Не так давно город облетела новость о том, что целых пять объектов культурного наследия (ОКН) закончили реставрировать в нижегородском музее-заповеднике под открытым небом «Щелоковский хутор». Корреспонденты NN.RU сходили в гости к реставраторам и узнали, какие работы еще в самом разгаре и что осталось сделать, прежде чем музей откроется для посетителей. Делимся всей собранной информацией и, конечно же, фотографиями.
Разбирали по бревнышку и собирали
Музей-заповедник «Щелоковский хутор» формировался с 1969 по 1989 год.
— Ученые, архитекторы, этнографы объездили всю Горьковскую область, выявили интересные объекты и несколько лет перевозили сюда. Открытие состоялось в 1973 году, — говорит директор музея Марина Бугрова.
Дома буквально разбирали по бревнышку и собирали обратно, попутно реставрируя ветхие части.
В последний раз музей пополнялся новыми экспонатами в конце 80-х — сюда были привезены малые архитектурные объекты: баня и амбары.
— А потом всё остановилось. Сначала ушли от дела энтузиасты, которые этим занимались, затем прекратилось финансирование, в 90-е годы XX века разрушилась государственная структура реставрации, — добавляет Марина Бугрова.
К началу XXI века объекты пришли в плачевное состояние. Деньги на реставрацию были выделены из федерального бюджета только в 2019 году, когда город готовился к празднованию 800-летия. Основная часть объектов попала под это финансирование.
Первый и второй этапы
Реставрационные работы на «Щелоковском хуторе» начались в 2019 году, а в 2020-м музей закрылся для свободного посещения.
Всего в музее 15 образцов деревянного зодчества: часть из них является ОКН регионального значения, часть — федерального. Первым этапом отреставрировали церковь из села Зеленого, овин ямный, овин верховой, ветряную мельницу и амбар Конёвой. Работы на этих объектах закончились еще в прошлом году.
Вторым этапом под реставрацию попали водяная мельница, изба Обуховой, амбар из села Пятницкого, амбар Грошевой и баня Сутягиной. Именно они практически закончены сейчас — остались лишь формальности.
Реставрацией этих объектов занимались генподрядчик ООО «РК "Ингрия"» и субподрядчик ИП Антон Мякишев (разница в том, что генподрядчик занимается бюрократической частью, а субподрядчик работает руками).
ООО «РК "Ингрия"» образовано в 2012 году. Согласно данным «Контур.Фокуса», уставной капитал организации составляет 16 000 рублей. Чистая прибыль на конец 2021 года насчитывает 55,1 млн рублей. Генеральный директор — Орлов Андрей Алексеевич. Фирма является победителем в 33 госзакупках, в том числе на выполнение работ по приведению в нормативное состояние улиц и общественных пространств и проведение строительно-монтажных работ.
Специально выкованные топоры
Антон Мякишев занимается реставрацией старинной архитектуры уже много лет. Прежде он с командой уже работал на схожих объектах в Ленинградской, Вологодской, Брянской, Московской и Костромской областях.
— Плотники-реставраторы — это узкая, точная специализация. Реставратор должен уметь владеть инструментом того периода времени, технологиями тех времен, когда строился объект, — поясняет Антон Мякишев.
Во время этой реставрации мастера использовали больше пяти видов топоров, относящихся к разным периодам времени: от XVI до XIX века. Эти топоры ковались современными кузнецами вручную по аналогии со старинными инструментами.
Интересно, что по срубу можно узнать даже технологию производства и то, каким инструментом делался тот или иной элемент.
— Когда занимаешься реставрацией, то выполняешь работу не так, как тебе удобно, а так, как предписывают технологии того времени. Следует соблюсти те же пропорции, подобрать те же материалы. Брёвна у нас, например, согласно ГОСТу имеют длину шесть метров, а нам в работе нужны брёвна разной длины: и семиметровые, и девятиметровые — заготавливаем их самостоятельно, — рассказывает Антон Мякишев.
Оставался только сгоревший сруб
Еще один объект — колодец — был приведен в порядок всех раньше, в 2014–2015 годах.
В настоящий момент осталось завершить работы на двух последних объектах: доме Павловой и избе Салтыковой.
Генподрядчик дома Павловой — ООО «Зодчие Северо-Запада». Согласно данным «Контур.Фокуса», компания 18 раз выигрывала в госзакупках и дважды выступала ответчиком в судах. Генеральный директор — Владимир Вараксин.
Генподрядчик избы Салтыковой — нижегородская фирма ООО «Строй-Инвест». Образована в 2016 году, уставной капитал — 10 500 рублей. Генеральный директор — Олег Борисов. В госзакупках фирма побеждала 111 раз, в том числе выполняла ремонт фасадов, восстановление ОКН, занималась капитальным ремонтом социальных учреждений.
Субподрядчик на обоих объектах один — ИП Мякишев.
Дом Салтыковой — жилая постройка начала XIX века. Это один из самых ранних объектов на территории музея. Работа над ним началась только в этом году.
— На рубеже веков территория музея подвергалась вандализму — здесь поджигали здания, чтобы музей закрылся, чтобы перевести территорию под жилищную застройку. В 1998 году подожгли дом Салтыковой. От него оставался только сгоревший сруб, — рассказывает Антон Мякишев.
Восстанавливают дом по архивным чертежам 80-х годов и по фотографиям. Закончить дом Салтыковой планируют до конца года.
Реставрировать плотину и выложить печи
Еще два объекта — дом Пашковой и большая Покровская церковь — не вошли в программу, потому что к моменту выделения музею средств проектно-сметная документация на них не была готова.
— Мы сейчас ее дорабатываем, нужно пройти много согласований. Дальше будем обращаться в департамент культуры с просьбой о включении в план финансирования, — говорит Марина Бугрова.
Также у руководства музея в планах почистить пруд, отреставрировать плотину и запустить водяную мельницу, которая, кстати, способна не только молоть зерно, но и дробить его в крупу и даже делать дранку (старинный кровельный материал).
Помимо этого, на территории «Щелоковского хутора» еще предстоит провести немало работ: закончить прокладку водопровода и наружных электросетей, устроить дорожки, сложить печи в доме Павловой, создать выставки и экспозиции.
— Будет проведено базовое благоустройство. С одной стороны, мы хотим, чтобы посетителям XXI века было комфортно, а с другой стороны — нельзя разрушить образ российской деревни, — говорит Марина Бугрова. — Работы еще много, поэтому назвать точную дату открытия музея для посетителей пока нельзя.
Кстати, в следующем году «Щелоковскому хутору» исполнится 50 лет.