--}}

Тайна имени (среди философов мало православных, а вопрос интересный)

Вопрос Священнику
67
16
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Прочитал намедни обширную статью, что монахи РПЦ (да и не только РПЦ) при каждом следующем шаге (стадии) монашества берут новое имя. Примерно выходит, что мирской человек, становясь монахом в крайне аскетичной форме (в затворе и прочая), меняет имя около 4 раз...

Параллельно стоит отметить, что имя - дело крайне интимное, отражает человека (в части психологии так вообще сказывается в характере и прочих особенностях индивида) как личность, как себя идентифицировать, позиционировать, ощущать, определять...

Вопрос вот в чем: в каком психическом состоянии находится монах, сменивший имя по меньшей мере 4 раза (читай: не вспомнит, как мать родная назвала)... Нет ли у него раздвоения, растроения, расчетверения личности в связи с позиционированием себя в виде нескольких имен...

ссылка на исходную тему на философском форуме: www.nn.ru/community/user/fil...1049281#6104928
Michell
06.02.2013
При постриге в монахе рождается новый человек, и имя символизирует это. Новое имя дистанцирует человека от его старой жизни и помогает ему. Такой вот не хитрый психологический прием.
Наверно не верно говорить о раздвоении (разтроении и т.д.), ведь человек старым своим именем не пользуется и жизнью старой не живет. Ничего из старой жизни у него нет (даже имени), значит и личность цельная, новая.
Добрый день, Михаил! Рад Вам))
Процесс (технология) имянаречения понятна. Вопрос "зачем" это делать порядка 4 раз???
Michell
06.02.2013
ну 4 это редко, обычно при постриге в рясофоры имя не меняют (это как настоятель решит), а схимонахов не так уж и много (очень мало) - т.к. это действительно часто выше человеческих сил давать такие обеты (например 15 лет молчать и т.п.), и очень не многие на это способны.
Монах переходя из одной степени к другой оставляет прошлую жизнь. Это крайне серьезный шаг, пути назад нет. Новое имя символизирует и помогает забыть прошлую жизнь. Новое имя подчеркивает серьезность шага.
Осознайте степень серьезности шага пострига в монахи и смена имени вам не покажется странной. Это ни какая то игра - типа надоест брошу. Это навсегда, и обеты даются не людям, а Богу (может для атеиста это ничего не значит, но человек ставший монахом уж 100% верующий, и для него это больше самой жизни значит). Если монах первой ступени никаких серьезных обетов не дает (и часто имя ему не меняют), и по сути волен уйти, когда захочет, то мантийный монах полностью отрекается от мирской жизни. Схимонах же не просто от мирской жизни отрекается, но и живет отдельно от других монахов (т.е. не просто из мира ушел, но жизнь простого монаха для него слишком мирская) и непрестанно находится в молитве Богу, дает обеты невыполнимые обычному человеку. Такой образ жизни позволяет достичь высочайших духовных вершин.
Редко, но метко. В том и соль... В теории все ясно (насколько это возможно с т.з. обычного человека). Вопрос именно практический, как должен чувствовать себя человек переступающий через некие личностные (индивидуальные) границы, отрекая сначала от имени, которым назвала его мать (став монахом "1 степени"), потом повторно (став монахов "2 срепени" - принимая более жесткие аскезы и обеты), потом снова и снова... Насчитал 4 раза (т.е. осознанно стререть, забыть, отформатировать, уничтожить, удалить все то, что связывало тебя с прежней жизнью, забыть даже имя свое родное (первое)...
Michell
06.02.2013
Я 3 раза (максимум) насчитал:
инок или рясофор (очень редко другое имя дают)
малая схима
великая схима

а на практике 1 раз, когда малую схиму принимает, т.к. в схимонахи редко кого постригают - это дано не многим.

Как себя человек чувствует при этом? Видимо радость великую чувствует, ведь он к этому много лет шел (минимум 6 лет нужно послушником быть, что бы до 1 степени дойти + много лет рясофором походить, что бы малую схиму принять).
Сложно объяснять чувства, которые я не пережил, человеку, который то же это не пережил. Это как 2 слепых от рождения взялись бы обсуждать оттенки цвета, споря о разнице сиреневого и аметистового.
Хорошо, пусть так. З смены имени.
Но на мой вопрос "зачем?" Вы пока не ответили. Ведь это не простая прихоть. Это обряд. ритуал. Он для чего-то. Для чего? ну жил бы он там вдали от мира и братии, зачем так заморачиваться, коль паспорта нет, общаться по сути не с кем же!!! А имя новое. Имя - это не просто "кличка". Это проявление личности, самоидентификация, самосознание, самоопределение своего Я. Это я меняется. Пусть 3 раза. Вот я и прошу поведать о тех трансформациях личности, которые притерпевает индивид. Согласитесь странно, ты уходишь в затвор на 15 лет, но при это меняешь имя! Для чего? Кто тебя будет звать по имени???
Michell
06.02.2013
Все имеет свой дух. В т.ч. и имя. Меняя имя, человек избавляется от старого духа имени, оставляет с ним всю суету, которая с ним была связана. Именно от суеты и уходят в монастырь, по этому смена имени, избавления от духа старого имени, выглядит более чем логично. Тот человек, с тем старым именем остался в прошлом, родился новый человек, не связанный ничем со старым, ни заботами, ни проблемами, ни делами, ни чем, и имя у него другое.
Что бы понять это вам надо понять что есть дух - некая не материальная, ни энергетическая, а скорее информационная сущность, которая тем не менее оказывает существенное влияние на тот или иной объект (определение это мое ИМХО). Вот от духа имени монах и избавляется, все, теперь он уже не он прошлый.
Монастырь - это как некая оранжерея для того, что бы создать условия для духовного роста монаха. Вас не удивляет, что растению меняют почву, когда оно вырастает до определенно стадии в оранжерее? В оранжерее создают всякие разные условие что бы растение росло лучше и быстрее. Так и в монастыре монахам создают условия для их духовного роста. И смена имени одно из них.
2306
06.02.2013
Вы говорите о монастырях, как о чем то возвышенном. Но не Иисус, ни апостолы не создавали ни чего подобного. Наоборот, они шли к людям, а не уединялись. Именно так они давали возможность для духовного роста или вашими словами "разные условие что бы растение росло лучше и быстрее".
Michell
06.02.2013
Все важно и нужно. И монастыри и монахи. И миссионеры, которые шли к людям. И миряне, которые живут обычной жизнью, максимально следуя евангелие.
Монахи эту люди которые максимально хотят жить по заветам Христа, что невозможно в мирской жизни и суете - так разве это плохо?
2306
06.02.2013
Michell писал(а)
Монахи эту люди которые максимально хотят жить по заветам Христа, что невозможно в мирской жизни и суете - так разве это плохо?

Жить по заветам Христа - это смысл жизни христианина. Но Иисус, когда молился своему Отцу сказал следующее: "Я не прошу тебя взять их из мира, но прошу оберегать их от Злого". Иисус не учил прятаться от мирской жизни. Наоборот, он сам шел к людям и побуждал к этому своих учеников. Таким образом считаю, что монашество приносит вред, а не пользу христианству.
Michell
06.02.2013
От ваших вопросов я в шоке, вы вообще Библию читали? Если да, то хоть что то поняли? Как это может быть что монашество это плохо? Если ОЧЕНЬ много мест о том, что монашество это хорошо. Конечно не было слова, термина "монашество" в Библии, название таким людям придумали позже, но суть их жизни очень полно раскрывается, и не раз Иисус и апостолы говорили о такой аскетической жизни. Итак разберем что делают монахи и по Библии они ли это делают.

1. Монахи дают обет безбрачия:
"есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит" Мф. 19, 12
"Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть Ему верным..." 1 Кор. 7:25
"А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.... Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.... Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия." 1 Кор. 7:32-40
«И было (к Иеремии) слово Господне: не бери себе жены, и пусть не будет у тебя ни сыновей, ни дочерей на месте сем» (Иер. 16. 1-2)

2. Монахи дают обет не стяжательства:
"...Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?.. Если хочешь быть СОВЕРШЕННЫМ, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" Мф. 19:16-21

Про не стяжательство я думаю вопросов не будет, по этому я не буду цитировать массу стихов которые вы сами найдете в Библии, их очень много.

3. Монахи уходят из мира.

"Горе миру от соблазнов...", - сказал Господь (Мф. 18, 7)
"Не любите мира, ни того, что в мире, кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1 Ин. 2, 15)
"Весь мир лежит во зле" (1 Ин. 5, 19)
"...не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4, 4)
"...Вы со Христом умерли для стихий мира" (Кол. 2, 20)
"...всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником" (Лк. 14, 33)
"...никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия" (Лк. 9, 62)
"...Отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мной" (Мф. 16, 24)
"кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом" (Мф. 20, 27)

4. Монахи дают обет послушания и смирения духа и плоти.

"Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (Иак. 4, 6)
"Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную" (Мф. 18, 8-9)
"Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1 Петр. 2, 11)
"Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога..." (Рим. 8, 6-7)
"...Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим. 8, 13)
"...Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9, 27)
"...Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание..." (Кол. 3, 5)
"...плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5, 17)
"...знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю". "...В членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих". "Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха" (Рим. 7, 18-19, 23, 25).

5. Какое основное занятие монахов - молитва!

"Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его" (Деян. 1, 14)
"и они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах" (Деян. 2, 42)
Я думаю что про молитву опять же слишком много мест, и цитировать такую большую часть Библии мне не нужно, я все же надеюсь что вы ее читали.

Предвижу вопрос, так почему же Иисус не был монахом, и не жил такой жизнью. Да по тому, что монашество это ПУТЬ, а Иисус уже есть совершенство, ему не нужно по нему идти.

Опять же, монашество это не единственный путь к спасению, но возможность приблизиться к СОВЕРШЕНСТВУ. Лишь немного приблизиться, насколько это возможно, но все же. Повторюсь:
"...Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди.Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?.. Если хочешь быть СОВЕРШЕННЫМ, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною" Мф. 19:16-21

Многие монахи получаю благословение и на миссионерскую деятельность, про которую вы говорите - это и подвиг старчества, и подвиг юродства, и подвижничество. Но только после того, как они много (десятки) лет проведут в непрерывной молитве, укрощении страстей и плоти, достигнут той степени смирения. что Святой Дух их сам благословит на эти подвиги. Только достигнув таких духовных высот монах идет в мир проповедовать. Они огромную пользу приносят миру! Именно через монахов достигших определенных высот Святой Дух общается с миром, почитайте их труды - вам станет все ясно. Вы же даже никого из Святых Отцов ни разу не читали! “Итак по плодам их узнаете их” (Матф.7:20) Так плоды то хоть посмотрите! Да хоть мельком, хоть в упрощенном пересказе кого то из современных богословов.

«Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня» (Притчи 4:18)
Лишь со временем, пребывая в молитве и ведя праведную жизнь, избегая соблазнов монах достигает духовных высот.


А вы хотите пару раз Библию прочесть, наслушаться проповедей таких же неучей, как и вы, и я и другие миряне, и пойти как Иисус или апостолы (благословенные и научные самим Иисусом) пойти в мир благовествовать о Царствии Божием??? Пупок не развяжется?)))

PS Я сильно извиняюсь что не привел ВСЕХ упоминаний о жизни монашеской из Библии, она довольно большая, дай Бог если десятую часть нашел за столь короткое время. Но вы сами сможете найти их, если у вас будет такое желание.
2306
07.02.2013
Монахи пытаются уйти от реальной жизни. Это конечно хорошо, находиться за стенами, где на тебя не давит мир сатаны. Вы привели много интересных библейских мест, однако они не говорят о монашестве. Стоит ли подделывать Библию под свои умозаключения. Процитировав Иеремию 1 и 2й стихи, почему то не продолжили. А именно дальше идет объяснение, почему Бог дал такое повеление: "потому что так говорит Бог о сыновьях и дочерях, которые родятся на этом месте, о матерях, которые родят их, и об отцах, которые дадут им жизнь в этой земле: „Они умрут от болезней, не будут оплаканы, не будут похоронены, навозом будут на поверхности земли. Они погибнут от меча и от голода, и их мёртвые тела станут пищей для небесных птиц и земных зверей“(3 и 4).
Также можно и об рассуждении Павла из 1Коринфянам 7й главы о создании семьи посмотреть. Здесь нет запрета. Ваша выдержка об этом говорит: "Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше. Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет".
Пример с богатым юношей тоже имеет другой смысл. Иисус не сказал, что богатым быть плохо, а только указал на то, что у богатых могут быть трудности. "А Иисус сказал своим ученикам: «Истинно говорю вам: трудно будет богатому войти в небесное царство» (24й стих). Обратите внимание, Иисус не сказал - невозможно. И Апостол Павел так же ни чего не имел против богатства: "Богатым в нынешней системе вещей повелевай не быть надменными и надеяться не на изменчивое богатство, а на Бога, который обильно предоставляет нам всё для наслаждения"(1Тимофею 6:17). Наоборот, он указал на то, что всё это даёт Бог! Получается, что монахи, не имея своих средств, отказываются от божьего повеления помогать нуждающимся.
Michell
07.02.2013
И все же Бог дал нам 2 пути, как спастись:
1 В миру. Жениться или выйти замуж, честно зарабатывать себе на хлеб, не нарушать заповеди, молится, каиться, ходить в церковь, причщаться, исповедовать. Т.е. вести христианский образ жизни, про который вы и говорите. Жить по евангиле.
2. Отдать себя Богу, взять крест и идти за ним, стяжать Духа Святого, а не богадства, сохранять девство, т.е. вести образ жизни, который сейчас называют монашеским. Об этом и говорится в тех стихах, что я выше привел. Именно это он и сказал богатому юноше "не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя", а когда он спросил что же еще, то Иисус сказал, "Если хочешь быть СОВЕРШЕННЫМ, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною". Ну явно же и не двусмысленно он на 2 пути указывает, мирской, и аскетический. И таких указаний 2х путей много. И оба ведут к спасению.
2306
07.02.2013
Не все дороги ведут в Рим.
Michell
07.02.2013
Не знаю как в Рим, но к спасению по крайней мере есть 3 пути.
1. Жить по евангиле в миру.
2. Стать монахом.
3. Спастись как ветхозаветные праведники. Не для всех людей пока на земле дошла Благая Весть, для многих пока ветхозаветные правила действуют. Не их вина, что до них пока это учение не дошло. Но Бог все же спустился в Ад и забрал праведников в Рай. Если учесть что Раю и Аду времени нет, там есть вечность, то становиться ясно, что есть шанс что праведника не христианина то же Бог спасет.

Ни один из 3х путей ничего не гарантирует, но лишь приложив труд, человек сам может себя спасти с Божией помощью.
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов