--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Техника гребли на байдарке

Водный туризм
8481
4
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
strauss
09.08.2010
Может кому еще поможет кроме меня...

Посадка в байдарке
Посадка в туристской байдарке в принципе отличаетshyся от посадки в спортивной тем, что поддержание баланshyса обеспечивается не расслаблением мышц поясничной области, а, наоборот, интенсивной работой ног и корпуса. Такую посадку будем называть слаломной.

Слаломная посадка жесткая — пятки на упоре, колеshyни разведены и закреплены под фальшбортами или спеshyциальными бедренными упорами, сиденье несколько приshyподнято над кильсоном, высота подъема определяется индивидуальными особенностями гребца и конструкцией байдарки.

В исходном состоянии упор в спинку отсутствует и заshyзор между спиной гребца в пояснице и спинкой 3—4 см. Туловище слегка наклонено вперед, движения в поясниshyце свободны, есть возможность наклона в стороны и наshyзад.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327912
Рисунок 1 - Посадка гребца в байдарке.
1 – упор. 2 - упор бедер в фальшборт или специальные упоры. 3 - седушка.

Жесткость посадки позволяет, оставляя туловище в вертикальном положении, накренять байдарку только при помощи ног; можно сказать, что гребец держит байshyдарку ногами. Нормальная жесткость посадки обеспечиshyвается некоторым напряжением голеностопных суставов. Правильность посадки можно проверить по двум криshyтериям:

1.возможностью резкими движениями одних ног, не наклоняя корпуса, раскачать байдарку с борта на борт;
2.возможностью нормальной работы без заметshyной усталости ног в течение 30—45 минут.
Наиболее типичны следующие ошибки в посадке:

1) «низкая» (низкое сиденье)

?затрудняет или делает невозможным выполнение технических приемов, ибо не позволяет наклоняться на борт (при наклоне фальшборт упирается в грудную клетку);
?плохой баланс вследствие плохого закрепления беshyдер, так как гребец вынужден сильно сгибать ноги в коshyленях и тазобедренных суставах; кроме ухудшения баshyланса это ускоряет наступление усталости;
?затрудняет нормальную греблю, поскольку дека и фальшборта мешают движению рук;
2) «высокая» (высокое сиденье) - ухудшает баланс из-за плохого закрепления бедер и повышенного центра тяshyжести;

3) «упор в спинку» (в исходном состоянии) - препятствует выполнению некоторых технических приемов вследствие закрепощения в пояснице;

4) наклоны сиденья вперед или назад:

?наклон вперед увеличивает нагрузку на ноги, ибо гребец как бы съезжает вперед;
?наклон назад ухудшает посадку, ибо вынуждает упираться на спинку, что закрепощает корпус гребца. Кроме того, передняя кромка сиденья врезается в бедра, что ухудшает кровообращение в ногах, вызывая преждеshyвременную усталость.
Спортивный гребок
Несколько слов о длине весла, его развороте и праshyвильном хвате. Подбор длины весла производится индиshyвидуально по тому же принципу, что и длина лыжи, но при высоком росте весло можно взять несколько короshyче, а при малом — длиннее (на 5—10 см). Это обусловshyлено тем, что рост зачастую определяется длиной ног, а здесь важна длина рук и туловища гребца.

Лопасти весла должны быть развернуты на 90? отноshyсительно друг друга. Причем характер разворота опредеshyляется ведущей рукой, т.е. той, которая осуществляет вращение весла.

При прямом, неразвернутом, весле происходит жестshyкий захват его двумя руками, и при попытке техничного выполнения гребка гребец вынужден сгибать кисть верхshyней, толкающей, руки, что существенно снижает эффекshyтивность толчка. Кисти закрепощены, что приводит к быshyстрому утомлению мышц предплечья.

Разворот весла обусловлен чисто физиологическими и биомеханическими причинами, поэтому оптимальный угол разворота индивидуален для каждого гребца и обычно несколько меньше 90?.

