--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

АВА и с чем ее едят

Реабилитация
1621
46
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Цель создания данной темы - просвещение, просвещение и еще раз просвещение. Без-воз-мез-дно т.е. дадом (с), как говаривала сова из мультфильма про Винни-пуха.

Если модераторы посчитают тему некорректно оформленной или рекламой, или самопиаром, или еще чем угодно - изменю в любую необходимую сторону формулировки. Считаете, надо сносить - сносите. Могу копать, могу не копать.

Итак.
Я мама ребенка с Рас. И я поведенческий аналитик. Тот кто занимается АВА / поведенческим анализом / поведенческой терапией / ПАП / "этим страшным бихевиоризмом" и "дрессировкой за конфетку."

Меня зовут Анна Маслова, в качестве базового поведенческого образования у меня на данный момент 2 года обучения в Московском Институте Психоанализа (МИП), что соответствует 4 модулям у Эрц. А до них были курсы обучения уровня Rbt. Я работаю как инструктор (терапист) и куратор, под супервизией. Могу легко дешифровать все эти чудо-формулировки, если вам они ни о чем не говорят.

В этой теме я готова ответить на вопросы по АВА, если они у вас возникнут. Любые. Но про АВА. Про почему такое лето холодное - не стану ))
Я бываю в сети редко и не обещаю мгновенных ответов. Я не хочу никого и ни в чем убеждать. Но я имею знания по теме, и меня можно спросить, если вам хочется. Особенно, если вы запутались, что-то читали и чтение вас поразило/ удивило / испугало.

У меня все, спасибо за внимание.
Блик
05.06.2017
Я с любимым вопросом. )
С какими проблемами стоит обращаться к поведенческому аналитику?
"Огласите весь список, пожалуйста!"
=) С почином нас.
Спасибо за вопрос.

Есть мнение, что поведенщик должен решать поведенческие вопросы от "мой ребенок падает в белой шубе в грязь, если чем-то недоволен" до "дочь не хочет учить уроки" или даже "муж что-то цветы давно не дарил." Хотя, разумеется, с последним чаще обращаются в формате претензии к мужу или формате жалобы подруге.
В принципе, все это может быть предметом работы поведенческого аналитика. В США часто это специалист, который обеспечивает инклюзию особых детей в образовательную среду, обучает реабилитацию после инсультов, но может и оптимизировать работу фирмы или разрабатывать план обучения рабочих приходить вовремя на завод. АВА в Америке включена в страховку и при ранней диагностике дети имеют все шансы получать квалифицированную помощь вовремя.
В Россию АВА попало благодаря родителям детей с РАС и применяется в большинстве случаев при работе с нежелательным поведением (крик, плач, агрессия вовне, самоповреждающие поведения), которое однозначно неприемлемо в обществе, а следовательно мешает адаптации и социализации. Также АВА позволяет решать разнообразные вопросы бытового характера (навыки самообслуживания от умения есть ложкой до хождения в туалет), и работает с речью. По последнему пункту отдельно хотелось бы уточнить. Поведенческий анализ трактует понятие поведение очень широко. Это любое действие человека, включая малозаметные глазу (и даже внутренние процессы, вроде мыслей). Речь - это поведение, следовательно с речью тоже работаем. Есть отдельные многочисленные методики работы с вербальным поведением (речью). Именно поэтому чаще всего к АВА-терапиии прибегают родители детей с диагнозом РАС или подозрением на него. Реже, но тоже достаточно часто - с задержками речи.

В широком смысле это может быть любая работа с поведением. Программу можно составить в том числе на обучение мужа дарить цветы )) Как вообще, так и чаще ) При этом поведенческий аналитик - это не врач, у него нет четкой сферы деятельности, но этический кодекс предписывает работать в той области, где имеется опыт (как минимум работать под супервизией опытного в необходимой области специалиста). Соответственно, как и врачи, как и педагоги, поведенщики бывают специализированы в разных областях (и это может в процессе жизни, как у любого человека, подвергаться серьезному дрейфу). На практике это означает, что инструктор, долгое время занимавшийся интеграцией подростков с РАС в среду сверстников через какое-то время будет работать с детьми 2-3 лет, работая над речевыми навыками.

