--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Хитрости для запоминания правил русского языка.

Размышления, опыт
37910
43
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Сын уже в 3 классе, правил становится всё больше и больше. Мы их конечно учим-учим, но они как-то очень быстро выветриваются из головы ребенка. Хочется найти какие-то маленькие хитрости, которые запомнить легко и применять легко. Предлагаю тем, кому это интересно, вспомнить из своего детства что-нибудь. Или может есть на форуме учителя, репетиторы и просто увлекающиеся русским языком люди, помогайте!!!

Начну:
1. Словарные слова такие как корова, ворона, соловей, воробей и т.д. легко запомнить - ОРО, ОЛО всегда пишутся с буквой "о".

2. После буквы "Ц" всегда пишется "И", кроме 5 слов-исключений "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц."

3. Частицы, которые пишутся со словами через дефис - "Кое, либо, то, нибудь - чёрточку не позабудь?"

4. Мягкий знак в глаголах. Надо задать вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, то и в глаголе он есть. Пример: боятЬся (что делатЬ?), боится (что делает?).

5. Одеть Надежду, надеть одежду. Одевают кого-то, надевают на себя.

6. Падежи.
Иван (именительный)
Родил (родительный)
Девчонку (дательный)
Велел (винительный)
Тащить (творительный)
Пеленку (предложный)

7. ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ
Русские слова с жи, ши
Через И всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой А.
Ну, а жу, щу, шу и чу,
Я серьёзно, не шучу,
С буквой у всегда дружны.
И заметить мы должны,
В иностранных лишь словах
Ю встречается в корнях:
Парашют, жюри, брошюра –
Вот такая в них структура.

8. Прилагательные, образованные от существительных, с суффиксами –ан, -ян, -ин пишутся с одной буквой Н, кроме слов-исключений: стеклянный, оловянный, деревянный.
Вот солдатик оловянный
Взял топорик деревянный
И построил дом стеклянный,
В нем ни потолка, ни стен,
И живут две буквы "Н".

Посмотрите на окно:
Там стекляННое стекло,
Рамы деревяННые,
Ручки оловяННые.

9. Ну и это не совсем правило, но вспомнилось: Цвета радуги - Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан
для 3 класса вряд ли, но про ЖИ ШИ нам рассказывали сказку, где буквц ночью пошли гулять, потом возвращались и толстенькие Ж и Ш не смогли залезть в форточку, и Ы им не помогла, а И помогла. И теперь они дружат с И и не дружат с Ы... за давностью лет подробности потерялись, но как-то так.
А вообще мне вот этот проект нравится - русский язык в котах
https://balovstvo.me/cats
Спасибо, забавная книжка, даже если не заказывать её, то некоторые картинки можно распечатать для наглядности)).
Osen
03.04.2014
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву «Т» писать напрасно в словах «вкусный, интересный» — в этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н»

Автомотовелофототелерадиомонтёр — все эти приставки пишутся слитно.
Спасибо
ТаМа
04.04.2014
Слушай, по п.1, они ж все элементарно проверяются- опасен, прекрасен и т.п. Зачем учить-то?))
Osen
04.04.2014
веришь, я сама над этими словами думаю всегда :) так то я без ошибок почти пишу, но -тся и -ться, и эти- мои любимые ошибки.
AnnieKey
03.04.2014
Спасибо за тему! Очень полезная информация. У дочки сейчас 4-й класс. Проходят спряжения. Почему-то в учебнике (программа Гармония) слова-исключения записаны не в рифму. А я до сих пор помню эти слова:
"Слышать, видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, обидеть, и зависеть, и терпеть, а еще смотреть, вертеть". В жизни, правда, это совсем не пригодилось, т.к. грамотность интуитивная, правила не помню.
Aletta
03.04.2014
Наши учили. Вот таким стихом:
Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на "ить"
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть, и вертеть.
Вы запомните, друзья,
Их на "е" спрягать нельзя.
И ещё одна забавная хитрость: кто в глаголах пишет "ца" - настоящая овца )))
Уж замуж невтерпеж (все окончания без мягкого знака).
Ха... про овцу просто шедевр, такое ребенок точно не забудет)))) Спасибо.
allsu
07.04.2014
Про овцу круто! Современные дети тут же запомнят!
Спасибо, эти слова тоже пригодятся нам скоро)
Topaz
04.04.2014
какая ты, Аня, счастливая :-)
это про врожденную грамотность
audi TT
03.04.2014
на замеТТочку
Богдан жил за рвом +Й (звонкие согласные)
Степка хочешь щец, Фы (глухие согласные)
Вода, конь, степь - проверить окончания существительных можно с их помощью.
Спасибо, очень полезно про звонкие и глухие согласные, сейчас часто бывает задание про звуко-буквенный разбор слова.
Я помню ребусы для запоминания слов, например: 100лица( рисуем на листочке цифру 100 и много рожиц) 40А ( рисуем на листочке сорок заглавных букв А), 100 рож; дальше рисуем мост, перечёркнутую букву Т и лягушку(рядом облачно как в комиксе, "ква") получается Москва. И еще было много ребусов, я уже сейчас не помню. Надо в инте поискать может вспомню, я ребенку во втором классе рисовала для школы))
Потом про местоимения, немного то же забыла, там про ЯМы и про руки, когда они ВыМыТы...
Про ребусы надо подумать, они наглядные. А про местоимения стишок очень даже полезен. Как бы вспомнить его.... Поищу в инете, может найдется чего.
Вот, что вспомнилось:
1. Одеть Надежду, надеть одежду.
2. Носки- родит. падеж- носков, а чулки- род. падеж -чулок.
Носки они короткие, а слово получается длинным. А чулки длинные,а в родит. падеже слово короткое.
Ага, про носки-чулки знала, но подзабыла, спасибо.
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
без ботинок, без сапог, без носков и без чулок.



Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
баклажанов – грядок пять, помидоров не собрать.


Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян, у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин, у бурят и осетин
emma3590
04.04.2014
ЧуВствовать, участвовать
Надо различать.
И только в слове чуВствовать
Букву В писать!
Спасибо, этого стишка не знала, запишу...
а наша учительница русского языка по поводу написания слова "участвовать" говорила - "не чаВкать")))
JoliChat
04.04.2014
ЦЫган встал на цЫпочки и сказал цЫпленку: "ЦЫц!". Это слова, в которых после Ц надо писать Ы.
.
помню этот стих до сих пор:
"слышать, видеть и обидеть. гнать, держать и ненавидеть и дышать, смотреть, вертеть и зависеть и терпеть"
:)
Topaz
04.04.2014
отличная тема :-) спасибо
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.




В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У.
Спасибо, записала).
вот еще:

В городе Бордо, на улице Бордовой, закат бАгряный и бАгровый.

На вЕранде вЕтер. На вИтрине Игрушки.

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.


Кое, либо, то, нибудь - черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы - ты раздельно запиши.

Пиши через дефис,
предлог со словом из. (из-за, из-под)


Собирать, стирать, задира – повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира, значит, в корне буква И.


Если после корня — А, в корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай: Ноги вытЕр? — ВытИрай!


Правило ослика ИА (для корней с чередованием гласных):
если за корнем А, в корне пиши И. Например, блИстАть.

Количество С в слове искусство: 1/2. На первом месте – одно, на втором – два.

МошеННик у тружеНика одну Н украл!

Ввиду дождей, вследствие бури
Вместо тепла ветры подули.
По причине такой в течение дня, в продолжение суток
Насчёт погоды идёт пересудок.
Волнует не то, ждать ли тепла,
А как писать эти слова:
Грома гремели в течение суток,
В течении реки прорвало запруду.
Имейте в виду, чинить я не буду,
Лучше приму я участие в следствии
Об этом грамматическом стихийном бедствии.
Выучу впоследствии.

ударения:

Долго ели тОрты – не налезли шОрты!

ЗвонИт звонарь, звонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.
ЗвонИт и говорИт.

Фёкла красная, как свЁкла!
В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Ударение в слове щавель: срубили ель, сорвали щавЕль.

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

ФенОмен звонИт по средАм, принЯв договОр по годАм.
Он Отдал экспЕртам эскОрта ходАтайство аэропОрта.

Ударение в слове шарфы:
Как у нашей Марфы есть в полоску шАрфы!
Здорово, особенно про Иру в корне понравилось и про тОрты с шОртами.))) Спасибо.
Спасибо за тему.
Дочь в 6 классе получила задание придумать подобный рисунок-напоминалку для правила на разносклоняемые существительные, чтобы запомнить 11 существительных (10, оканчивающихся на -мя и путь). С рисунком у нас ничего не получилось)), очень уж слова несочетаемые. Зато написали стих.

ПУТЬ к знаниям

Мы школьников ПЛЕМЯ и Лень - наше ИМЯ.
С трудом мы несем наше тяжкое БРЕМЯ.
Нам истин крупицы и знания СЕМЯ
Учитель вбивает сквозь твердое ТЕМЯ.
Гонимый азартом, пылая как ПЛАМЯ,
Учитель вручает на знания ЗНАМЯ.
Пойдет ли на пользу, решит только ВРЕМЯ.

P.S. Не знаю, как вставить лишь ВЫМЯ и СТРЕМЯ.

Я получила пятерку).
Классный стих, пятерка заслуженная)))
Madam Shu
06.04.2014
А можно про английский язык? Тут, наверное, многие учат английский. Одна моя ученица никак не могла запомнить, когда употреблять Презент пефект, а когда Паст симпл. Я ей придумала такой стих:
Презент пефект мы сказали - время мы не указали.
Если время есть у нас, мы тогда поставим Паст.
Можно и про английский. Мне такое стихотворение понравилось, хотя сын ещё и в русском языке с местоимениями путается)))
Я ошибся: ай-яй-яй!
Я – местоимение … I.
Вы не стойте на краю,
Ты и вы – иначе … you.
Объяснились мы в любви,
Мы – местоимение … we.
Он смеялся: хи-хи-хи.
Он – местоимение … he.
Она спешила! Не спеши!
Она – местоимение … she.
Они жалели всех людей,
Они – местоимение … they.
Ты мне руку протяни.
Мне, иначе будет … me.
Ваше или же твое,
Будет по-английски … your.
Малыши кричат: «уа-уа!»
Наши, наше будет … our.
Он нарисовал эскиз. Чей эскиз?
Ответьте! … his.
Я давно ценю ее,
Ее – местоимение … her.
Вещи чьи? Скажи скорей!
Вещи их. Их значит … they.
Мой, мое, запоминай!
Мой,мое, иначе … my.
Нам дайте это, просим вас!
Нам – по-английски будет … us.
«Отдай ему», – твердим.
Ему, его, иначе … him.
Им книги дайте насовсем,
Им по-английски просто … them.
Для неодушевленных лиц
Его, ее, их – просто … its.
Madam Shu
07.04.2014
Ну знаю, как ученикам, а мне очень нравится.
хитростей не помню; скажу лишь, что если будет много читать, правила будут не так уж и нужны - правильное написание будет заложено на подкорку.
имею второклассницу, читает очень мало, увы-с(
Это точно, пока тоже читает с пинками...
allsu
07.04.2014
А моему положено в 3 классе читать в день по 7 страниц в день. Но мне его жалко. На уроки уходит 2-3 часа. Школа сама по себе выматывает. 4 раза в неделю футбол по 2-3 часа. Поэтому читает очень мало... И правильно девочки сказали, кто мало читает, тот и неграмотно пишет. подумайте сами в 3 классе пишет кострюля, АБЕЗЬЯНА, ЗАПОД. Ну, куда это годится? И при этом имеет 4 за четверть.
Да я вообще была в шоке, другие дети пишут кАрова, а мой пишет домашняя рОбота, зовод. А заставлять читать тоже жалко, у нас ещё младшая сильно шумная и требовательная, уроки бы выучить с ней нормально. Читает по выходным только, в дневной сон младшей, в тишине чтоб.
allsu
08.04.2014
У нас та же ситуация. Только у нас младший сильно шумит. Жду, не дождусь, когда в школу пойдет. Чтобы обоих можно было посадить за уроки. )))
Спасибо за тему, сохраню, пожалуй, на будущее:-)))
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Платье, на р.98

Очень классное платье в китайском стиле. Б/у пару раз. Хорошо на ребенка ростом 95-100 см. Ткань - джинса. Померить - Автозавод...
Цена: 400 руб.

Костюм для девочки "Вoom", р.92 (1,5-3 г.)

Комплект для девочки "BOOM by Orby" после 1 ребенка в идеальном состоянии. Размер 92 (1,5 - 2 года), но на куртке и брюках...
Цена: 2 000 руб.

Новые брюки STILNYASHKA, р.164

Новые классные брюки STILNYASHKA. Размер 164. Цвет: синий в клетку. Состав: 100%полиэстер. Померить - Автозавод (Соцгород 2), без...
Цена: 1 100 руб.

Костюм спортивный р 158

В хорошем состоянии ы. Стиляж
Цена: 700 руб.