Техника гребли на спортивной байдарке, и методика обучения подробно описаны в литературе по гребному спорту. Мы в целях систематизации рассмотрим спортивshyный гребок как один из основных элементов техники водshyного туризма.

Прежде всего, определим ширину хвата, т. е. расстояshyние между кистями на весле.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327913

Рисунок 2

При нормальном хвате оно должно быть равно расстоянию между локтями разведенshyных в сторону рук. Ширина хвата проверяется в соответshyствии с рисунком 2.

Широкий (3) и узкий (2) хваты нерациоshyнальны, ибо при них неэффективно используется сила мышц.

При узком хвате мышцы спины и рук перегружаshyются, а при широком — недогружаются. Кроме того, шиshyрокий хват исключает возможность выполнения практиshyчески всех приемов управления.

Гребля на байдарке имеет замкнутый, циклический характер.

Цикл движения делится на две фазы — безоshyпорную и опорную.

Безопорная фаза — весло в воздухе, подготовка к слеshyдующей проводке. Усилия в этой фазе незначительны, так как движение весла происходит по воздуху и важнейшей задачей будет расслабление для отдыха и восстановлеshyние сил.

Опорная фаза (проводка) - преодоление силы сопроshyтивления воды, поэтому и характер фазы силовой. Основshyные факторы, определяющие исполнение гребцом этой фазы,- быстрота (скорость проводки), сила и умение использовать массу тела. Движение тела — это вращение его вокруг вертикальной оси. Опорная фаза делится на три элемента:

1.захват воды, или начало проводки, по времени от соприкосновения лопасти весла с водой до полного погружения, создания опоры;
2.проводка- нахождение погруженной лопасти в воде, создание ускорения байдарке;
3.конец проводки - окончание опоры и извлечение лопасти из воды.
Эффективность действия лопасти во время опорной фазы показана на рисунке 3.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327914

Рисунок 3

Здесь условно принято, что сила давления лопасти (Fд) во всех трех случаях одинакова. Из рисунка видно, что нерационально слишком далеко впереди производить захват и затягивать проводку. Кроме того, очевидно, что извлечение весла из воды надо производить боковой кромкой.

В гребле на байдарке соотношение времени безопорshyной и опорной фаз, определяющее ритм гребли, выражаshyется как 1/2. Уменьшение безопорной фазы ухудшает расслабление, что повышает усталость. Увеличение ее также нерационально: нарушается равномерность хода байдарки и требуется расход энергии на разгон ее в кажshyдом цикле. Темп гребли на спортивных байдарках дохоshyдит до 140 гребков в минуту, на туристской - до 100 гребshyков.

Техника выполнения гребка
Исходное положение (рисунок 4, 1).
Гребец свободно сидит в байдарке, ноги закреплены, хват весла нормальshyный. Туловище слегка наклонено вперед и повернуто на 45—50? в сторону гребка плечом вперед. Нижняя (тянуshyщая) рука расслаблена и вытянута вперед-вниз, кисть на уровне груди между линией оси байдарки и бортом. Верхняя (толчковая) рука согнута в локтевом суставе, кисть на уровне виска, локоть на уровне плеча. Весло свободно удерживается кистью.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327915

Рисунок 4 (1,2,3)

Захват воды (рисунок 4, 2)
Нижняя рука, оставаясь выпрямленной, опускается вниз, одновременно верхняя рука разгибается, и кисть ее движется вперед и слегка вверх. Угол введения весла в воду около 45?.

Проводка (рисунок 4, 3, 4)
Выполняется путем одновреshyменной работы рук и вращения туловища гребца вокруг вертикальной оси. Верхняя рука, разгибаясь в локтевом суставе, создает опору стержню весла. Нижняя, тянущая рука, оставаясь прямой в первой половине проводки, передает на весло усилие поshyворачивающегося туловиshyща. Во второй половине проводки тянущая рука слегка сгибается в локтеshyвом суставе, чем обеспечиshyвается постоянная опора лопасти весла о воду. Как только верхняя рука полshyностью выпрямится, кисть тянущей руки достигнет туловища гребца, которое развернется на 45? в стоshyрону, противоположную первоначальному повороту, проводка заканчивается.