Примерно такой круг проблем. Речь, нежелательное поведение, интеграция в общество, обучение недостающим навыкам - основные для России на данный момент, но не единственные.
Надеюсь, за количеством слов смысл не сокрылся.
Блик
05.06.2017
эээ... где ближайший специалист по цветам?)))

смутно подозреваю, что в Штатах... (
Пока не проведу полевые испытания на ближних, за себя в этом вопросе не ручаюсь )) Достигну каких-то результатов - сообщу. А пока буду иметь ввиду, что есть запрос )))
kjujgtl
08.06.2017
А со взрослым ребёнком - 23 года, поможете?
Поточнее запрос надо понять.
У меня был опят работы с 14 летними детьми с РАС, с более старшими плотно не работала, но такой опыт как правило редкость даже в столицах.
K@tu
05.06.2017
а сколько лет вашему ребенку?
Почти 8
Hermit
06.06.2017
У меня вопрос про словесную агрессию.
Моему сыну 5 лет, до 4 лет стоял диагноз "аутизм", сейчас разговорился, диагноз сняли, оставили ЗПРР.
Но вот, что меня беспокоит:
ребенок не проявляет контактной агрессии, т.е. он не бьет, не дерется, не кусается, а словами такое говорит, что за голову хватаемся:
"убью маму, посажу в клетку и сожгу"
"убью Тёму (брата) током, суну его в розетку"
и все в таком русле.
Как реагировать? АВА поможет? как наказывать за это?
Надо смотреть предысторию. Как возникло это поведение, чем оно подкрепляется, какую цель преследует.

Вообще, у любого поведения не так много вариантов почему происходить. Мы выделяем 4 цели - достижение желаемого, привлечение внимания, избегание и самостимуляция.
То как поведение выглядит (топография) может быть при этом одинаковой. И чтобы понять почему человек делает что-то, надо собирать данные.
В вашем случае это может быть как привлечение внимания, так и избегание и достижение желаемого. Вопрос в том, что происходит после этих фраз. Поясню на похожих ситуациях.

Например, я ставлю перед дочерью тарелку с броколли. Она швыряет ее на пол и сообщает мне, что я умру в муках. Я молча собираю всю еду, выбрасываю в мусор и кормлю ее сосисками.
Если после нескольких подобных эпизодов я постоянно позволяю ей есть сосиски вместо броколли, поведение кидаться тарелкой и сообщать мне "радостные" известия станет проявляться чаще. Потому что я его подкрепляю. Скорее всего цель такого поведения - избежать поедания броколли. Возможная стратегия работы - игнорировать громкие заявления, не давать сбрасывать тарелку со стола (либо тут же ставить еще одну новую, но с броколли). Сначала последует поведенческий взрыв (ребенок какое-то время будет швыряться чаще и радовать фразами больше), потом сойдет на нет, если вся семья будет действовать в едином ключе - а именно игнорировать бросание и заявления, и продолжать кормить броколли. Параллельно имеет смысл подкреплять питание капустой приемлемым способом (например, хвалить ребенка за поедание броколли, если похвала является для его подкреплением, или разрешать сьесть что-то желаемое, или поиграть на планшете и т.п.)

Если цель поведения не избегание, а привлечение внимания - вполне разумно обучать замещающему поведению. Т.е. к примеру, если я весь день на работе, ребенок меня не видит, и бросается ко мне с претензиями: "Я тебя ненавижу, иди откуда пришла", имеет смысл параллельно игнорируя эти обидные слова учить его проявлять свою тревогу, обиду, грусть корректным адекватным способом. Например, говорить "я соскучился" и обниматься. Разумеется, обучать не в момент острой ситуации. Никаких "да как ты смеешь так со мной разговаривать, а ну-ка скажи как ты соскучился и немедленно обними мать, а то я тебя выпорю". Я утрирую, но делаю это специально. Отдельно учим в спокойной обстановке говорить то, что нам бы хотелось услышать, и каждое проявление такого поведения подкрепляем. Если мы верно нашли подкрепление, все заработает и достаточно скоро. Т.е. шаги простые: быть последовательными, найти верные подкрепители, подкреплять то, что нам нужно, не подкреплять ненужное. Вопрос в том как их реализовать, а тут уже необходимо набить руку.

