Культура Тайны Дивеевской обители: смерть сестры за брата, морда медведя, расстрелянные священники

Тайны Дивеевской обители: смерть сестры за брата, морда медведя, расстрелянные священники

Самый крупный женский монастырь России нужно узнавать, начиная с музея

Дивеево стало Четвертым уделом Богородицы на земле | Источник: Татьяна КузнецоваДивеево стало Четвертым уделом Богородицы на земле | Источник: Татьяна Кузнецова
Дивеево стало Четвертым уделом Богородицы на земле
Источник:

Серафимо-Дивеевский монастырь — место в России очень известное, и, как говорится, раскрученное. В стенах Троицкого собора покоятся мощи преподобного Серафима Саровского и сюда стекаются тысячи паломников. Но далеко не все они интересуются историей обители. А она богата и удивительными, и трагическими фактами.

Собираясь поехать в Дивеево, стоит заранее заказать экскурсию в музейный комплекс. Профессиональные экскурсоводы расскажут вам массу интересных историй. NN.RU расскажет лишь несколько.

Первоосновательница

Начнем с того, что начало монастырю положил вовсе не Серафим Саровский, а бывшая рязанская помещица Агафия Семеновна Мельгунова. В середине XVIII века она приняла постриг в киевском Фроловском монастыре с именем Александра.

И однажды в дремоте ей явилась Богородица и велела идти на север, обходя стороной все святые места, посвященные ей и обещала указать место, где следует основать новую обитель. Через три года странствий матушка Александра добиралась в Саровскую пустынь, где уже был мужской монастырь и жил в нем молодой монах Серафим. Она присела отдохнуть у деревянной церкви села Дивеева и ей опять явилась Святая Дева.

— Вот то самое место, которое я повелела тебе искать на севере России, — услышала мать Александра. — Я осную здесь такую обитель мою, равной которой не было, нет и не будет во всем свете.

Монахиня по совету старцев Саровской обители сначала жила недалеко от Дивеева, а когда умерла ее единственная дочь, продала все свое имущество и перебралась в это село.

В 1773–1779 годах ее трудами была построена Казанская церковь. Расположилась она на том самом месте, где было явление Богородицы. Рядом с ней был построен и дом для матушки Александры. А вокруг матушки стали собираться первые насельницы будущего монастыря и образовалась Мельничная обитель.

Мельничной ее назвали потому, что сестры построили небольшую мельницу, мололи в ней зерно, пекли хлеб.

А Серафим Саровский стал духовником и наставником послушниц. И судьба некоторых первых монахинь была удивительной.

На месте первой кельи матушки Александры сейчас построена небольшая часовенкаНа месте первой кельи матушки Александры сейчас построена небольшая часовенка
На месте первой кельи матушки Александры сейчас построена небольшая часовенка

Умри вместо брата

Недалеко от Дивеева в родовом поместье родилась и жила дворянка Елена Мантурова.

Видение огненного дракона настолько потрясло молодую дворянку, что она дала обет никогда не выходить замуж и пойти в монастырь. Ее очень любил батюшка Серафим, но однажды позвал и дал ей, казалось бы, невероятное послушание. Ее брат Михаил в то время тяжело болел и мог вот-вот умереть. И старец благословил Елену принять смерь вместо брата. Тот был благодетелем и строителем монастыря и еще очень нужен был обители.

Монахиня согласилась и буквально через несколько дней скончалась. Такова была ее сила молитвы и смирения. А ее брат прожил еще долгие годы. Мощи преподобной Елены находятся в Казанской церкви.

Могила первого благодетеля монастыряМогила первого благодетеля монастыря
Могила первого благодетеля монастыря

Могила с березой и мордой медведя

Традиционно у храмов в монастырях существовали кладбища, на которых хоронили умерших монахов и монахинь, почетных граждан, дворян. Был такой погост и за Казанской церковью. И именно на нем, за Казанской церковью, был похоронен в 1879 году скончавшийся в своем симбирском имении благодетель обители Николай Александрович Мотовилов. В молодости он тяжело заболел, врачи не могли ему помочь. Исцелил Мотовилова батюшка Серафим.

Святой отец завещал своему молодому другу заботиться об обители и тот всю жизнь помогал монастырю.

Над его могилой были посажены три березы. В 1927 году монастырь закрыли, сестер разогнали. Почти все они прошли лагеря ГУЛАГа. А монастырь был разрушен, в великолепных храмах размещались склады и другие хозяйственные организации.

Надругались новые хозяева жизни и над захоронениями, уничтожив могилы, снеся кресты и закатав территорию захоронений в асфальт.

Пытались они стереть память и о Николае Мотовилове, даже попытались в 70-х годах прошлого века выкорчевать старое дерево, сохранившееся над могилой, но не смогли.

Именно по ней, когда в 90-е годы прошлого века монастырь обрел второе рождение, и была обнаружена и идентифицирована могила Михаила Мантурова. И береза все так же стоит над ней.

А на стволе дерева появился нарост, который напоминает морду медведя. Сейчас паломники просовывают руки за ограду, стараясь погладить медвежью морду. Она напоминает об отшельничестве Серафима Саровского, который в лесу кормил огромного медведя.

К Казанской церкви пристроены еще два храма — церкви Рождества Христова и Рождества Пресвятой БогородицыК Казанской церкви пристроены еще два храма — церкви Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы
К Казанской церкви пристроены еще два храма — церкви Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы

Он вернул память о Серафиме Саровском и был расстрелян

Человек, который проделал титаническую работу, чтобы увековечить память саровского старца, родился в знатной дворянской семье в Санкт-Петербурге и по стопам предков пошел на военную службу. Но судьба привела его к духовному служению.

Фотографии семьи ЧичаговыхФотографии семьи Чичаговых
Фотографии семьи Чичаговых

Поручик Леонид Михайлович Чичагов не раз чудом избежал смерти и судьба привела его к знаменитому священнику — Иоанну Кронштадтскому. А потом он начал глубоко изучать богословие и, даже не окончив семинарии, стал авторитетнейшим знатоком в этой сфере, которого признавала вся Русская православная церковь.

Но самым главным его трудом стала «Летопись Серафимо-дивеевского монастыря». В ней он описал не только монастырскую жизнь, но и жизнь самого старца.

Причем в своем труде он использовал воспоминания монахинь, которые после смерти старца очень горевали по нему и записывали истории общения с духовным отцом.

Эта книга, попавшая стараниями отца Серафима (под этим именем был пострижен после смерти жены в монахи Леонид Чичагов) в царскую семью, послужила поводом тому, что Николай II немало поспособствовал обретению святых мощей и прославлению обители.

А жизнь автора книги закончилась трагически. Впервые его арестовали в 1921 году и потом он пережил несколько арестов. Последний арест случился в ноябре страшного 1937 года. Немощного больного человека выносили из дома в машину НКВД на носилках.

Дальше все было так же жутко, как со многими в то время: допросы, приговор «тройки» НКВД и расстрел. Леонида Михайловича Чичагова расстреляли на Бутовском полигоне в Москве, место захоронения — общая могила.

Пасхальные инсталляции украшают всю территорию монастыряПасхальные инсталляции украшают всю территорию монастыря
Пасхальные инсталляции украшают всю территорию монастыря
В колокола монастыря звонят монахини и послушницы. Это их послушаниеВ колокола монастыря звонят монахини и послушницы. Это их послушание
В колокола монастыря звонят монахини и послушницы. Это их послушание
Текст и фото: Татьяна Кузнецова

Ещё больше интересного в наших каналах «Яндекс.Дзен» и «Яндекс.Районы». Подписывайтесь и оставайтесь в курсе всех самых громких новостей города!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления