--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Ваши дети читали "Муму"? Как восприняли? И какую ценность несёт это произведение?

Развитие. Психология. Воспитание (общая основная тематика)
3225
150
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Вот какое мнение встретилось. Вообще, я считал, что произведение историческое. Ну там... как крепостные были зависимы от помещиков и не могли им даже слова поперек сказать. Даже вот в таком стрёмном деле.

А тут вон какая точка зрения. Ваши дети читали? Потрясло ли их прочитанное или "ну рассказ и рассказ"?

Если нет, то будут читать? Вы какую-то предварительную беседу будете проводить?

Дочь у меня плакала после прочтения в свое время. И мне вот что-то вспомнилось и подумалось, а все ли произведения школьной программы уместны в этой самой школьной программе? Как думаете?
ANI@
08.06.2022
Два произведения у меня под вопросом
Муму и Белый Бим черное ухо
Я плакала долго в свое время и не могла понять - это самое главное, да так и не поняла - если честно.
Сейчас дети типа лишены аналитического мышления, все рассказывают про клиповое сознание - увидел\узнал и сразу забыл. В каком классе они есть для обязательного чтения? в первых 3 еще не дошли.

ANI@
писал(а)
В каком классе они есть для обязательного чтения?


Муму вроде в пятом или шестом. Давненько было, я уж забыл :) Но вроде так
в пятом. Сын (активно читающий) в этом году читал в школе. При разборе произведения старалась не делать упор именно на гибель собаки, разбирали, в основном, характеры и мотивы поведения героев произведения.

nightangel
писал(а)
в пятом. Сын (активно читающий) в этом году читал в школе. При разборе произведения старалась не делать упор именно на гибель собаки, разбирали, в основном, характеры и мотивы поведения героев произведения.


Так гибель собаки - это ж результат. Результат вот той жизни такой, результат крепостного сознания. Да, именно так и надо это произведение разбирать, как мне кажется
Я бы сюда еще Леонидова "Кусаку" добавила, полное безнадеги произведение, и тоже про собаку.
ОООО, как я плакала в свое время над "Кусакой"...навзрыд рыдала.
ksm2506
08.06.2022
Белый Бим черное ухо - самый страшный фильм ужасов в моей жизни, до сих пор сердце сжимается как вспомню :(
Но, я считаю тут всё зависит от человека, кому то такие фильмы полезно смотреть.
_ДЕЯ_
08.06.2022
Те же чувства. И зачем я вообще его смотрела?!
Еще помню фильм про алкоголика и собаку ньюфа, большого и черного, который его от алкоголизма спасал, а в конце тот его живодерам сдал. Это вот что помню, долго не могла пережить этот фильм. Его еще часто показывали, как на него попадала, сразу бегом от телика.
ksm2506
08.06.2022
Да, про ньюфа помню, очень тяжёлый фильм (
_ДЕЯ_
08.06.2022
И ведь больше 20 лет прошло с просмотра, а память почему то не стирает эти воспоминания. Пишу и прям ком в горле.
ksm2506
08.06.2022
Да, согласна с Вами. А кто то совсем по другому воспринимает такие фильмы.
Фильм называется "Друг" с Сергеем Шокуровым. Для меня это тоже был шок, как можно своего единственного Друга и живодерам... Там ещё рефреном "Вальс Бостон" Розенбаума рефреном - до сих пор ни смотреть ни слушать не могу эту безнадёгу...
LiLi14
08.06.2022
да, это очень грустный фильм....
LiLi14
08.06.2022
как он потом нашел мячик и держит его в руках с осознанием, что он натворил.
Читаю, вспоминаю и реву...
Зачем ттакое снимали и показывали? Я ребенком посмотрела, сейчас прочила вспомнила как отойти не могла.
/И сейчас эти воспоминая всплыли, ну как так то?!
ЕОЕ
09.06.2022
Очень давно по ТВ показали документальный фильм Сергея Образцова - "Кому он нужен, этот Васька". фильм больше для родителей.
Мне кажется или действительно современныые родители стараются оградить своих детей от переживаний, сильных эмоций?
ksm2506 писал(а)
Белый Бим черное ухо - самый страшный фильм ужасов в моей жизни, до сих пор сердце сжимается как вспомню :(