Все эти движения — выпрямление верхней руки, тяга и небольшое сгибание нижней руки и поворот туловиshyща - должны происходить одновременно.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327916

Рисунок 4 (4,5,6)

Конец проводки (рисунок 4, 5)
В конце проводки кисть верхней руки останавливается в крайнем положении на уровне подбородка. Кисть и предплечье тянущей руки отshyводятся в сторону-вверх, тем самым лопасть весла повоshyрачивается и боковой кромкой извлекается из воды.

Подготовка к следующей проводке (рисунок 4, 6)
Тулоshyвище гребца в конце проводки уже развернуто на стороshyну следующего гребка. Вытянутая вперед рука расслабshyлена и переносится через ось байдарки на сторону гребка и несколько опускается вниз. Одновременно кисть согнуshyтой руки продолжает движение вперед-вверх до принятия исходного положения. В этот момент весло поворачиваshyется вокруг продольной оси в кисти руки, соответствуюshyщей развороту весла.

Гребки прямолинейного движения
Спортивный гребок
Характеризуется средней длиной проводки, частота гребков (темп) выше среднего, опора по вертикали на весло в стадии проводки относительно невелика. Этот гребок применяется на участках относиshyтельно спокойной воды, при стартовых и финишных ускоshyрениях, иногда в режиме спурта. На схемах спортивный гребок будем обозначать, как показано на рис. 3, 1. Правильно поставленный спортивный гребок — основа техничного выполнения всех остальных приемов гребли и управления, поэтому на его постановку и отработку надо обращать самое пристальное внимание.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327917

Рисунок 5 (1,2,3,4,5)

Опорный гребок (удар)
По исполнению близок к спуртовому спортивному гребку. Но для лучшего поддерshyжания баланса при захвате воды (создание опоры) лоshyпасть ударяет воду (рисунок 5, 2). Применяется короткими сериями или в виде одиночных гребков при резких ускоshyрениях, работе на валах и суводях, а также при подъеме на сливы.

Накрывающий
Для создания постоянной опоры лоshyпасть развернута на байдарку и в течение всей проводки накрывает воду. Угол проводки около 45? и менее. Полоshyжение кисти верхней руки ниже нормального. Проводshyка несколько в стороне от байдарки (рисунок 5, 3). Примеshyняется при работе в валах, в суводях, в турбулентном потоке как сериями, так и одиночными гребками.

Ударно-накрывающий
комбинация ударного и наshyкрывающего гребков (рисунок 5, 4). Используется при неshyобходимости поддержать баланс в создавшихся сложных ситуациях.

Протяжка
Характеризуется максимально возможной длиной проводки за счет раскачки туловища гребца впеshyред-назад, что при обычном спортивном гребке будет ошибкой. Применяется при рывках, ускорениях, подъеshyмах на сливы, иногда с опорой в дно на мелководных участках (рисунок 5, 5).

Рассмотренные «прямые» гребки, как правило, исshyпользуются в сочетании друг с другом или с управляюshyщими гребками и приемами, причем гребцы одной байshyдарки зачастую выполняют разные виды гребков и даshyже с разных сторон судна.

Управляющие гребки и приемы
Управление байдаркой возможно либо с помощью руshyля, либо непосредственно с помощью движителя — весла, а также изменением геометрии подводной части корпуса байдарки посредством крена.

Стандартные туристские байдарки снабжаются рулеshyвым устройством, однако при обратном (реверсном) двиshyжении руль сильно мешает движению и на короткой трасshyсе не применяется. Мы будем рассматривать «безрульную» технику управления байдаркой.

Разберем основные технические приемы управления байдаркой на трассе с воротами.

Управление креном
Если байдарка на ровном киле движется прямолинейно в ламинарном потоке или в стояshyчей воде, то давление воды слева и справа на носовую часть судна будет одинаковым и управляющие усилия отсутствуют (рисунок 6,1).

