилось настолько, что стало уже не до моста. Построенный участок был подорван. Крым освободили в следующем, 1944 году, после чего с использованием немецких конструкций железнодорожный мост с Крыма на Кавказ все же был построен. Но он простоял лишь полгода. Как ни странно это звучит, мост не выдержал напора льдов. Да, это не Арктика, а всего лишь Азовское море -- самое мелкое море на Земле, которое очень быстро нагревается и так же быстро остывает. Зимой тут формируются ледяные поля, изредка море замерзает целиком. Затем при повышении температуры ледяной покров начинает трескаться, распадаться на отдельные льдины, и мощный ветер гонит их в Черное море через пролив. Временами льдины нагромождаются друг на друга, образуют торосы, что только усиливает нагрузку на любую конструкцию, которая встанет в водах пролива. Поддавшись мощи ледохода, несколько пролетов советского моста треснули и обрушились. По решению тогдашнего руководства мост временно демонтировали. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Посреди пролива можно и ныне видеть огрызки металлических опор. Вопрос о строительстве нового моста многократно поднимался и в СССР, и в межгосударственных отношениях России с уже независимой Украиной, но реально к делу приступили лишь тогда, когда возникла острая политическая и экономическая необходимость.

Сроки очень жесткие. Но ведь пролив не речка. Даже в самых узких его местах расстояние от берега до берега составляет несколько километров. Значит, при возведении конструкций моста необходимо использовать строительную технику на плавучих платформах. И она, конечно, используется, но и здесь климат вносит свои коррективы: в феврале 2016 года было отмечено 250 часов штормового моря. В шторм работы с плавсредствами невозможны. Вот и еще один вызов строителям со стороны природы.

Три рабочих моста будут возведены на месте строительства для подвоза стройматериалов и техники к морским участкам. Стройка должна продолжаться и в непогоду, и в шторм.
http://www.nn.ru/~Deathmaker?MFID=1062162&IID=30071918

Дамбу строили не зря

Так как же российские инженеры решают все эти проблемы, связанные с рельефом и климатом, и почему мост должен и будет стоять незыблемо, соединяя континент с полуостровом? Чтобы получить ответы на все эти вопросы, <<Популярная механика>> обратилась к генеральному подрядчику строительства -- компании ООО <<Стройгазмонтаж>>, где нам рассказали о технических деталях проекта.

Двухуровневый транспортный переход, который будет состоять из четырехполосной автодороги и двухколейного железнодорожного пути, пройдет не по самому короткому маршруту, соединяющему берега. Короче был бы северный маршрут, проходящий примерно в том месте, где простоял свои полгода злосчастный железнодорожный мост -- в районе песчаной косы Чушка. Но строительство моста в этом районе повлекло бы за собой дополнительные проблемы. Во-первых, здесь проходит паромная переправа и построены портовые сооружения -- стройка явно помешала бы их функционированию. Во-вторых, этот участок является более сейсмически опасным из-за разломов и грязевого вулканизма. Поэтому маршрут был проложен в том месте, где пролив шире. Зато там есть остров Тузла. Он относится к так называемым аккумулятивным образованиям, то есть песчаным наносам, которые по прихоти моря постоянно меняют конфигурацию. Когда-то здесь была цепь островов, потом цельная коса, соединяющая Тузлу с таманским берегом. В 1925 году шторм размыл косу, и Тузла снова стала островом. В 2003-м произошел первый российско-украинский конфликт вокруг Крыма. Россия начала строить дамбу от Таманского полуострова к Тузле, как бы восстанавливая размытую косу. В итоге пограничный спор удалось урегулировать, а строительство дамбы было остановлено. Теперь построенный участок дамбы будет частью транспортного перехода. Затем последует морской участок -- мост, еще один сухопутный участок по Тузле и, наконец, еще один мост уже до Керченского полуострова.

В трубе и в бассейне

Строительству предшествовали многомесячные изыскания с комплексным анализом всех неблагоприятных условий: сейсмика, слабость грунтов, климат. Детальное заключение по сейсмической интенсивности района строительства представил Институт физики Земли им. О.Ю. Шмидта РАН. В итоге была разработана конструкция, способная переносить 9-балльные подземные толчки. В рамках изысканий были определены виды ледовых нагрузок по трассе мостового перехода -- величина ледового поля, толщина, прочность льда. По результатам анализа были выполнены расчеты по определению нагрузок для опор на температурное расширение льда и на приходящие из Азовского моря ледовые поля.