Я к вам.... Единственный фильм, который я рыдала , и вспоминаю с содроганием. Даже не хочу не пересматривать не перечитывать...
Тогда уж и Красную Шапочку запретить, чего уж там. Ее же там волк съедает, какой это удар для психики!
А уж про Бабу Ягу и Кощея и подавно. Вообще запретить их упоминать.
Слушайте, ну это же сказки. Хотя сказки Братьев Гримм та еще жесть, считаю)) А Муму - это повесть. То есть невыдуманное
Да, повесть грустная. Но считаю, запрещать ее не надо, это путь к дебилизации. Ее же проходят в 5-6 классе, насколько я знаю. К этому возрасту обычно ребенок знает про смерть, про убийства и даже успевает несколько боевиков посмотреть.
Нет глютену и Муму))))
Ага, да здравствуют розовые пони и ванильные зефирки.
Историю повести почитала , мать Тургенева была той властной барыней ,а немой дворник просто убил животное , не топил, более гуманно типа (
и после этого жизнь его в усадьбе никак не поменялась ..
Любимыми сказками дочери были страшные сказки про Бабу- ягу, где что то отрезают, кого- то убивают и топят. Но от рассказа Лев и собачка, она 2 дня рыдала. Это когда ей 5 лет было.
У меня дома была французская революция , люди пачками под гильотиной гибли и в сражениях , поэтому ни белый Бим ни муму не вызвали никаких сильных эмоций , особенно муму.
Воспринимала как художественное произведение, больше даже с революционной точки зрения ( зажравшиеся самодуры баре и безропотные крепостные )
Единственно , было досадно , что Бим не спасся , ещё вот чуть чуть бы
Rory
08.06.2022
Александр Дюма - 1000 и один призрак?
Я все Диккенса читала , Дюма тоже много чего , а вот эту конкретно не читала , интересно ?
Rory
09.06.2022
да, мне очень нравится
Я не знаю такого у Дюма. А думала, всего перечитала) Надо поискать
Rory
10.06.2022
это сборник мистических историй о вампирах и прочем
cheers
12.06.2022
А у меня в том возрасте наоборот было. Людей как-то не жалко, а вот над Бимом как я рыдала - до сих пор помню - и точно знаю что пересматривать не буду.
Тогда уж совсем в школу не водить, а то на перемене в 5м классе и не такое покажут в телефоне. Дочь в этом году проходила, нормально перенесла.
El.ru
08.06.2022
Вспоминаю, как во втором классе дети смотрели ролик, в котором коза рожала крупным планом *secret*
cheers
12.06.2022
И не только покажут.
У меня 4ероклашка говорит что ее подруги регулярно поливают отборным матом после того как выясняется что у нее за контрольную "5",а у них "3".
ПрелеснО...
cheers писал(а)
У меня 4ероклашка говорит что ее подруги регулярно поливают отборным матом после того как выясняется что у нее за контрольную "5",а у них "3"

=-O капец...
Это они "в шутку" или серьезно?
cheers
14.06.2022
Не знаю честно говоря.
Ребенок читал в этом году по школьной программе (5кл). Перенес нормально, собачку жалко, но не рыдал. Сути он толком не понял, для него основное было то, что нужно заботиться о животных и нельзя жестоко с ними обращаться. Пришлось объяснять про что произведение. Больше меня "убило" сочинение, которое они писали. Точнее тема-то правильная "Темы крепостного права в рассказе", а вот план к нему дали убийственный. Из 2 пунктов только один по рассказу. Другие 2 чисто исторические факты. Т.е. прежде чем писать сочинение, ребенок должен был изучить самостоятельно историю крепостного права и его отмену. Сочинение писали всей семьей ((((( Отсюда вопрос к школьной программе, а нафига такое давать, если ребенок изначально уже сам не сможет написать сочинение.
Elllen
08.06.2022
Один в один как у нас. Когда писали сочинение, оказалось, что выводы ребенок неправильные сделал. Тоже пришлось краткий экскурс в историю крепостного права делать. Если честно, мало помогло.
snuppi
08.06.2022
Потому что в школьной программе литература и история не дружат. Крепостное право будет изучаться в 8 классе, естественно, пятиклассник эту тему в сочинении раскрыть не сможет. Аналогичная ситуация была с Тарасом Бульбой в 6 классе, с пиететами Ломоносова и Чаадаевым в 7-м. Вопросы в учебнике отсылают к эпохе, которую дети еще не изучали. Кмк, это серьезный провал в школьной программе. Либо нужно организовывать параллельное изучение, либо вопросы к произведеничм иначе формулировать.
Elllen
08.06.2022
Сын перешел в 6-й класс, на лето в списке "Повести Белкина". Я не знаю, что в головах у людей было, когда они такие произведения (про "Тараса Бульбу" вообще молчу) засунули в программу 6-го класса. Наверное, чтобы окончательно отбить желание читать у детей. Или "Алые паруса" - зачем они 11-летнему пацану???))) Ну хотя бы пару годков можно было подождать?
snuppi
08.06.2022
Ой, по-моему, Повести Белкина очень даже ничего смотрятся по сравнению с Тарасом Бульбой)) а Алые паруса почему-то вообще детским произведением считаются
Ездили с детьми в Болдино и в музей "Повестей Белкина " заходили... Хотя бы какое-то погружение в ту эпоху.) Современным школьникам вообще трудно заходит стиль изложения с вдумчивым вчитыванием. Я читала сыну вслух вначале эти повести.

Slastenish
писал(а)
Сути он толком не понял, для него основное было то, что нужно заботиться о животных и нельзя жестоко с ними обращаться. Пришлось объяснять про что произведение.


Вот я как раз про это скорее. Способны ли дети в возрасте, в котором им это преподают, понять о чем именно оно. И не логичнее ли что-то оставить на более старший возраст? Классики-то полно, нежуто нечем пробел будет закрыть?
Мне кажется, что сейчас просто такое поколение растет. Нас учили не просто прочитать, а именно размышлять и анализировать. Сейчас детей этому не учат. Поэтому они видят только "на поверхности". А классику так читать нельзя.
Муму читают в 5 классе, детям по 11-12 лет уже, все они прекрасно в этом возрасте уже понимают. Или что. до 9 класса им сказки Пушкина проходить?! Типа, дитачки нежные и пугливые, пусть безобидные стишки почитывают, ага.