Если же байдарку накренить, например, на правый борт, изменив тем самым геометрию обводов и их симshyметрию с разных бортов, то давление воды справа будет больше, чем слева, что создаст управляющие усилия, и судно будет поворачивать влево (рисунок 6,2) Соответстshyвенно крен на левый борт вызовет поворот байдарки вправо. Такой крен наружу поворота будем называть отклоном (или обратным креном).

При маневрах байдарки с использованием разницы скоростей потока крен, как правило, выполняется внутрь поворота (как при езде на велосипеде). Такой крен внутрь поворота назовем наклоном.

На схемах крен изображается штриховкой борта со стороны крена (рисунок 6,3)

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327918

Рисунок 6. Управление креном (1,2,3)

Отрабатывается поворот креном – отклоном на гладкой, желательно стоячей воде. Байдарка разгоняется на ровном киле, затем гребцы поднимают весла и ставят судно на крен, добиваясь поворота. Упражнение выполняется попеременно для левого и правого крена. Хороший тренировочный прием отработки поворота с использованием отклона - «циркуляция» (см. ниже).

Чистое управление отклоном применяется в основном при не - больших корректирующих маневрах и для поддержания прямолинейного движения байдарки.

Рычаг
Для осуществления маневра с минимальной потерей скорости управляющие гребки делаются по дуге в стороне от байдарки (рисунок 7, слева). Эффект гребка заключается в отталкивании носа или притяжении кормы. Весло должно несколько накрывать воду. Гребок выполняетshyся по поверхности воды. При захвате воды туловище сильно развернуто на сторону гребка, нижняя, тянущая, рука прямая, верхняя, толкающая, согнута, кисть се на уровне груди. Гребок производится вращением тела гребца, а также выпрямлением верхней, толкающей, руshyки. Усилие на весло передается через выпрямленную нижshyнюю руку, ее кисть служит как бы центром вращения весshyла-рычага. Погруженная лопасть представляет собой опору, отталкиваясь от которой (или притягиваясь к ней), гребец передает усилие вращающегося тела поshyсредством ног на байдарку.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327919

Рисунок 7. Рычаг и перехват

Перехват
Для повышения эффективности управляюshyщего гребка рычагом применяется перехват весла, т. е. удлинение рычага со стороны гребка. Есть два способа перехвата - последовательный и одновременный.

На рисунке 7 справа показана схема последовательного перехвата направо. При окончании гребка справа левая кисть передвигается к левой лопасти и на широком хвате производится укороченная проводка слева, при окончаshyнии которой правая кисть передвигается по цевью до нормального хвата. Таким образом, к следующему гребshyку справа весло оказывается на перехвате. Возврат в исходное состояние через узкий хват. Одновременный пеshyрехват производится в момент переноса весла по воздуshyху толчком кисти. Этот прием более динамичен, но и более сложен.

Кормовой гребок
Гребок под корму, выполненный вторым номером, как и гребок рычагом, служит для упshyравления без торможения и потери скорости. Различаshyются три вида кормовых гребков:

1.кормовой рычагом;
2.кормовой из прямого гребка, при этом гребок удлиняется и лопасть толкает водяную подушку под байдарку;
3.управляющий кормовой, когда весло горизонтально переносится на сторону гребка и производится почти чистое притяжение кормы (рисунок 8)

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327920

Рисунок 8. Гребок к корме

Боковое притяжение
Один из возможных техничеshyских приемов управления байдаркой. Как самостоятельshyный прием применяется не часто, но служит основой для технического выполнения некоторых элементов и приеshyмов, в частности завеса. Боковое притяжение производитshyся с выносом и без выноса весла из воды. Рассмотрим первый способ.

Исходное положение. Тело гребца повернуто на 30—40? в сторону притяжения. Нижняя, тянущая, руshyка слегка согнута и отведена всторону-вниз. Верхняя руshyка согнута над головой. Лицо повернуто к веслу. Лопасть гребковой стороной развернута на байдарку и слегка к носу. Угол разворота контролируется кистью нижней руки.