В ходе подготовки проектной документации специалисты Крыловского государственного научного центра (Санкт-Петербург) в лабораторных условиях проверили, как будущий мост будет работать во время сильного шторма и ледохода. Для этого модель участка моста, напечатанную на 3D-принтере в масштабе 1:50, <<продули>> в большои аэродинамическои трубе. Модель испытали ветром разнои силы: от тихого до ураганного, с порывами до 56 м/с.

Тест на прочность во льдах прошел в экспериментальном бассейне. Здесь были установлены модели опор моста. Сотрудники научного центра намораживали лед с определенными физико-химическими свойствами и имитировали в бассейне разные ледовые режимы: пропускали между опорами ледяные поля и гряды торосов.

http://www.nn.ru/~Deathmaker?MFID=1062162&IID=30071920

Проникновение в недра

Всего переход будет насчитывать 595 опор, каждая из которых встанет на свайный фундамент. Главная <<хитрость>> конструкции в том, что сваи применяются разные. На участках с толщей слабых грунтов будут использованы металлические трубчатые сваи диаметром 1420 мм. Они погрузятся в грунт на глубину до 94 м, чтобы опереться на твердые породы. Некоторые из них будут погружены с наклоном, что позволит эффективно распределить нагрузку в условиях высокой сейсмичности. Таким образом, бетонный ростверк, на который установят опору, будет отдаленно напоминать кухонную табуретку с расставленными в сторону ножками. Сколько будет этих ножек -- зависит от конкретных условий в месте установки опоры. Чтобы избежать сложностей с транспортировкой, длинные трубчатые опоры собирают из отдельных секций. Подготовка секций ведется на технологической площадке, развернутой на Таманском полуострове. 12-метровые трубы сваривают между собой автоматическим способом на стационарных постах. Готовые секции (из двух или трех труб) перевозят на машинах на площадки строительства и устанавливают в кондукторы -- специальные каркасы. После того как секция уходит в грунт, в кондукторе к ней приваривается следующая секция. Звучит это немудрено, однако на самом деле речь идет о технологически сложной сварке с созданием швов высокой точности. Такой объем работ по высокоточной сварке в России выполняется впервые. Погружение металлических трубчатых свай в акватории будет выполняться с помощью специальных передвижных устройств, вибропогружателей и гидромолотов.

С учетом окружающей агрессивной среды трубчатые сваи (как и другие металлоконструкции моста) проходят антикоррозионную обработку. Специальное покрытие наносится в мобильном цехе, развернутом у строительной площадки. Здесь смонтирована технологическая линия, способная обрабатывать 12 секций труб за смену. Сначала труба проходит тепловую обработку, в результате которой с ее поверхности удаляются все загрязнения. Из печи труба отправляется в дробеструйную установку для дальнейшей очистки. Далее -- процесс хроматирования, после которого трубу снова нагревают. На горячую поверхность наносят антикоррозийное и защитное покрытия. Трубу охлаждают и испытывают разными способами на прочность. Далее ее нумеруют, маркируют и заносят в компьютерную базу.

Также для создания фундамента опор при строительстве моста будут использованы железобетонные (квадратные в сечении) призматические сваи и буронабивные сваи (пробуренные скважины, заполняемые арматурой и бетонным раствором). Всего предполагается погрузить в грунт 5500 свай.
http://www.nn.ru/~Deathmaker?MFID=1062162&IID=30071922

От моря к морю

Для прохода морских судов по Керченскому проливу, в целом довольно мелкому, с нестабильным рельефом дна, давно существует Керчь-Еникальский канал глубиной 8 м. Чтобы корабли могли свободно перемещаться из моря в море, над фарватером канала возводится специальный арочный пролет (все остальные пролеты -- балочные). Пролет создаст для судов свободное пространство шириной 185 м и высотой 35. Протяженность пролета составит 227 м, а высота арок в высшей точке -- 45. На этом участке автомобильный и железнодорожный пролеты будут стоять на опорах с фундаментами, для сооружения которых на глубину от 50 до 94 м погрузят более сотни стальных трубчатых свай. Сборку габаритных арочных пролетов выполнят на керченском берегу на специальной площадке. Ее оборудуют выкаточными пирсами для перемещения уже готовых пролетов к плавсистеме. По морю конструкции доставят к месту их установки на мостовые опоры. Монтаж будет выполняться с помощью специального подъемного устройства, которое включает несколько мощных домкратов грузоподъемностью 500 т каждый.