Slastenish
писал(а)
Отсюда вопрос к школьной программе, а нафига такое давать, если ребенок изначально уже сам не сможет написать сочинение.


Это тоже мой большой вопрос к школьной программе...
Кстати , удручающее впечатление на меня произвела Каштанка всем известная , я возмущалась , как её мучили первые хозяева и зачем она вернулась из тёплого сытного места к ним снова
Ну цирк не такое уж сытное место. Надо трудиться, и только после этого тебя покормят.
Нюансы были , не без этого , зато никто еду из желудка за веревочку не доставал
t1na_66
08.06.2022
.
К сообщению прикреплен файл:
258201959-cbbe4a60-73e7-4b09-9ea7-208ee32df5e9.webp   (35 Kb)   Скачать файл
Мнение не поддерживаю.
Чтение классики развивает многое, начиная от словарного запаса, заканчивая эмоциональным интеллектом.
Когда-то придется столкнуться с тем, что мир чуть шире, чем розовые пони, летающие эльфы и круглосуточная радуга.

Муму, кстати, в школе совсем не поняла.

Зеброчка
писал(а)
Чтение классики развивает многое, начиная от словарного запаса, заканчивая эмоциональным интеллектом.


Тоже сюда +. Не считаю, что читать классику не надо. Избирательно читать - возможно. Иные дети и не читают ничего, кроме школьной программы :) Пусть уж нормальное читают тогда, десятилетиями проверенное
О, это страшное "Му-му". Наша личная психологическая травма. Сын рыдал летом, когда впервые прочитал по школьному списку, рыдал когда проходили в школе, рыдал пока писал заключительное сочинение... И он был не одинок...Тема сочинения "Почему Герасим утопил Му-му" И весь класс получил 3-4. Потому, что никто, по мнению учительницы, не ответил правильно. У нас даже на родительском собрании эту тему поднимали. Делюсь сокровенным: Правильный ответ= "Потому что крепостное право".
Возможно и нужно такие произведения давать детям, но учитель должен быть хорошим психологом и аккуратно подходить к подобным темам, а не "рубит по шаблонам".

Речка
писал(а)
Потому, что никто, по мнению учительницы, не ответил правильно


Из серии, что хотел сказать автор, ага. Авторы, бедолаги, в гробу, наверное, вертятся.
EleNik@
08.06.2022
в двенадцать лет ты на уроке
в стихе обязан понимать
все что в депрессии с похмелья
поэту в голову пришло
Ysishki
08.06.2022
Это какое конкретно произведение имеется в виду? Даже как-то обидно стало за русскую поэзию.
EleNik@
08.06.2022
Вы уж так близко к сердцу не принимайте))). Символисты Серебряного века бывало такого напридумывают! "Фиолетовые руки на эмалевой стене..." До сих пор помню.
Ysishki
08.06.2022
Ну это в школе не проходят, если только обзорно)
EleNik@
08.06.2022
Сейчас не подходят? Мы приходили. Хорошо и серебряный век изучали, и символистов в частности. На одного Блока несколько уроков ушло. И эти строки Брюсова тоже из школьной программы.
SKy-bo
08.06.2022
Самый прикол, что Муму ещё в нашем детстве тоже проходило именно так. И понимать это произведение тоже следовало именно так:крепостное право, безмолвный народ, самодурное барство. И это самое яркое впечатление за школьные годы. Рыдал весь класс. Собачку жалко. На крепостное право и вещаемый учителем подтекст всем было в общем-то пофиг. И та же ситуация по сочинениям. Годы идут, а маразм все там же. И да, лично я не считаю, что отсутствие данного произведения в школьной программе как-то повлияет на уровень умственных и пр способностей.
Ksenonia
08.06.2022
У нас никто не рыдал.

Речка
писал(а)
Тема сочинения "Почему Герасим утопил Му-му"

Вот надо ведь... что за педагог??? это вот прямое издевательство над детьми, садистские наклонности какие-то проглядываются у учителя. Неужели другой вопрос нельзя поставить было как тему для размышления?
Нет, просто педагог старой советской закалки. И по характеру ну вот совсем не литератор, ибо у нее всегда только одно мнение правильное - официальное. А вот как лингвист она была просто великолепна. У нее глаза загорались, когда она начинала говорить про морфемы и прочее (да, на родительских собраниях нам тоже доставалось :)))) И в силу этой же своей особенности, говорят, шикарно натаскивала к ЕГЭ :)
ну вот ей бы и работать со студентами-филологами, а не детям литературу в школе открывать. Мне, к счастью, повезло с учителем литературы! Общаемся до сих пор , хотя школа была 30 лет назад. Каждая встреча или телефонный звонок с ней- просто отрада для моих ушей и души! Дай Бог ей здоровья!
К сожалению , в школе всегда литературу и русский язык ведет один и тот же преподаватель - система.
В старших классах у сыны тоже великолепный педагог по литературе. И что очень важно, всегда готова к диалогу с детьми. Я просто радостно удивляюсь :) ! Но вот только такой подход плохо вписывается в систему ЕГЭ , да и в целом в проверочную систему по литературе. Ибо эксперты оценивают работы исходя не из глубины мыслей, чувств, нестандартного подхода к проблеме, а по соответствию строго определенным критериям. Но , впрочем, так было всегда... Литература - тот предмет, который невозможно формализовать, уложить в какие-то границы, нормы.
Olle-84
08.06.2022
Вопрос, мне кажется, не в школьной программе, а в качестве ее преподавания. Мне вот повезло с учителями в школе. Поэтому "Муму" для меня не просто "собаку утопили". Детей надо учить читать книгу, а не просто текст в ней.
У меня когда старшая дочка увидела в списке литературы на лето у младшей это произведение, устроила скандал, сказала сестре никогда не читать эту книгу, а в школе желательно прогулять эту тему. Что у нее до сих пор нервное потрясение от Муму. Я когда читала Муму в школе не помню, чтобы на меня это сильное впечатление произвело.
А как на ваш взгляд? Лучше бы было, если бы Муму на внеклассное чтение давали? Кто хочет прочитал, кто не хочет не читал.