Третий вариант - получение желаемого. Это похоже на привлечение внимания, но скорее про предметы и явления. Например, если я буду долго-предолго ныть, муж помоет посуду. Это не привлечение внимания, это попытка добиться желаемого действия от супруга. В этом случае также нужен анализ чем подкрепляется поведение и с ним работать. Если мой муж несколько раз проигнорирует мою просьбу, разумеется я помою посуду сама. А если потом еще и спасибо скажет - возможно ради этого спасибо я потом почаще буду мыть посуду совершенно самостоятельно.

Это была длинная вводная часть, которая надеюсь несколько обрисовала неоднозначность ситуации.
Подкрепление, оно же поощрение - это часть методики АВА. В основном мы работаем с положительным подкреплением, а не с наказанием, поскольку у наказания очень много побочных эффектов, особенно стратегических, в удаленной перспективе. Очень легко сказать ребенку в 5 лет "иди подумай о своем поведении в своей комнате", но подростка таким образом уже не всегда утихомиришь.
Таким образом, мы ищем те предметы/действия, которые могут помочь нам в работе и используем их в терапии. Меняем регулярно, ищем новые, растем и творим. Это не страшно. Все люди ходят на работу и получают там деньги, при этом дрессировкой за зарплату это не считают.

Конкретно по вашему случаю. Надо понять цель поведения. Что получает ребенок, когда говорит подобные вещи? С этим поведением можно работать, АВА может помочь, если вся семья будет в одном русле двигаться. Поясню, почему это важно.
Вот представьте, вы учите ребенка обуваться самостоятельно. Все в семье об этом знают. Ребенок героически обувается, его хвалят, он счастлив. И вот он сьездил к бабушке в деревню и обуваться перестал. В чем причина? Бабушке нравится ухаживать за внуком и она его обувала сама неделю. Мы не делаем то, что за нас могут сделать другие. Особенно если это взрослый и он настаивает. Работа семьи сведена на нет вмешательством внешнего фактора. Начинаем сначала.
Надо разбираться, что происходит до поведения (что его запускает) и что после ( что подкрепляет). И с этим работать, в зависимости от цели поведения. Пока сложно сказать, данных мало.

Надо ли наказывать - опять же из контекста непонятно. АВА применяет аверсивные методики ( в т ч наказание) когда исчерпаны все возможности методик подкрепления, и поведение опасно для жизни самого индивида или социума вокруг него. Например, когда ребенок на бешеной скорости выносится под едущий транспорт (опасно для индивида) или бьет головой об стол младшую сестру (для социума).
Наказание работает хуже чем поощрение, поэтому мы используем его крайне редко.
Hermit
06.06.2017
Сын так говорит, когда ему что-то не дали, отняли, заставляют лечь спать и т.п.
Он начинает бубнить про себя все эти ругательства как бы выплескивая негатив, но ничего этим не добивается. Ему опять в стотысячный раз начинаем объяснять, почему нельзя убивать, поджигать и лезть в розетку. Вот уже год, пока бесполезно...
Смешанная цель, так бывает довольно часто.

Вы не совсем правы, когда говорите что не реагируете на него.
Цепочка действий выглядит примерно так:
А (фактор до) В (поведение) С (последствие)
Вы забираете нечто реплики ребенка беседы и объяснения
Даете инструкцию
Забрали желаемое


Вы начинаете в стотысячный раз объяснять. Ваши объяснения подкрепляют эти разговоры. И тот факт, что поведение началось год назад и продолжается говорит о том, что для поведения ребенка говорить неприятные фразы есть эффективное подкрепление - ваши объяснения.
Это косвенным образом свидетельствует о том, что цель поведения - привлечение внимания.
Выход прост - перестать об этом разговаривать.

