В школе № 101 Ленинского района произошел неоднозначный случай — вахтерша пыталась утихомирить ребенка, хватая его за руки и шею. Ученики сняли это на видео и выложили в интернет. В региональном Минобре заявили, что первоначальной причиной стал конфликт между двумя школьниками, а сотрудница учреждения вмешалась, чтобы разнять их.
Власти пообещали тщательно изучить эту историю, сотрудники прокуратуры и Следственного комитета, в свою очередь, организовали проверку о возможных нарушениях прав ученика. NN.RU узнал у детского психолога, многодетной матери и других нижегородцев о том, что они думают по поводу этого инцидента.
Напомним, видео, на котором запечатлен конфликт между младшеклассником и вахтершей, появилось в нижегородских пабликах накануне. Как написали авторы ролика, школьник каким-то образом вывел женщину из себя, а она пыталась утихомирить его. Ребенок вырывался и отказывался сесть. После этого к ним подошли два педагога. Даже после этого ребенка не отпустили, а взяли за руку. Затем школьникам, снимавшим видео, приказали удалить его со своих телефонов.
— Департамент образования детально проанализирует ситуацию с участием работника школы и одного из учащихся, будут опрошены все участники инцидента. По итогам будут сделаны оргвыводы в отношении работников учебного заведения, включая руководство школы, — сообщили в Министерстве образования Нижегородской области.
NN.RU поинтересовался у Натальи Слепановой, являющейся психологом-консультантом в центре доктора Ермошина, можно ли было урегулировать конфликт между школьником и вахтершей более мирными способами. По ее словам, в этой истории не следует принимать чью-либо сторону, поскольку достоверно неизвестно, что произошло на самом деле.
— На ролике не видно, с чего всё началось, мы видим только результат, который засняли ученики. Когда такая ситуация происходит, задаешься вопросом — что же было до? Да, взрослый попал под это эмоциональное состояние, чего, наверное, не следовало делать. Вообще же, ситуация получается такая, что ребенка либо ограждают от кого-то, либо берегут других детей от него. И вахтер не нашел ничего лучше, как школьника удерживать таким образом. Причем также непонятен этот момент рукоприкладства — что происходило, можно ли было остановить ученика словами? Это такой возраст, когда требуется особое внимание, — рассказала нам психолог.
Психолог заявила, что дети не всегда могут услышать доводы взрослого — бывают случаи, когда ребенок очень эмоционален, вспыльчив и агрессивен. Но даже тогда с ним нужно обходиться как можно мягче, чтобы не нанести ущерб психике. Наталья Слепанова убеждена, что этот инцидент необходимо обсудить в школьном кругу, чтобы у ребенка, вахтерши и педагогов не было вопросов и зла друг к другу. Кроме того, она порекомендовала родителям школьника сводить его к специалисту, так как на ролике видно, что он не мог успокоиться и взять себя в руки довольно продолжительное время.
«Я не увидела провоцирующего хулигана, который получал удовольствие от процесса. Я увидела ребенка, который находится в эмоции»
NN.RU также пообщался с многодетной матерью Екатериной Ерохиной (имя и фамилия изменены. — Прим. ред.), чтобы узнать, как она относится к произошедшему. Нижегородка тоже акцентировала внимание на том, что на ролике видна лишь часть конфликта — что случилось до и после инцидента неизвестно. По ее словам, младшеклассник мог не раз «цеплять» вахтершу, а с другой стороны, может быть и так, что она сорвала свой гнев на первом попавшемся ребенке.
— Я не хочу оправдывать этого мальчика и других ребят. Многие знают, до чего они порой могут довести взрослых, да и ответить они сейчас могут так, что мама не горюй! Но, с другой стороны, многие сталкивались с тем, что очень часто как раз вахтеры, гардеробщицы, уборщицы очень любят командовать и откровенно грубить. Даже взрослым. Бывает и солидный человек не выдержит их придирок. А уж детям нагрубить — это для них вообще норма, — считает Екатерина Ерохина.
Женщина пояснила, что считает недопустимой агрессию со стороны взрослого в любом учебном заведении. По ее мнению, если человек не умеет сдерживать свои эмоции и гнев, ему лучше не работать с детьми.
«Конечно, родители ребенка имеют полное право возмутиться этой ситуацией. Хотя им, в свою очередь, тоже нужно обратить внимание на его поведение»
Мы просмотрели комментарии нижегородцев на сайте и в соцсетях, чтобы понять, кого в этом инциденте жители поддерживают больше. Мнения разделились — часть горожан написала, что вахтерше не следует работать в школе, раз она позволяет себе так обращаться с детьми. Другая половина нижегородцев, наоборот, выступила в ее защиту, заявив, что школьник провоцировал женщину и не успокаивался даже в присутствии педагогов.
Публикуем некоторые комментарии нижегородцев:
— Очень надеюсь, что это жестокое видео дойдет до нужных инстанций! Если нервы не в порядке, нужно лечиться в психушке, а не с детьми работать, — написала Евгения Конева.
— В наше время достаточно было одного слова учителя, сейчас его удерживают два взрослых человека. Вернуть бы детскую комнату милиции и штраф за поведение ребенка родителям, — считает Александр Лапин.
— Я увидела на этом видео наглого мальца. Взрослого, конечно, не оправдываю и не одобряю рукоприкладства. Дыма без огня не бывает — налицо провокация со стороны мальчика. Уважаемые родители, если вам со школы поступают жалобы на ваше чадо, принимайте меры воспитательного характера, а не идеализируйте своего ребенка и не поощряйте проделки. Воспитывайте своих детей лучше. Они вот чуть ли не с младших классов учителей посылают, — убеждена Виктория Яровенко.
— Ничего страшного не увидела на видео. Дети сейчас ужас что творят. Научились быстрее на камеру снимать. Здесь у каждого своя правда. На этом ролике видно, что ребенок бушевал и не мог успокоиться. Сейчас дети такие, — высказалась Анастасия Тугарова.
Психолог-консультант Наталья Слепанова отметила, что в подобных историях не следует вставать на чью-либо сторону — тем более когда эпизод с конфликтом вырван из контекста. Нижегородка рассказала NN.RU, что когда она работала в школе в качестве специалиста по психологической помощи, ей встречались дети, провинившиеся в чем-то. Однако они не были хулиганами:
— Просто у некоторых детей эмоционально неустойчивая психика. К тому же, если все-таки ссора с другим учеником была на самом деле, сверстник мог задеть настолько важную часть ребенка, что тот не справился. Его накрыло это состояние, и он не смог себя контролировать. Именно в этом и нужно разобраться, — резюмировала Наталья Слепанова.
Кого вы поддерживаете в этом инциденте?
Ранее мы писали, что пока многие школьники учатся на дистанте, другие продолжают ходить в образовательные учреждения. Как бы этого ни хотелось избежать, но там у детей все равно происходят конфликты с учителями и другими взрослыми. Мы поговорили с психологами и разобрались, как решать такие ситуации без ущерба для всех.