Церемонимейстер
писал(а)
А как на ваш взгляд? Лучше бы было, если бы Муму на внеклассное чтение давали? Кто хочет прочитал, кто не хочет не читал.


Мне кажется, да. Как и темы сочинения давать на выбор. Незнаю как сейчас, но когда я училась бог знает сколько лет назад) То нам давали несколько тем на выбор, причем одна из них была условно-свободная
kordellya
08.06.2022
В 9 лет дочь нашла у бабушки в шкафу сокращённый вариант му-му, попросила полную версию. Скачала ей полную, она начала с энтузиазмом, кучу вопросов задавала по незнакомым словам, и потом бросила, сказала скучно. Собаку ей жалко, но сильных эмоций не было.
В целом, ну надо же как-то постепенно узнавать о том, что происходило в мире. Постарше будет, я ей ещё Анну Франк и Евгению Гинзбург подсуну. Через проживание и таких эмоций в том числе формируется личность. Жизнь и сейчас бывает жестока, к сожалению.
Если я плачу над книгой, это же не повод не читать.
В 11 классе Куприна с гранатовым браслетом еще проходят? Если да, то вы вот лично не задаетесь вопросом, как обьяснить подросткам:
- что не все желания сбываются
- что не надо лишать себя жизни из-за неразделенной любви?
А?
Гранатовый браслет, вроде, в 10-м.
ANI@
08.06.2022
Вино из ромашек писал(а)
Куприна с гранатовым браслетом еще проходят

Меня занесло на спектакль, недавно перед пандемией... вышла как из погреба, хотелось на солнце)
в школе не помню что б его капитально изучали, может и читала по диагонали... прям тоска смертная((((((((((
Куприн в принципе мастер эмоциональной чернухи. Allez читали?
А есть еще внеклассное чтение 5 класса с Гуттаперчивым мальчиком и детьми подземелья. И ладно бы сказки, где смерть вплетена в игровой форме. Но рассказы с детскими смертями - для меня адово удивление

Вино из ромашек
писал(а)
Куприн в принципе мастер эмоциональной чернухи


Блин, точно! :) Я все думал, как же его назвать. Дочь в свое время Яму читала. Очень понравилась ей книга. И истину ту простую, которую автор хотел донести, она тогда, по-моему усвоила. Хотя это не к школьной программе уже относится
Для меня самый страшный у Куприна эпизод - это смотр в "Поединке", когда Ромашов ведет свою полуроту. Вот этот момент, когда он все понимает, - это так страшно, так унизительно, осознание своей дурости и никчемности, жуткое разочарование.. С возрастом воспринимается все острее.
Ysishki
08.06.2022
А что такое эмоциональная чернуха? Я вот не понимаю. Разве литературное произведение должно вызывать только радостные эмоции? Мне кажется, если ребенок может чувствовать, сопереживать, плакать - так это хорошо же, он, значит, эмоционально зрелый человек.
Мне очень нравился в детстве рассказ "Дети подземелья", да, он грустный, но он о любви, о доброте, да и просто о жизни, какой она бывает. Я плакала, и перечитывала и снова плакала, наверное, потому что книга вызывала сильные эмоции.
А еще, вот одно из самых моих любимых стихов у Есенина, это на тему Муму. Если что, я очень люблю собак и сейчас вот вспомнила, что в детстве читая это стихотворение даже как буд-то проживала эти собачьи эмоции как свои.....

ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте,
Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука,
Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала,
Причесывая языком,
И струился снежок подталый
Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры
Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый,
Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала,
Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала
Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно,
Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой
Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко
Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий
И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки,
Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег.
Оно прекрасно. Но я это стихотворение не могу читать сейчас, когда знаю что такое терять. Нож в сердце. Резонирует. А в детстве да, жалко, но женские, материнские чувства еще не проснулись - другое восприятие.
Эмоциональная чернуха - когда после прочтения произведения тебя не покидает тошнотворное чувство полной беспросветной безнадежности. Вот ,кстати, после "Детей подземелья" его не было.
У сына сразу после "Му-му" шло "Детство Темы" После чего он твердо заявил, что он ненавидит литературу, потому что "Там все очень грустно и непонятно что с этим делать". Опять повторюсь, детям нужно как-то дозировать подобные вещи и вести грамотный диалог. Классика - прекрасна при грамотном подходе, Помним что большинство классических произведений было написано взрослыми людьми и , отнюдь, не для детей. И беда не конкретно в "Му-му", а где-то глубже: в программе школьной литературы и в подходе к преподаванию.
Ysishki
08.06.2022
Наверное, вы правы, дело в преподавании. Почему-то изначально, когда мы в школе изучали Муму, лейтмотивом не было "жалко собачку", да жалко, но мы понимали, что Герасим не мог поступить иначе, просто не мог в силу тех жизненных обстоятельств, в которых он оказался. Еще акцент был на тех чувствах, которые он испытывал. А в теме только и говорят о том, что современные дети поняли лишь одно: Герасим - садист, а собачку жалко. И это однозначно изъян современного преподавания, и не только литературы.
Ивна
12.06.2022
Ysishki писал(а)
дети поняли лишь одно: Герасим - садист, а собачку жалко. И это однозначно изъян современного преподавания, и не только литературы.

Может, просто у тех детей присутствует непонимание смысла прочитанного?!
Так как в любом современном учебнике рассказ сопровождается дополнительными статьями и сведениями. Да и историю в школе пока еще преподают.
Так что это вовсе не "изъян произведения" - как в басне "Мартышка и очки"...
Ysishki
14.06.2022
Я написала "изъян преподавания", а не произведения)).
Ysishki
08.06.2022
Безнадегой веет от большинства классической литературы, входящей в школьную программу, и не только. Хоть "Анна Каренина", хоть "Бесприданница", они не программные. И "Ванька" Чехова туда же.
snuppi
08.06.2022
Гарина-Михайловского нежно люблю, вся тетралогия про Тему читана-перечитана. Но глава про старый колодец и Жучку - конечно, очень тяжелая для прочтения и переживания. Конечно, она дружбу, верность, преданность, про ценность живого существа, про подвиг ради него... Но предложить бы ее в паре с главой про будни в гимназии - и герой, и всё произведение иначе заиграет
Liko
08.06.2022
Проходили в этом году, 5 класс. На Муму ушло недели 2 наверное. Оочень подробно разбирали все произведение, потому никакого негатива не испытываю. Разбирали характеры героев, их приязни/неприязни, причины поведения того и иного. Много незнакомых, не использующихся сейчас, слов.
По мне, так Мальчик у Христа на елке - гораздо тяжелее рассказ. Тоже проходили в этом году.
_ДЕЯ_
08.06.2022
Все дети и вообще люди разные. Кому то животное - вещь, а для кого то что то большее.
Я очень остро чувствую чужую боль и боль животных, несправедливость к слабым, будь то люди или животные.
Я была бы за исключение из программы, крепостное право можно и на других произведениях изучать, если цель в этом.
Liko
08.06.2022
А как еще нагляднее показать всю негативную сторону крепостного права, чем через такой шок? Просто описать как все было плохо, так мимо ушей пройдет это описание.
Мне кажется, 5 класс - дети уже не маленькие. Уже пора и жизнь узнавать, которая была раньше.
Lissonka
08.06.2022
+ про рабовладельческий строй тоже ведь не в 10 классе изучают, а там нравы тоже ого-го
Ysishki
08.06.2022
Да, да, вспоминаю "Хижину дяди Тома", тоже не программное, но мне мама сказала прочитать. Почему то ей в голову не приходило, что если я заплачу, то это все, психике моей здоровой конец.
Ну, если произведение полностью свести только к крепостному праву, то вероятно, Вы правы. Только вот крепостное право тут лишь "канва", в которую вплетены судьбы, чувства, слабости человеческие, одиночество, любовь и т.д. И некоторые дети уже очень тонко чувствуют это, а психика их еще не готова. Это как стихи: можно просчитывать слоги, рифмы, ударения, а можно слышать "музыку" поэзии. Повторюсь: такие произведения должен давать детям настоящий Педагог, а не человек с сугубо формальным подходом. А иначе получаем у одних психологическую травму а у других первый урок черствости и равнодушия :" во всем виновато крепостное право" = внешние обстоятельства.
Liko
08.06.2022
Наверное Вы правы, я просто таких детей не встречала в 11-12 лет. Это я не к тому, что их нет, просто нет в нашем обычной окружении. В какие игры на телефоне они играют, какие ролики смотрят.. Муму тут отдыхает в сторонке. Так что даже ЗА, чтобы такие произведения были в школьной программе, т.к. по своей инициативе читать мало кто будет.
Ну и соглашусь, что многое зависит от подачи педагога. Нам в этом плане повезло.

Liko
писал(а)
Мне кажется, 5 класс - дети уже не маленькие. Уже пора и жизнь узнавать, которая была раньше.