Простым неповеденческим языком - ребенок нашел кнопку, которая безотказно работает, включает вас в диалог. Вам разговор неприятен, а ему по какой-то причине (она остается за кадром) - нужен. И он получает ваше внимание в таком виде. И продолжает так себя вести, чтобы продолжать его получать. Если бы это не работало, все бы уже закончилось. Но оно не кончается. А значит подкрепляется. Пока из имеющийся информации гипотеза только одна - это привлечение внимания.
Часть сообщения отобразилась коряво.
Так будет понятнее:

Цепочка действий выглядит примерно так:
А (фактор до) ---> Вы забираете нечто / Даете инструкцию / Забрали желаемое
-
В (поведение) -- > реплики ребенка
-
С (последствие) --> беседы и объяснения

Все увязано одно с другим, и следует подряд.
Hermit
06.06.2017
Примерный диалог:
- убить маму надо, мама плохая!
- нельзя никого убивать, нельзя никому делать больно! ты хочешь маме сделать больно?
- да, убить, убить, мама сдохнет!
Попробуйте не реагировать на эти реплики никак. Словно он вам прогноз погоды пересказывает.

Одновременно неплохо любые другие диалоги подкреплять и поддерживать. Например:

- Надо всех сжечь!
Молчание. Пауза. Реплика другому человеку в комнате:
- Я думаю, чаю стоит попить. Очень холодно за окном. С конфетами, конечно.

Говорить надо о чем-то нейтральном, не связанном с темой будоражащей. Договориться со всеми и всем дружно тему не поднимать. Не кривиться брезгливо, не делать страшных лиц, не отвечать на запрос "поговорите со мной" в такой форме. Так учат ребенка вместо крика просить словом, так учат вместо дергания кошки за хвост гладить. Замещающее поведение.
Hermit
06.06.2017
Спасибо вам большое,
я еще не думала даже в этом направлении.
Психолог наоборот советовал разговаривать и объяснять, почему нельзя.
Попробую ваш метод.
Я, признаться, уже начала бояться, что садиста ращу( уж больно он любит выдумывать, как нас всех "четвертовать".
Мне думается, он не вполне понимает о чем речь, поэтому беседы могут и не работать. Понимает, что тема вас задевает и ... дальше я рассказывала выше.

Пишите, если что.
Какая нужная и полезная тема!
Спасибо вам за нее!
У меня тоже есть вопрос , можно я его в лс напишу?
Давайте, только есть нюанс )) Я с 7 на 8 уезжаю на Азовское море работать, не уверена что там и как с интернетом, первый раз едем.
Так сказать в тему ))

Академия образования родителей проводит очередной обучающий вебинар в этом месяце (июнь 2017). Докладчик Ольга Шаповалова, тема "Тайный и явный смысл АВА". Вебинар бесплатный.
Ольга планирует рассказать про мифы, которые ходят вокруг прикладного анализа поведения (АВА) и пообсуждать с участниками, что же АВА такое на самом деле.
Для участия выходите по ссылке meet64479314.adobeconnect.com/r1wg9o7nn4f/
в субботу 10 июня в 21:00 по москве.

Не имею ни малейшего отношения к организации, если что. Но люди грамотные.
Здорово, что такая тема появилась! Про АВА-терапию слышала, пробовала даже читать, но в голове не уложилось. С виду "страшный зверь". Как к нему подступиться? Какие книги почитать, чтоб стало все понятно? Про курсы Эрц слышала. Но дорого как-то, да и времени нет. Какую подготовку по минимуму нужно пройти, чтоб начать применять АВА в воспитании ребенка и чтоб от этого был толк? Сумбурно написала, но думаю смысл понятен))
Начните с М Л Барберы, она написана максимально адекватным языком. Автор - мама ребенка с РАС и впоследствии поведенщик. Пишет так, чтобы было понятно.
www.rama-dety.com/bookonline/1233.pdf
Тут ознакомительные 40 страниц лежат на сайте издательства.

После нее уже можно замахнуться на Роберта Шрамма "Детский аутизм и АВА". Он тоже достаточно понятен, но более сложен для восприятия. Я его первым читать не советую, он хорошо понятен людям более системным, нежели среднестатистический родитель. Не с целью обидеть, а скорее предостеречь.

Их можно найти и скачать, они водятся в интернете, последняя особенно.

Книжку Эрц-Мелешкевич "Особые дети. Введение в прикладной анализ" лучше читать потом, она уже более академическим языком написана.

Еще хороша "Идет работа", но она во-первых, огромная, во-вторых стоит дороже, в-третьих, уже рассчитана на того читателя, который решил заниматься и пробовать. Просто так ради знакомства с методом ее покупать, имхо, неоправданно.

-------
Про подготовку. Пробовать самостоятельно применять можно после прочтения Барберы. Если поймете, что самим никак - идти учиться на инструктора (тераписта) уровня Rbt (много кто делает, Мелешкевич-Азимова, Ольга Шаповалова и ее "Академия родителей", Екатерина Жесткова). Это по стоимости дешевле чем первый модуль у Эрц, дает много практики, которую вам хочешь- не хочешь приходится применять со своим ребенком, чтобы закончить обучение. Собственно, увы, научиться практиковать АВА можно только попытавшись его практиковать. Как и со всеми другими вещами в этом мире...
А может чтото на поведенческую тему тоже посоветуете?
Не очень поняла вопрос. По коррекции какого-то нежелательного поведения? Или что-то еще?
ВОт две последние книги обложки
Благодарю вас за подсказки и рекомендации!!) Кстати, именно с Роберта Шрамма я и начала, в итоге каша в голове. Буду обязательно первую книгу читать.
Кстати, а вы планируете "чужих" деток брать к себе на занятия?
У меня практически нет возможности взять новых детей, емкость одного инструктора крайне ограничена, увы... Диагностика, составление программы, курирование - да. А руками непосредственно работать уже не успеваю.
Извините за долгое молчание, работа оказалась на 3 недели дольше, чем я ее планировала.
Зато бесценный опыт пребывания в двух лагерях-интенсивах для детей с аутизмом.

Готова продолжать отвечать на вопросы, если они есть. По тем, что уже заданы отзовусь сейчас, пробежав по теме.
Белс
16.08.2017
Здравствуйте! Подскажите, что за лагеря для детей аутистов?
А что конкретно интересует? Структура?

2 недели на море, много занятий - групповых или индивидуальных. Задействована вся семья, родитель тоже серьезно меняется в процессе.
Что касается инструкторов - я готова была в летаргический сон уйти позже...
SilvaK
19.08.2017
Добрый вечер.
А Вы можете провести поведенческий анализ обычному ребенку?
MaSima
19.08.2017
присоединяюсь к вопросу
Ответила предыдущего вопрошающему. )
Могу, если будет окно. Но график довольно напряженный.
Если это чисто поведенческий запрос, его можно скорректировать. Но в зависимости от возраста обычного ребенка и прочих вещей, это может быть трудоемко со стороны семьи. Как правило, родители особых детей легче сотрудничают, готовы меняться, чтобы изменить поведение ребенка.

В любом случае, надо уточнить и разобраться что и как.
mol4un
09.10.2017
здравствуйте. сыну 5 лет синдром Аспергера. Чуть что не получается - начинает бросать, рвать, кидается на пол и орет. Что делать? Игнорировать? Какая тут цель - привлечение внимания? Раньше пыталась с ним говорить (он еще бред какой-то несет в таком состоянии). Сейчас просто ухожу в другую комнату. И что делать при таком поведении в общественных местах.
Еще вопрос про самоповреждение - это цель самостимуляция, я так понимаю? Т.е. обеспечить стимуляцию другим способом?
И вопрос про убегание - на улице если что-то не так - убегает. Недалеко, так чтоб видеть меня, но отворачивается - он не со мной. Если я подхожу - убегает еще чуть-чуть. Жду и через какое-то время можно подойти и идти дальше. Как тут действовать?
Можно я рядом постою послушаю. Тоже актуально.
mol4un
14.10.2017
можно) только пока не отвечают...
У нас похожая ситуация. Моему 6 лет. Я для себя определяю, что когда не получается и он ругается и все бросает, это все же "избегание". И действовать надо как описывал специалист в одном из верхних постов при "избегании". Нам иногда помогает. В общественных местах я стараюсь его не провоцировать. Если я знаю, что на мое "нет" или какое-либо требование он взорвется (а в принципе это можно предсказать). Я стараюсь не говорить нет. Он просит, я не могу это сделать и говорю: я тебя услышала, я тебя поняла, давай попозже обсудим, в другой раз обязательно купим, завтра сделаем и т.д. и т.п. Вот он не слышит слово "НЕТ" и реакция мягче. Убегание у нас пока прошло (тьфу-тьфу) год-полтора назад тоже было. Делала как вы, терпеливо пережидала. Проблема, когда времени нет пережидать. Тогда тяну силком и получаю скандал, и каждый раз раскаиваюсь, понимаю, что вот сколько времени мы потратили на выход из скандала, ровно столько же и даже меньше (но не тратя нервы мои и его) было бы, если просто спокойно дождалась и "пошли бы дальше".
Извините за совет, я не спец по АВА, но мы занимаемся по ней со специалистом. Поэтому я немного понимаю о чем речь
mol4un
19.10.2017
спасибо. Нашла очень интересную статью Нейсона про эмоциональные срывы у аутистов. Если автор поста не против, могу дать ссылку.
А можно мне в приват статью бросить?
mol4un
19.10.2017
да, конечно, скинула
Добрый вечер. Забросила я тему. Понимаю, что актуальность уже около нулевая, но возможность тем, кто еще придет в тему будет интересно.
Вы в принципе причину уже озвучили - это
mol4un писал(а)
Чуть что не получается

