Логотип 'Телесемь'
Нижний НовгородАфишаКонцертыХоровая музыка XX века — от революции к духовности

Хоровая музыка XX века — от революции к духовности

Концерт
Классическая музыка
12+
Хоровая музыка XX века — от революции к духовности

Расписание сеансов

Дата
Площадка

По выбранным параметрам сеансов не найдено

О концерте

Исполнители: Лауреат международного конкурса Сергей Годин — тенор; Солисты оркестра и хор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. Пушкина; Хормейстер и дирижёр — Арина Мирсаетова, лауреат международных конкурсов. Исполнители: Д.Д. Шостакович (1906–1975) — 10 поэм для хора на стихи революционных поэтов конца XIX и начала XX, op. 88 (1951) «Смелей, друзья, идем в (род.1955) перед!» на ст. Л. Радина; «Один из многих» на ст. Е. Тарасова; «На улицу!» на ст. неизвестного автора; «При встрече во время пересылки» на ст. А. Гмырева; «Казненным» на ст. А. Гмырева; «Девятое января» на ст. А. Коца; «Смолкли залпы запоздалые» на ст. Е. Тарасова; «Они победили» на ст. А. Гмырева; «Майская песнь» на ст. А. Коца; «Песня» на ст. В. Тан-Богораза (из У. Уитмена); А.Г. Шнитке (1934–1998) — 3 духовных хора для смешанных голосов op.deest (1984) Богородице Дево, радуйся; Господи Иисусе; Отче наш; Л.А. Десятников (род.1955) — «Дар» на ст. Г.Р. Державина, кантата для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля «Сафо»; «Потопление»; «Скромность»; «Дар»; «На кончину»; «Река времён». На написание десяти поэм для смешанного хора без сопровождения на слова революционных поэтов конца XIX и начала XХ века Шостаковича (1906–1975) вдохновили образы русской революции 1905 года. Рисуя бесчинства вооружённого противостояния, композитор отражает самые тяжёлые страницы русской истории начала и середины ХХ века. В его музыке — мрак тюрем и застенков палачей из НКВД, расстрел мирной демонстрации 9 января и сталинские репрессии 30-х годов. Духовный мир человека в творчестве Альфреда Шнитке(1934—1998) передан с большой ясностью и глубиной. «Его музыка входит в нашу жизнь иллюзорной, духовной реальностью», — писал музыковед Александр Ивашкин. Шнитке неоднократно он обращался к средневековым духовным текстам. «...все наивные мистики — те, которые были не склонны к систематизации и ограничению своего знания, а просто излагали его, имеют для меня большее значение, чем возводящие стройное знание. В этом смысле если начать с Христа и взять Евангелие от Иоанна, или Августина, или Мастера Экхарта, или Франциска, — во всех этих случаях мы имеем дело с тайной, которая всегда тайной останется, и даже в таком наивном солнечном проявлении, как у Франциска. Тайной, которую не объяснишь. И это для меня наивысший вид литературы», — говорил Шнитке. Три духовных хора — единственное сочинение композитора, которое написано на православный литургический текст. «Богородице, Дево, радуйся» погружает слушателя в сакральное акустическое пространство храма, «Иисусова молитва» — во внутреннее пространство души. Третий хор «Отче наш» возвращает в атмосферу соборной молитвы, объемным звучанием наполняющей своды храма. Леонид Десятников (род.1955) — один из самых исполняемых современных российских композиторов. В 2009–2010 годах он был музыкальным руководителем Большого театра России. Важная черта творчества Десятникова — полистилистика. В своих сочинениях он переосмысляет опыт прошлого, смешивает музыкальные языки разных эпох и композиторов, и в неожиданных решениях рождается музыка, говорящая с нами на современном языке. Кантата для тенора, мужского хора и инструментального ансамбля «Дар» написана на стихи Гавриила Романовича Державина, которые отражают духовные искания русского человека екатерининской эпохи: «Сафо», «Потопление», «Скромность», «Дар», «На кончину», «Река времён». С одним антрактом.

Время:70 мин.