А вот что-то вспомнилось. Некрасов стихотворение "Дедушка". Там не про крепостное право, конечно. Но лейтмотивом "Вырастешь, Саша, узнаешь". То есть не рассказывают ребенку всю правду до определенного возраста. А потом, когда он уже вырос и смог понять это, всё узнал. Что-то в этом есть, мне кажется
Хотя нет. Обманула. Про крепостное там как раз
Ire-NN
08.06.2022
Читали, восприняли адекватно, выводы сделали правильные. Считаю, что в школьной программе вполне уместна эта книга.
Плюш
08.06.2022
сегодня как раз скачала сыну, в списке литературы на лето стоит. На реакцию посмотрю. Я плакала, в свое время. Мало того, лет 10 назад перечитывала, снова плакала.
Считаю, что такие произведения надо проходить обязательно. Развивает эмпатию у детей.
Я считаю,что эмпатию не разовьешь: или она есть,или нет.
Плюш
08.06.2022
я считаю иначе :) даже если по себе судить
Обнадёжили)))
Сужу по своим 2 детям: у одного эмпатия не выражена, сколь бы я ее не развивала просмотрами фильмов,прочтением книг,другая уже с младых ногтей с развитым эмоциональным интеллектом.
Вдогонку. Может быть, кто-нибудь напишет список на лето для 10-летки,так сказать,для закрепления эффекта))?
Вася!
08.06.2022
Вот так ипануные мамашки и вырашивают из своих детенышей чушкофф непригодных для жизни. Деградация как она есть.
герасим утопил му-му превентивно, поскольку знал, что следующей ночью у нее были планы его загрызть. откуда он узнал об этом нам еще не показали
Муму я бы передвинула до класса, в котором по истории проходят крепостное право. Тогда бы дети понимали смысл произведения. А в 5 классе детям просто безумно жаль собачку и Герасима. Моя сказала, что на месте Герасима утопила бы лучше хозяйку. Всплакнула, когда читала, но забыла. Скорее всего потому, что уже слышала про Муму и что собачку утопят.
А вот когда она читала "Ваньку" Чехова, вот тут я дня три ее успокаивала. Первый вечер она рыдала, потом еще пару дней хлюпала. Но я рада, что она прочитала, полезное произведение.
*Yulia*
08.06.2022
Вот, тоже про "Ваньку" хотела написать - младший брат рыдал над ним. А я - над "Хижиной дяди Тома". Бим - вообще психологическая травма, ни к фильму, ни к книге не прикоснусь больше...
Если все из программы убирать - один "Колобок" останется. Хотя нет, и его съели.
Да, "Хижина дяди Тома":-(
Нет, все-таки пусть читают
а Песнь о собаке она учила?
Не припомню такой... Но она обычно литературу сама делает, я не проверяю. Но по крайней мере не слышала от неё. Может, не проходили
Лори
10.06.2022
А еще "Баллада о лошадях" есть... ой, ну нафиг...
мне из лошадей только лошадь Вронского жалко

Я.Лена
писал(а)
А вот когда она читала "Ваньку" Чехова, вот тут я дня три ее успокаивала. Первый вечер она рыдала, потом еще пару дней хлюпала. Но я рада, что она прочитала, полезное произведение.

у меня муж некоторые места наизусть со школы его помнит, видимо, очень большое впечатление произвел рассказ.
Я всегда перечитываю то, что задают дочке по программе, чтобы если нужно готовиться к контрольной, я смогла ее по вопросам погонять. Сама "Ваньку" со школы не помню, видимо, на меня тогда впечатление не произвело сильное. А вот в этом году на работе перечитывала и еле держалась, чтобы не реветь.
Мне очень интересно было, как дочь отреагирует, потому что она обычно в жизни жалеет больше животных, чем людей, в итоге я выдохнула, есть слава Богу, переживательность за других у нее)

Я.Лена
писал(а)
Муму я бы передвинула до класса, в котором по истории проходят крепостное право.

у нас вообще предметы в школьной программе , к сожалению, мало связаны между собой. А как бы было здорово, если бы история, литература, география, музыка, изобразительное искусство давали бы общую картину! на семейном образовании используют именно такой комплексный подход.
Я вот до этой темы даже не задумывалась. А действительно, так было бы идеально
Читали в этом году. Сын спросил, почему Герасим не ослушался барыню. Рассказала про времена, про крепостных, про отношение к животным (да и к людям), которое тогда было другим. А также про то, что есть вещи, которые в разные времена считались нормой, а сейчас к ним отношение изменилось. Все понял, никаких моральных травм не было.
Тут надо самим родителям понять, что мы меряем события, описанные 150 лет назад, мерками 21 века. Когда появилась толерантность, гуманное отношение к животным и культ психологического здоровья. И в этом ключе странно ограждать кого-либо от литературы. Надо не ограждать, а разъяснять. И некоторым родителям, видимо, тоже.
yara2011
08.06.2022
Вот да, все что животных касается, как то тяжелее воспринимается, чем про людей. Животные безмолвны, безвольны. Стих у Есенина про сучку ощенившуюся, у которой кутят утопили до сих пор с содроганием вспоминаюю(

А ,вот, вижу выше написали про него
мальчики. оба читали.
особо не впечатлились. считают что вся суть рассказа о быте, о нравах того времени. тоже самое и про Тараса Бульбу. у меня эти произведения оба вызывают сомнения что они делают в шк программе. про Т.Бульбу разговоры дома были, но дети сообщили что я ничего не поняла. ну как-то так.
собачку жалко
Rory
08.06.2022
у нас почти вся классическая литература основана либо на минидраме, либо на трагедии. Вон Анна Каренина, звиздец какое тяжелое произведение, его надо читать во взрослом возрасте, дети вообще не поймут про что там. Война и мир - балы прекрасно, но это психологические разуркашивания почти как у Достоевского тоже понимать именно подросткам с их незрелой психикой сложно.
Анну Каренину я прочитала в 35 лет, вот прям бесила она меня почти всю книгу, и закончилось все тупо.
Rory
08.06.2022
так она не собака, чего ее жалеть то
Так и пишу, что бесила)))
Rory
08.06.2022
система ценностей она такая)
snuppi
08.06.2022
Я и в 17 сказала, что Анна Каренина - дура.
Лучше и не скажешь)
Ивна
12.06.2022
snuppi писал(а)
Анна Каренина - дура.