То есть избегание требований.
Если наблюдения показали бы, что так происходит всегда или часто - а с ваших слов это так, - здесь стратегия проста. Либо не давать делать то, что ребенок не может сделать, (уменьшить уровень требований до приемлемого), либо не снимать требование.

Игнорируя поведение в данном случае, вы его закрепляете, скорее всего. Тут развернутее нужно, мало информации.

Самоповреждение может иметь не только самостимулятивную цель, но и привлечение внимания - вопрос, что вы делаете, когда обнаруживаете, что ребенок себя повреждает. От этого зависит ответ.

По убеганию - здесь я вижу очень похожее на нормотипичное поведение обычного ребенка. Ребенок играет с вами в веселую игру. Если вы не в настроении с ним в это играть - надо убирать из этой поведенческой цепочки звенья. В частности - не догонять изначально или догонять, давая дополнительный сигнал о том, что сейчас вы поиграть готовы. Поясню, как это работает - например, когда вы не хотите его догонять - вы не догоняете совсем. Ни через 5, ни через 10 минут. Вообще. Когда можете поиграть, например, говорите "давай играть" и эта фраза постепенно становится для него сигналом, что сейчас можно. Либо можно придумать иную фразу, жест, все что угодно.
mol4un
20.08.2018
спасибо! Почитала про поведенческий анализ, так что сейчас лучше понимаю где что. Да, самоповреждение было как привлечение внимания. Убегание - не веселая игра была, скорее несогласие с чем-то, сильная злость на меня. Как-то практически сошло на нет.
Добрый вечер.
Автор данной темы практически не бывает на ннру. Если меня кому-то нужно найти - это проще всего сделать поиском по моему нику на латинице ВКонтакте. А именно
dochbobra

ЗЫ. После того, что ннру сделало с интерфейсом, я вообще не понимаю где тут и что (
Анна добрый вечер, я нашла вас в контакте, но сообщения отправить не могу, и в личку пишу, вы наверное не видите моих сообщений, а мне очень нужно с вами посоветоваться.
Может здесь удасться мне задать свой вопрос?
Можно ли применять АВА - терапию к детям с СДВГ?
В частности изменить ситуацию по импульсивности поведения, взрывы раздражительности, слезы, психи?
И есть ли в Нижнем сильный специалист психолог, дефектолог, тренер не знаю кто, но который сможет ситуацию изменить? Сыну 8 лет.
Пока всех, кого я нашла, даже за деньги, формально пытаются научить меня регуляции внимания, кинезиологическим упражнениям и прочему, а проблему импульсивности аккуратно обходят, как будто не знают как ее решить, а она основная!
Из за этого рушатся все отношения со сверстниками и в коллективе.
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Платье р 134

В новом состоянии, одели раз на кружок. По низу отделка фатином с блеском. С небольшим начёсом.
Цена: 500 руб.

Новая футболка 152-158

Хлопковая футболка, ОГ 40
Цена: 350 руб.

Ботинки для девочки демисезон р. 29

Ф. YTop комбинированная кожа, отделка стразами,есть недочёты, но сами крепкие.
Цена: 400 руб.

Юбка плиссе 122-128

в отличном состоянии
Цена: 300 руб.