Захват воды Тело гребца наклоняется на стороshyну притяжения, но байдарку надо стараться поддержиshyвать на ровном киле. Это связано с тем, что крен судна на сторону притяжения увеличивает поверхность сопроshyтивления боковому притяжению, которое становится меshyнее эффективным. Опусканием нижней руки производитshyся захват воды с созданием опоры на весло; надо следить, чтобы весло входило в воду не кромкой, а плоскостью.

Притяжение. Выполняется разгибанием верхshyней руки, опусканием и небольшим движением вперед нижней руки и разворотом туловища в прямое положеshyние. Лопасть описывает дугообразную траекторию, соshyстоящую из двух фаз (рисунок 9,1).

В первой фазе направshyление движения — к байдарке и несколько к носу, происshyходит собственно притяжение; во второй фазе, гребковой, создается опора для поддержания баланса и подъема гребца из наклона, а также поворот весла для выноса его из воды боковой кромкой. В первой фазе байдарка наshyчинает движение к веслу, и если не выводить весло на гребок, то судно ударит по цевью заглубленного весла, лоshyпасть уйдет под байдарку, что может привести к перевороту.

Боковое притяжение без выshyноса весла производится в осshyновном работой рук, с большой частотой гребков, без приложеshyния веса тела гребца на весло, т. е. без наклона туловища, хоshyтя оно и разворачивается на сторону притяжения. Лопасть описывает в воде траекторию, напоминающую восьмёрку (рисунок 9,2).

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327921

Рисунок 9. Боковое притяжение и «восьмерка»

Движение разбивается на фазы:

1.ритяжение;
2.короткая гребковая проводка для исключения удара движущейся байдарки о весло;
3.холостая обратная проводка с движением весла в воде боковой кромкой;
4.захват воды для притяжения. Этот способ бокового притяжения применяется как тренировочный прием и при работе в воротах.
В отработке бокового притяжения есть три основных момента: создание опоры на весло, работа рук и коордиshyнация работы туловища, рук и ног. Совершенствуя бокоshyвое притяжение, гребец для лучшей координации движеshyний должен мысленно представить себе, что он подтягиshyвает не весло к байдарке, а к неподвижно закрепленноshyму веслу подтягивает себя с байдаркой, которую держит ногами. Чтобы прочувствовать работу туловища и ног, рекомендуется следующий прием. Байдарка ставится на мелководье (глубина 20—30 см), гребцы втыкают лопаshyсти в дно около себя гребковой плоскостью по направлеshyнию к борту судна. Разворачиваются на весло, принимаshyют исходное положение рук для бокового притяжения и затем медленно, работая в основном ногами, последоваshyтельно отодвигают и притягивают байдарку от весла и к веслу (рисунок 10, вверху). На данном этапе отработки боshyкового притяжения можно сильно кренить байдарку, чтоshyбы лучше прочувствовать удержание ее ногами. Следить за положением рук и разворотом туловища на весло, доshyбиваться полной синхронности действий гребцов.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327922

Рисунок 10.

После овладения этим движением приступают ко втоshyрому упражнению — созданию опоры. Гребцы отводят байдарку на более глубокое место (60—80 см), развораshyчиваются на один из бортов; положение рук: нижняя полусогнута, кисть на уровshyне груди, верхняя полусогshyнута, кисть на уровне подshyбородка. Лопасти разверshyнуты на байдарку, весло почти параллельно поshyверхности воды (рисунок 10, внизу).

По команде с берега пли самостоятельно гребshyцы сильно накреняют судshyно ногами и в момент креshyна, как бы выпадая тулоshyвищем и опуская нижнюю руку, создают опору «шлепком» лопасти по воде. Выпрямляя верхнюю руку и опуская нижнюю (причем тело несколько повернуто на весло), выполняют гребок прямо к борту байдарки; исshyпользуя опору на весло, гребцы работой ног ставят судshyно на ровный киль. Постепенно прямой гребок к байshyдарке переводится на дугообразную траекторию.

На этом этапе обучения возможны перевороты, и наshyдо позаботиться, чтобы гребцы не получили травмы при ударе о дно.