Я представила книгу об "умной "(или просто совершенно пустой обывательнице) женЩЩине - это ж скука смертная.
я примерно в этом же возрасте прочитала войну и мир, и анну каренину. всё прочитала с удовольствием, но после таких концовок у меня закралась мысль, что толстой просто недолюбливал женщин в принципе.
Из Наташи Ростовой он сделал клушу какую-то, а Анну Каренину он бросил под поезд. Хотя сама она этого, я уверена .не хотела. Это по мнению автора - так должна себя была повести женщина в сложившейся ситуации.

Но в целом, конечно, восприятие школьное и сейчас - совсем другое.
Тоже не прощу Толстому Каренину.
Я в детстве придумала 100500 вариантов, как можно было бы не убивать собаку.
Для меня это было ужасно, морально.
Но я из тех людей которые животных любят больше людей.
Кстати, помню с подружками одноклассницами тоже обсуждали варианты, как Муму можно было не убить.
Видимо, 11-летний мозг не мог охватить абсолютно рабское сознание Герасима.
Ответ учительницы на вопрос: "а почему Герасим не ослушался барыню" - "не мог, потому что он - крепостной, а барыня - его хозяйка" не укладывался в голове, казалось, что это не может быть достаточной причиной.
Именно так.
Это прекрасно :-D
Ну да, классика бесполезна. Полезны тиктоки, ютубы. Я прочитала тему и скорее соглашусь, что перенести бы изучение этого произведения на те классы когда да, крепостное право по истории проходят. А то слишком много приходится объяснять.
horntail
09.06.2022
машь
09.06.2022
Нам в начальной школе давали читать рассказ Чехова ,,Спать хочется,,, вот ужас то где! Правда, это было в списке необязательной литературы.
Думаю, такие жалостливые книги/фильмы должны пробудить в ребенке чувство сострадания, жалости. Это важно в наше время особенно.
Кому-то это более актуально, кому-то менее.
Чувствительным детям, наверное, лучше не читать, равнодушным не повредит.
Муму еще не проходили, но вот Ванька, Каштанка. Вообще, у меня много возмущений по поводу преподавания. Вот второй класс, учебник литературы. Оба названные произведения даны отрывками. То есть вот этот отрывок они в классе прошли, что-то там какое-то задание по нему сделали - и всё. И никакого даже задания на дом дочитать это произведение до конца. Неуважение к писателям даже какое-то. Может не стоит впихивать галопом по европам, а меньше пройти, но целиком и разобрать что ли
MarishaNN
09.06.2022
Помню себя, я тяжело перенесла Муму, плакала, переживала.
Как прошёл рассказ у старшей, я пропустила. А вот средний в прошлом году проходил, контролирую его с уроками, так как он довольно поверхностный, нечитающий, невникающий особо. Произведение однозначно произвело на него какое-то впечатление. Потом прочла в дневнике его переписку с учителем, думаю, можно ее показать - никакого угнетающего особенного впечатления.
Понятное дело, что личное дело каждой матери - как воспитывать своих детей. Но для меня это ограждение от Муму - вообще треш)))
Проблема современных родителей в том, что они всеми правдами и неправдами пытаются сделать так, чтобы их дети не расстраивались. Сначала они в раннем возрасте удовлетворяют любой каприз, дают в руки то, что давать не стоило бы с точки зрения здравого смысла (например, свой мобильник), потом читают сказки, изменяя концовку, в результате чего теряется их смысл. Так вот, ребенок не будет счастливым в счастливом детстве, если у него все время мгновенно будут исполнятся желания и, если он не будет чувствовать полярные чувства. Все чувства нормальны и имеют право на существование, и именно, чувствуя, растет душа ребенка. Он начинает сочувствовать, то есть чувствовать совместно. Не будет душевной травмы от прочтения "Муму" или "Белого бима". Слезы - будут, и это хорошо.
В нашем классе случилось горе: умерла учительница начальных классов. Дети тогда были в 7 классе. И бОльшая часть родителей посчитали, что не стоит детям идти на похороны, маленькие еще, вдруг переживать начнут! Из класса было человек 5 детей, если правильно помню. Родители были. Да, дети плакали, но они простились с учительницей, которая любила их и которую любили они. Они получили душевный опыт, поняли, что бывают ситуации, в которых плакать не стыдно и много чего еще.
Есть еще один важный момент: если мы будем держать ребенка в вате, дистанцируя его от горестных чувств, все равно рано или поздно наступит момент, когда он столкнется с этими чувствами, например, смерть или болезнь близкого родственника, и тогда ситуация действительно нанесет ребенку психологическую травму.
Ивна
12.06.2022
+++
Я прекрасно понимаю, посыл вашего сообщения, но он вынесен в достаточно категоричной форме, что частично нейтрализует его положительную составляющую и вызывает некоторое отторжение.

