Театр в музыке: Мейерхольд и Козинцев
Расписание сеансов
По выбранным параметрам сеансов не найдено
О концерте
Исполнители: Лауреат международных конкурсов Мария Калинина — сопрано; Лауреат международных конкурсов Дмитрий Белянский — тенор; Лауреат международных конкурсов Георгий Екимов — бас; Лауреат международных конкурсов Сергей Теленков — бас; Оркестр и хор Нижегородского государственного академического театра оперы и балета им. Пушкина; Дирижёр — Иван Великанов. Программа: М.Ф. Гнесин (1883–1957) — «Еврейский оркестр на балу у Городничего», сюита из музыки для симфонического оркестра к спектаклю В. Мейерхольда «Ревизор» ор. 41 (1926); С.С. Прокофьев (1891–1953) — «Борис Годунов», музыка к неосуществленному спектаклю В. Мейерхольда op. 70 bis (1936); Д.Д. Шостакович (1906–1975) — «Клоп» музыка к спектаклю В. Мейерхольда по пьесе В. Маяковского op. 19 (1929); «Король Лир» музыка к спектаклю Георгия Козинцева op.58а (1941); «Король Лир» музыка к фильму Георгия Козинцева op.137 (1970). Единственная совместная работа трёх великих деятелей искусства 1920-х годов — Всеволода Мейерхольда, Дмитрия Шостаковича и Владимира Маяковского — это спектакль по пьесе «Клоп», написанной в жанре «феерической комедии». Музыку к пьесе великий режиссёр сначала хотел заказать Сергею Прокофьеву, но тот отказался, так как был занят сочинением нового балета для Сергея Дягилева. Тогда Мейерхольд обратился молодому Дмитрию Шостаковичу, который уже работал в его театре «начеммузчасти». Первая встреча с Маяковским произвела на композитора странное впечатление. Поэт спросил: «Вы любите пожарные оркестры?» и далее объяснил, что характер их музыки будет наиболее точно соответствовать первой части комедии, вторая же часть должна быть «простой, как мычание». Премьера пьесы состоялась в феврале 1929 года. Она стала ярким театральным событием и до конца сезона ставилась почти ежедневно. Общее число представлений на протяжении 3 сезонов превысило 150! Творческий дуэт Дмитрия Шостаковича и режиссера Григория Козинцева (1905–1973) подарил миру множество фильмов и спектаклей. Среди них знаменитый «Гамлет», «Пирогов», «Белинский», «Одна» и другие. Композитор и режиссёр начали работать ещё в 1929 году над фильмом «Новый Вавилон» — первой в истории российского кинематографа картиной, к которой специально было сочинено музыкальное сопровождение. В марте 1941 года в Большом драматическом театре им. Горького в Ленинграде состоялась постановка спектакля Козинцева «Король Лир». В ней был отчетливо виден «мрак и ужас трагедии» государственного строя, который, как писал литературовед Наум Берковский, поощрял в людях самое низменное и карал за благородные поступки. На сцене стояли виселицы, что рождало ассоциации с советскими реалиями. Через 30 лет после премьеры постановки Козинцев снял одноимённый фильм, для которого частично была заимствована музыка из спектакля 1941 года. Над разработкой музыкального сопровождения вновь работал Шостакович. Одним из его принципов в работе над фильмом была самостоятельность музыкального произведения в кадре: оно не должно было следовать за событиями на экране, как это принято у таперов. Театр и театральность были незыблемыми маяками на творческом пути Сергея Прокофьева (1891–1953). Даже без сценического действия музыка его зримо рисует визуальные образы. Спектакль «Борис Годунов» Мейерхольда, музыку к которому сочинял Прокофьев, так и не увидел свет из-за политической цензуры 1937 года, когда деятельность Мейерхольда подверглась резкой критике. В 1938 году его театр закрыли, в 1940 — режиссёр был расстрелян. В постановке Мейерхольда должен был использоваться изначальный полный текст «Бориса Годунова» 1825 года, ещё не подвергшийся цензурным изменениям. Считалось, что рукописные записи Мейерхольда и партитура Прокофьева пропали при аресте режиссёра в 1939, но профессор музыки Принстонского университета Саймон Моррисон случайно обнаружил их в Российском государственном архиве литературы и искусства рукописи Мейерхольда и Прокофьева и опубликовал. Михаил Гнесин (1883–1957) был известным композитором и педагогом. Именно Гнесин со своей супругой открыл известные на всю страну музыкальные училище и институт. Он воспитал целую плеяду композиторов, среди которых Арам Хачатурян и Тихон Хренников. Несмотря на активную просветительскую деятельность, крайне важной сферой деятельности для него оставалось сочинение музыки, которая была проникнута еврейскими мотивами. С Всеволодом Мейерхольдом Гнесина сблизили интерес к символизму и увлечение античностью. Вскоре после знакомства композитор начал работать с актёрами в театральной студии Мейерхольда по собственной системе «музыкального чтения» в античной драме и писать музыку на тексты античных трагедий для студийных постановок («Антигона», «Финикиянки»). Когда Мейерхольд решил ввести еврейскую музыку для обострения трагикомических сцен в постановке пьесы Гоголя «Ревизор», Гнесин написал оркестровую сюиту-гротеск «Еврейский оркестр на балу у городничего». В первых представлениях партию рояля исполнял Дмитрий Шостакович. С одним антрактом.