«Святая Русь» была первым трехпалубным теплоходом, пришедшим в Советский Союз
«Святая Русь» была первым трехпалубным теплоходом, пришедшим в Советский Союз


«Абсолютно запущенный»


— Я познакомился со «Святой Русью» довольно давно, — рассказал Роман Зырянов. — Это был 2005 год, теплоход тогда передали из Северо-Западного пароходства в наше Волжское — как казалось, на долгие годы, а получилось, что всего на одну навигацию. Мы приехали на теплоход в начале мая: его надо было подготовить к выходу в навигацию, провести необходимый ремонт. Весь экипаж был уже новый, волжский.


Но как только мы зашли на борт, сразу поняли степень, грубо говоря, задницы, в которую мы попали. Он был абсолютно запущенный. Например, когда мне показали каюту, в которой я должен был жить ближайшие полгода, оказалось, что там даже нет кровати, мне пришлось ее сколачивать из подручных материалов. Очень много проблем и по двигателю, и по управлению судном, и по сантехнике, и по электрике… Экипаж половину навигации привыкал к управлению и работе двигателей, судно было непредсказуемое.

Как итог — мы потеряли один из трёх рулей прямо напротив Верхних Мандрог. И вообще у нас за навигацию сменилось три капитана и два старпома. Это что-то уникальное, такого на моей памяти никогда не было!


Мы ходили по маршруту Санкт-Петербург — Петрозаводск, возили питерскую публику. Ну и когда в конце августа стало холодать, включили отопление. И вот тут горячая вода полилась прямо на туристов из всех щелей. В общем, ту навигацию закончили досрочно, потому что с неисправной системой отопления продолжать рейсы было просто нельзя. Такой вот корабль.


Рухлядь стоимостью в 12 миллионов


Как выяснилось, судно, построенное еще в 1953 году в Германии, в навигацию не ходит уже несколько лет. Уже с 2015 года оно большей частью стоит на приколе в акватории Волги и перепродается из рук в руки, с каждым годом падая в цене. В 2017 его перепродавали от «Казанской судоходной компании» компании «Волжские путешествия» за 12 с лишним миллионов рублей. В 2018-м компания «Волжские путешествия» прекратила свою работу, а «Святую Русь» продали с молотка уже за 8,5 миллиона рублей. Ее нынешний владелец — частное лицо — пока неизвестен, но никаких действий с теплоходом он предпринимать, по рассказам, не собирался.


— Теплоход был очень дряхлый, конечно, — вспоминает Руслан Зырянов. — Это вообще первый трехпалубный теплоход 588-го проекта, пришедший в Советский Союз. Наверняка после 2005 года там была модернизация, ремонт, потому что в тех условиях, что были уже тогда, современный турист просто никуда не поедет. Но я уверен, что всех проблем это не решило. Так что я вполне допускаю, что в этом затоне теплоход стоял, готовясь к утилизации. Для толкового ремонта там нет ни инфраструктуры, ни оборудования.