Полуподтяг
При необходимости незначительного приshyтяжения кормы или носа с сохранением скорости движеshyния байдарки выполняются полуподтягивающие гребки. При этом вода захватывается лопастью несколько в стоshyроне от судна и выполняется гребок дугообразной траекshyтории с притяжением ногами байдарки к веслу. Иногда этот гребок сочетается с управляющим гребком рычагом.

Циркуляция
Прием, позволяющий делать плавный поворот байдарки без снижения скорости. Дает возможshyность отрабатывать синхронность работы гребцов при соshyчетаниях различных управляющих гребков и кренов. Рассмотрим циркуляцию на примере поворота направо (рисунок 11, слева). Сочетание гребков для первого и второshyго номеров следующее:

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327923

Рисунок 11.

Первый номер: 1-й гребок — отталкивающий от носа слева рычагом, иногда на перехвате; 2-й гребок — полуshyподтягивающий справа, если работа без перехвата, или короткая проводка, если весло на перехвате слева. Второй номер: 1-й гребок — кормовой рычагом или полуподтягивающий к корме слева. Как правило, выполняется на перехвате для большей эффективности; 2-й гребок - короткая прямая проводка справа, в основном для поддержания синхронности.

Циркуляция выполняется с креном-отклоном влево для повышения эффективности работы. Начинать отраshyботку упражнения лучше на гладкой воде, в медленном темпе, без крена, с обязательным соблюдением синхронshyности гребков первого и второго номера. Постепенно на левых гребках (для нашего примера) вводить подкренивание с опорой на весло, т.е. больше накрывать воду для сохранения баланса. По мере повышения тренированноshyсти экипажа можно переходить на постоянный крен (отклон).

Завес
один из важнейших технических приемов. Применяется для резких изменений направления движеshyния байдарки с использованием разности скоростей потоshyка и судна. Выполняется постановкой весла гребковой стороной под определенным углом навстречу движению байдарки с разворотом корпуса и приложением веса тела гребца к веслу. Движение судна будет зависеть от этого угла и места расположения лопасти относительно судна.

Рассмотрим это явление применительно к байдарке-одиночке (рисунок 11, справа). Разгоним ее на гладкой стояshyчей воде и поставим весло гребковой стороной под некоshyторым углом, а навстречу движению судна. Будем счиshyтать, что весло и судно связаны через гребца в жесткую систему. На лопасть действует сила давления FR, котоshyрую можно разложить на составляющие: FT— силу торshyможения и Fc— силу сдвига. Благодаря наличию плеч H u h относительно центра тяжести (будем считать его центром вращения) возникают моменты — MT = H•FT от тормозящей силы и Mc = h•F0 от действия силы сдвига. В зависимости от соотношения величин моментов моshyжет возникнуть три варианта движения байдарки:

1.Мт = Л1с — происходит параллельный сдвиг за счет действия силы Fc и торможение за счет действия силы;
2.МТ>МС — происходит поворот вправо (для нашеshyго случая) и торможение;
3.МТ<МС — происходит поворот влево, т.е. в стороshyну, противоположную завесу; так бывает при откидывании гребца назад, является, как правило, неожиданным
и может привести к перевороту.

Соотношение моментов (а, следовательно, и характер движения судна при завесе) регулируется положением весла относительно байдарки и углом раскрытия весshyла α.

Особенность завеса — приложение веса тела гребца к веслу, поэтому выполнение приема связано с довольно большими нагрузками на руки. Руки при завесе, особенshyно в момент заглубления весла в воду, должны быть поshyлусогнуты, чтобы демпфировать удар весла о воду. Если же они выпрямлены, то при ударе в результате значиshyтельной динамической нагрузки может произойти вывих плечевого сустава. В зависимости от приложения веса различаются собshyственно завес при средних давлениях, закол —максиshyмальное приложение веса и «флажок» — приложение веshyса незначительное.