Моста еще нет, но мост уже есть. Как уже говорилось, штормовая погода может помешать работе над строительством с использованием плавсредств. Чтобы успеть в сжатые сроки и не зависеть от капризов стихии, до начала основной стройки возводятся три рабочих моста в акватории (первый уже сдан и используется), которые обеспечат доставку материалов и подход тяжелой техники к морским участкам строительства. Именно в опору одного из вспомогательных мостов в марте этого года врезался турецкий сухогруз, что стало первым серьезным инцидентом на строительстве транспортного перехода. К счастью, авария не нанесла серьезного ущерба строительным объектам и не нарушила сроков, так что, если все пойдет по плану, в 2018 году через Керченский пролив будет организовано автомобильное движение, а год спустя пойдут поезда.

(c) Популярная Механика
www.popmech.ru/technologies/...v-nastoyashchem/
Надо наконец построить это сооружение. Чтобы культурно, с удобствами ездить на курорт поездами и машинами. С украинцами, думаю, насчёт въезда в Крым через перешеек долго не удастся договориться. А совместное строительство моста в своё время однозначно бы не получилось. Украинцы чувствовали подвох и явно догадывались, что Крым будет связан с Россией сильнее, нежели с Украиной. Та же самая ситуация, что и с Рокским тоннелем. Грузины были не в восторге от его строительства. Теперь надо приводить в порядок Крым, чтобы он был действительно похож на красивый, удобный курорт, а то запустили полуостров, довели почти до ручки.
KWIRIN BREQUELENKAM писал(а)
С украинцами, думаю, насчёт въезда в Крым через перешеек долго не удастся договориться
что за перешеек? ))
Чонгар.
High
11.05.2016
Спасибо. Познавательно.
Не раскрыто почему все же мост, а не тоннель
Из за этого 70 метрового слоя ила?
по тоннелю как-то страшновато. Вдруг что-то не так и всем кранты (
англичане с французами не дураки поди
Сдается мне, там другой уровень разгильдяйства
В Москве же есть несколько аналогичных автотоннелей
прям аналогичных керченскому? такой же протяженности, в таких же грунтах и с такой же сейсмикой?
Ну конечно :-) Там даже вода над тоннелями морская, непосредственно в тех местах где они проходят:-)
на сколько могу представлять - сейсмика, разломы, смешанные осадочные породы со сдвигами. это жопа хуже питерской.
Думаю, что со временем построят и тоннель, в дополнение к мосту.
не исключено
FreeCat
12.05.2016
One of us© писал(а)
Не раскрыто почему все же мост, а не тоннель

раскрыто. сложная тектоника.
Drowt
11.05.2016
С технической точки зрения проект не уникальный. При наличии бабла ничего сверх сложного в нем нет.
ты инженер -строитель?
Drowt
11.05.2016
Нет. С интересом и удовольствием готов от инженеров строителей выслушать (или ссылкой поделитесь на достойный матерьял готовый) чем проект крымского моста сложнее например моста в корее в инчен, без журналистского бла бла. Кроме шуток очень интересно. Кучу технической информации уверен осилю без проблем
OCV
11.05.2016
Да китайцы давно уже без всякой помпы строят и сверхдлинные мосты и скоростные ж/дороги. А у нас что не стройка, то проект века.
да, мы в области строительства мегасооружений очень отстали от всего мира. те же китайцы 30 лет совершенствовали свои навыки, а мы наоборот - старательно забывали то, что умели (зачем нам что-то уметь, это же совок, а мы продадим газ и купим).
поэтому сейчас мы в числе догоняющих и хорошо, что шевеления в этом направлении есть.
впрочем о чем это я?
ни капли не сомневался что сказать
Drowt писал(а)
С технической точки зрения проект не уникальный. При наличии бабла ничего сверх сложного в нем нет.

мог только диванный експерт-сисадмин.
Drowt
12.05.2016
Ты постить или как?
PanovAR
11.05.2016
погуглите китайский мостоукладчик - интересно тож
Тебя
11.05.2016
В своё время 27 000 зэков, копали тоннель через Татарский пролив, чтобы соединить о.Сахалин с материком. Работа была выполнена более чем на 80% (промахнулись чутка в 150м. две встречные бригады, но это было поправимо) и тут умер Сталин. Проект свернули и забыли. Будем поглядеть как произойдёт в этот раз с Крымом.
Тебя писал(а)
Работа была выполнена более чем на 80%

Весной 1953 года умер Сталин. А спустя некоторое время стройку закрыли. Не свернули, не законсервировали, а именно закрыли. Вчера ещё работали, а сегодня сказали: <<Всё, больше не надо>>. Проходку тоннеля мы так и не начинали. Хотя для этой работы всё имелось: материалы, оборудование, техника и хорошие квалифицированные специалисты и рабочие. Многие утверждают, что крест на тоннеле поставила последовавшая после похорон Сталина амнистия -- продолжить стройку было практически некому. Это неправда. Из наших восьми тысяч досрочно освобождённых уехало не более двух сотен. А остальные восемь месяцев дожидались приказа о возобновлении строительства.
https://ru.wikipedia.org/wik...0%B5%D0%BB%D1%8C
Но в целом, конечно, реализация проекта была бы крайне полезной для развития острова.
Pingvin
11.05.2016
Там не только Сахалин эффект получил бы, замысел был до Японии потом еще тоннель протянуть... С точки зрения экономики выхлоп был бы мощный...
Тебя
11.05.2016
Пролив Лаперуза километров 30 с хвостиком всего. Да, мощный.
Тебя
11.05.2016
Так мы к тоннелю и не скатались... хотя объездили остров изрядно. Даж в Нефтегорск заскакивали в вечеру, аж мороз по коже был.
тоннеля, как такового, нет. есть остатки сооружений на подходе к нему и вертикальная шахта, к которой водят туристов.
Тебя
11.05.2016
То есть про "промахнулись на 150 метров" лажа... когда на острове гуглили, выдало эту байку. Вот Нефтегорск.
Тебя
11.05.2016
Левый свет - американский завод на Чайво.
рассказам участника я верю больше, чем "народным преданиям" :о)
если бы такой грандиозный объект в действительности существовал, интернет пестрел бы фотками оттуда и давно были бы на слуху "диггерские" маршруты. но увы - кроме фоток одной единственной шахты тот же гугль ничего не выдает.
VitOb
11.05.2016
Мост это хорошо, можно будет в Крым всей семьёй прокатиться.
mkv
11.05.2016
Спасибо, интересная статья.
И тем временем сегодня запустили очередную ветку энергомоста :-)
Ну это ж не сложно. "Как воткнуть в розетку удлинитель" (с) Ресторанный критик.
:-D
VitOb
11.05.2016
Сразу чувствуется громадный опыт и высокий профессионализм.
Одно подозрительное слабое место у данного проекта. А что если некие нехорошие люди сядут в большой корабль, разгонятся хорошенько, да прямо в этот мост. Например. Соседи там те ещё, что они уже неоднократно доказали.
максимальные потери - 1 опора и 2 пролета. при этом свайный куст разрушить не получится, как и оголовок - суда такого тоннажа просто не пройдут по осадке.
кроме того, на сколько я понял, каждую опору будет "охранять" противоледовый отбойник - соответственно и от судов-камикадзе он защитит.
Фарватер там, говорят, очень сложный. Осалка мелкая, метров восемь всего. Шибко большому судну особенно и не разгуляться. В смысле, делать там совсем нечего.
А если кто целенаправленно к мосту направится, так и перехватить или уничтожить успеют. Можно ведь не только островки-отбойники предусмотреть, но и охрану моста с артиллерией.
Old voron
11.05.2016
А где все либерасты которые должны причитать сколько бабушек можно накормить за стоимость моста, неужели им выходной дали.
они на Политическом, облизывают ПЖ.
да и тема авторская :о)))
VitOb
12.05.2016
Снимают стресс после 9 мая.
jsn
12.05.2016
Если начали строить, значит ученые и технологи дали положительное заключение. Что там обсуждать тогда?
Придётся, куда они денутся.
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Мужской Хочу свою соседку   -  Anonim_2 18.09.2024 в 17:56:50 26