В своих рассуждениях, обвиняя всех в гиперопеке, Вы также впадаете крайность. Уверена, что большинство родителей адекватно подходят к формированию психоэмоционального мира ребенка. Причем нельзя забывать , что все дети разные, разные темпераменты, разная чувствительность, разное мировосприятия и поэтому подход должен быть разный. Если Вы внимательно читали тему, что почти никто не ратовал за категорическое "Запретить". Большинство вело речь о грамотном подходе к подобным произведениям.

Про похороны по моему мнению вообще этически некорректный пример. Вы не можете знать, чем руководствовались родители при принятии решения. Насильно привести ребенка: "На, смотри, Это нужно для душевного опыта" - тоже неправильно. Цена жесткого эмоционального "закаливания" может быть очень высока , и последствия очень непредсказуемы и долгоиграющи.
Очень хорошее произведение для начинающих думать. Я тоже очень долго не понимала почему наша школьная литература напичкана такой безнадегой. Нет хеппи - энодов, нет однозначности, нет прямолинейности "хороший-плохой". Наша школьная литература учит думать, разбирать поступки, делать выводы. Это одно из немногого, что ещё не угробили в образование. Да, через неприятие, сложность понимания, очень часто отторжение в силу возраста. Но. Это то, что заставляет думать и развивать мозг. Туда же могу отнести Капитанскую дочку, Отцы и дети, Гроза, Преступление и Наказание, и апофеоз Война и мир.
Согласна с вами

Церемонимейстер
писал(а)
А тут вон какая точка зрения. Ваши дети читали? Потрясло ли их прочитанное или "ну рассказ и рассказ"?

Читали сразу все "собачьи" рассказы - "Каштанку", "Белого пуделя" и "Муму". Был повод обсудить жизнь тех времен. Как оно было, насколько лучше жить сейчас. Пожалели, но без слез. Понимание жизни у ребенка стало объемнее.
Меня в детстве ужаснул рассказ "Гуттаперчевый мальчик". Уж лучше про собак...
Кстати, да. Прочитала ваше сообщение и вспомнила "Гуттаперчевый мальчик". Тоже сильное впечатление было. Сама Муму читала, не плакала вроде. Или не помню. Но быо очень жалко Герасима, Муму. И была огромная злость на барыню, которая вот так походя отобрала жизнь у живого существа.

Ребенок пока не проходил, но читать будет. И будем обсуждать. Он уже проходили тему блокады Ленинграда и Дневник Тани Савичевой. Ну как бы... не сравнимые вещи, мне кажется. И никаких психотравм, вроде, ни у кого в классе нет.
Да, жизнь она такая, не всегда все гладко. Та же блокада Ленинграда... Лишь бы в школе документальные кадры не показывали на эту тему. Как-то увидела фотографии из Освенцима и Бухенвальда - так тяжело и тошно стало, захотелось развидеть. В таких случаях лучше читать и обсуждать, а не документальные кадры смотреть.
О! Вот тут прям +++. Причем не только документальные. У подруги ребенок в детсаду, подготовительная группа. И вот в апреле по случаю полета человека в космос прямо в садике детям показали фильм "Как начиналась легенда". Дети в шоке, родители в ауте. Приходит ребенок домой и рассказывает, как фашисты мальчика повесили.

От воспитательницы: "ну а что, советский же фильм". Короче... резонанс был.

Миледи_Винтер
писал(а)
Приходит ребенок домой и рассказывает, как фашисты мальчика повесили.

Ну, это вообще... Не очень умно со стороны воспитательницы.
Там хорошо хоть подготовительная группа. Не стали сильно скандал раздувать, на вид поставили ей и всё.
Да, дневник Тани Савичевой тоже проходили. И тему блокады. Мне кажется, с Муму вся сложность именно объяснить, почему Герасим не сделал по-другому. Сейчас же детей воспитываем даже так, что учим думать. Сомневаться, анализировать. Много их, кто с первого раза прям делает как ему говорят?) И именно затык, почему Герасиму сказали, а он пошел и сделал.
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Костюм для девочки "Вoom", р.92 (1,5-3 г.)

Комплект для девочки "BOOM by Orby" после 1 ребенка в идеальном состоянии. Размер 92 (1,5 - 2 года), но на куртке и брюках...
Цена: 2 000 руб.

Джинсы JeeJay 158

Джинсы Глория джинс широкие, трубы, в отличном состоянии, высокая посёлка, талия примерно 65 см, размер 158 +, длина в пол.
Цена: 800 руб.

Ограждение, барьер, заборчик для детских садиков и домов ребенка

Ограждение, барьер, заборчик для детских садиков и домов ребенка. ООО ЭКСИМО ФОРТА изготавливает по индивидуальным размерам и чертежам...
Цена: 5 000 руб.

Новые брюки STILNYASHKA, р.164

Новые классные брюки STILNYASHKA. Размер 164. Цвет: синий в клетку. Состав: 100%полиэстер. Померить - Автозавод (Соцгород 2), без...
Цена: 1 100 руб.