Завес на параллельный сдвиг
Отрабатывается на гладкой воде. Байдарка разгоняется, затем гребцы приshyнимают исходное положение, как при боковом притяжеshyнии, верхняя рука обязательно полусогнута, весла нахоshyдятся в воздухе, угол раскрытия весла ?45?. По команде второго номера гребцы синхронно заглубляют весла внаshyчале без сильной опоры на весло (байдарка движется по инерции). Подбирая положение весла и углы раскрытия, гребцы добиваются параллельного сдвига (рисунок 12,а), угол введения весла в воду 45—60?. Эти положения весел для каждой байдарки и экипажа индивидуальны, так как зависят от балансировки судна и физических параметshyров гребцов. Заканчивается завес боковым притяжениshyем, по мере того как сила давления воды падает и теshyряется опора на весло.

Как и при боковом притяжении, стараться держать байдарку ногами на ровном киле. Во избежание перевоshyрота в случае «провала» на весле завес можно начинать отрабатывать по номерам — один гребец выполняет заshyвес, второй страхует байдарку, держа весло готовым для создания опоры.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327924

Рисунок 12.

Завес на разворот
Применяется, как правило, при заходах в суводь или при выходе из нее на струю с развоshyротом, но отрабатывается на гладкой воде. Байдарка также разгоняется. Положение рук первого номера, как и в предыдущем случае, но лопасть развернута навстреshyчу движению на 70—80?, угол введения весла в воду около 45—60? (рисунок 12,б). Верхняя рука согнута над гоshyловой, нижняя полусогнута и отведена в сторону, но не назад. Тело гребца развернуто и наклонено на сторону завеса. Крен байдарки внутрь поворота поддерживается ногами. Заканчивается завес боковым притяжением. Во время исполнения завеса первым номером второй произshyводит либо табанящий гребок со стороны завеса, либо полуподтяг или кормовой гребок с противоположной стоshyроны. При этом гребцы могут наклоняться, вывешиватьshyся с разных бортов.

Закол
При большой разнице скоростей потока и байshyдарки завес выполняется, как закол. Весло резко стаshyвится почти вертикально к поверхности воды, близко к борту байдарки, лопастью, полностью раскрытой к наshyправлению движения (рисунок 12,в). При заколе нижняя руshyка согнута сильнее, чем при завесе, а удар воды демпshyфируется закручиванием тела гребца. Благодаря значиshyтельным тормозящим усилиям перед лопастью создается водяная подушка, которая позволяет поддерживать опору по вертикали. Весло можно представить как неподвижную стойку, и гребец вращаshyется вокруг нее, держа байshyдарку ногами. Заканчиваетshyся закол аналогично завесу боковым притяжением.

При отрабатывании закоshyла, да и при использовании его на трассе нужно быть гоshyтовым к «провалу» весла, ибо оно почти вертикально; поэтому второй номер долshyжен держать баланс и быть готов к опоре на весло.

"Флажок"
При относительно небольших маневрах на трассе с воротами с использованием разности скоростей потока и байдарки применяется завес типа «флажка». Нижняя рука полусогнута и отводится вперед-вниз, верхshyняя— согнута, локоть перед грудью, кисть легко придерshyживает цевье весла и лежит на противоположном плече. Туловище не разворачивается, а только слегка наклоняshyется на сторону «флажка» (рисунок 13, слева). Лопасть весshyла можно представить как руль, вынесенный вперед под небольшим углом навстречу движению. Заканчивается «флажок» гребком с полуподтягом.

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327925

Рисунок 13.

Подхват
Эффективность управляющих гребков тем выше, чем дальше от байдарки выполняется гребок и чем эффективнее работа туловищем передается на весло.

Подхват выполняется первым номером. При подхвате спортсмен переносит весло через байдарку на противоshyположный борт и большим рычагом, используя вращеshyние тела, производит гребок к носу.

Рассмотрим выполнение подхвата на примере развоshyрота налево (подхват слева). Первый номер делает отshyталкивающий гребок на перехвате рычагом справа, проshyводка удлиненная, с сильным закручиванием тела впраshyво. Затем, используя инерцию закрученного тела, гребец разворачивается на левый борт (рисунок 13, справа). Весло почти параллельно переносится на левый борт, правая руshyка выпрямлена, кисть на уровне груди. Левая рука согнута, локоть отведен в сторону, кисть на уровне плеча. Опусканием правой руки правую лопасть боковой кромкой заглубляют в воду, как бы подхватывая ее. Для демпфирования удара левая рука поднимается вверх, тем самым уменьшается рычаг и давление на лопасть может быть снижено. Затем левая рука снова сгиshyбается, кисть опускается на плечо, что снова увеличиваshyет рычаг. Выпрямлением левой руки, но уже не вверх, а вперед и разворотом туловища вправо производят гребок к носу. Правая рука во время гребка остается прямой и передает усилие вращающегося тела на весло. Сгибаниshyем и подъемом правой руки и опусканием левой гребок заканчивают и лопасть извлекают из воды.

Следует обратить внимание на то, чтобы лопасть заглублялась перпендикулярно поверхности воды, так как если лопасть хотя бы слегка накрывает воду, то весshyло начинает глиссировать, если же лопасть сильно захваshyтывает воду, весло может резко заглубиться.

Подхват — очень эффективный прием, но и опасный с точки зрения переворота: при выполнении подхвата опора первого номера на весло практически отсутствует, возможен провал на весло, кроме того, при задержке с окончанием гребка байдарка может ударить по веслу. Частая ошибка, особенно на этапе разучивания, — низshyкое, на уровне поясницы, положение кисти толкающей руки. В этом случае гребец не может контролировать давshyление на весло и выполнять гребок, положение его закреshyпощенное. Основная задача здесь второго номера — жесткий контроль баланса (он делает либо табанящий с опорой гребок со стороны подхвата, либо кормовой греshyбок с противоположной стороны).

Реверсные гребки
Реверсные гребки применяют при торможении, обратshyном движении кормой и в некоторых случаях при маневshyрировании. Выполняют их нормальным хватом весла, ни в коем случае не поворачивая его в руках. Различают два вида реверсных гребков — табан и реверс из завеса.

[B]Табан[/B]
основной реверсный гребок, осуществляется тыльной стороной весла. Руки полусогнуты, гребок проshyизводится вращением туловища без наклонов. При длинshyных циклах реверсной гребли руки высоко не поднимаshyются, весло почти горизонтально. При работе в воротах табанящие гребки делаются с высоким подъемом верхshyней руки, вертикальным веслом. Гребковой стороной таshyбанящие гребки выполнять нельзя, так как для этого необходима прокрутка весла в руках, а при проводке возможны подсечка весла и поshyтеря опоры (рисунок 14, слева).

http://www.nn.ru/~gallery92012?MFID=71374&IID=1327926

Рисунок 14.

[B]Реверс из завеса[/B]
Как следуshyет из названия, положение тела гребца и рук аналогично положению при завесе, но теshyло более сильно развернуто назад. Весло ставится навстреshyчу движению, близко к борту байдарки, позади гребца. Греshyбок производится разворачиваshyнием туловища и продвижениshyем нижней руки вдоль борта. Применяется как эффективный одиночный гребок, в осshyновном при движении в воротах, при заходе на кормовые ворота. Иногда сочетается с притяжением кормы. Обычshyно вылняется вторым номером (рисунок 14, справа).

Источник: книга «Соревнование туристов-водников» М. ФиС.1980
finn
10.08.2010
Имхо, было бы проще просто дать ссылку. Например, сюда:
http://www.svtdpi.com.ua/wiki/doku.php?id=tech :texnika80
(нн.ру почему-то вставляет перед двоеточием пробел, его надо убрать вручную)

По поводу посадки. Ты пробовал в таймене закреплять колени под фальшбортами? Тот еще изврат :)
Riff
10.08.2010
За ссылку - спасибо. А то даже интересно стало, стал копировать сначала в отдельный файлик...
finn
10.08.2010
Вот еще, то же самое, но в более распечатывабельном виде:
http://www.svtdpi.com.ua/wiki/lib/exe/fetch.php?id=start&cache=cache&media=texnika_grebli_na_bajdarke.doc
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов