В последние полторы недели доставщики еды оказались на передовой — почти все кафе и рестораны в России перестали принимать посетителей в своих залах и перешли на доставку, поэтому работы у курьеров стало намного больше. А ведь введен режим полной самоизоляции, людям настоятельно не рекомендуют выходить на улицу. Стало ли курьерам удобнее работать, изменился ли их труд в таких условиях? Мы поговорили об этом с 23-летним нижегородцем Семёном Матраковым, который трудился аниматором, но был вынужден на время сменить профессию, чтобы зарабатывать себе на жизнь.
— Ты работал аниматором, почему ушёл в Delivery club? Стало совсем мало заказов?
— Да, тут такая ситуация сложилась из-за всего этого, пришлось срочно искать деньги. Я подумал, где могу себя применить в подобных условиях, и понял, что вариантов немного — «Пятёрочка» или доставка еды. Был ещё, конечно, «Ашан», но меня не взяли — я хотел стоять у касс самообслуживания и звать людей туда, чтобы снизить нагрузку на кассиров, но мне сказали, что «у нас карантин, все дела». В «Пятёрочку» я не пошёл, поскольку там надо 40 часов отработать в неделю, а я заканчиваю магистратуру, у меня нет такой возможности. Вот и пошёл еду разносить. Всё сложилось удачно, сказали: «Спасибо, что пришёл». Оформили, и через два дня я уже вышел.
— Ты ведь студент и живёшь в общежитии — как там сейчас?
— Почти все разъехались, у меня на этаже человек 5 всего. Очень мало людей, у входа стоит антисептик. Теперь там прикольно — тихо и спокойно, риск заболеваемости меньше.
— Чем тебя обеспечили в компании и в чём отличия от работы в обычное время?
— Нас ничем не обеспечили — такое только в Москве. Но обязали работать в масках и перчатках, это 100%. Покупаем за свой счёт. Перчатки вроде как выдавать скоро начнут. Также теперь мы должны использовать бесконтактную систему заказа. Как это происходит: я кладу заказ на свою сумку, стучу в дверь, человек забирает еду, и всё. Никаких рукопожатий, всё на дистанции. Некоторые клиенты к этому несерьёзно относятся, мол, что за бред, давай еду сюда. Но у нас были штрафы за такое, поэтому я не рискую. Мне рассказывали коллег, что были случаи, мол люди звонили и пытались выбить себе бесплатный заказ — якобы говорили, что курьер не соблюдает меры предосторожности. Они получают, что хотят, а курьера штрафуют на 3 тысячи рублей. Но я с таким не сталкивался.
— Какие-то ещё штрафы есть?
— За невыход на смену — 1000 рублей, за отказ от заказа — 300. Кстати, штрафы ужесточили, потому что Delivery club — это отдельная компания, а наша курьерская служба — отдельная контора. За невыход она тоже штрафует на тысячу, итого минус два косаря. Вот такая прелесть — отдашь больше, чем заработаешь за 12 часов.
Про зарплату. Тут всё зависит от того, сколько у тебя было смен и по сколько часов, а также количество заказов. Час оплачивается по 70 рублей, плюс ещё за заказ 60 дают. Но я вот вчера работал 7 часов, заказов не было вообще — оплатили только часы.
— Каково курьерам работается в условиях так называемой полной самоизоляции?
— Нам оформляют специальные пропуска для передвижения по городу — директор компании подаёт заявку в правительство Нижегородской области, и там делают.
За время работы я вижу на улицах очень много людей, и это странно — вроде же запретили просто так ходить гулять? А ощущение, что ничего не происходит. Мамочки с детьми ходят, много молодёжи, куча старушек. И ведь они без масок, а входят в группу риска! Это очень неответственно, я считаю. Причём замечал много подростков в тех же ТЦ, которые частично открыты из-за продуктовых магазинов — теперь они собираются компаниями не на фуд-кортах, а просто в коридорах, на лестницах.
— Что касается передвижения по городу. Сейчас же транспорт ходит в режиме выходного дня — это мешает на заказах?
— У нас такая система — есть локация, которую мы обслуживаем. Если заказ за 3 км заходит, я могу сесть на автобус, и мне это оплатят. В обе стороны 80 рублей. А так — 3 км будь добр пешком. Сроки в принципе адекватные, чтобы добраться от точки до квартиры. Бывает, что скидывают заказ с опозданием, но за такое не штрафуют. Кстати, любопытный момент: если человек отказался от заказа, ты должен выкинуть еду, причём всё это надо снять на видео и отправить в компанию. В «Яндекс.Еде», например, курьерам разрешали съесть заказ, а тут нет.
— Были ли какие-то курьёзные случаи из-за несколько изменившихся условий работы?
— Такого не припоминаю, но есть несколько нововведений. В «Макдоналдсе» курьерам теперь говорят измерять температуру, перед тем как отправиться на заказ. Но это не во всех местах. Плюс сейчас мы обрабатываем сумки антисептиком — стоят большие бутылки, пшикаешь на сумки, себе на руки — и пошёл в бой.
Вспомнил случай, но он не очень забавный, да и не относится к карантину. Несу как-то заказ, идут впереди выпившие мужики. Обгоняю их, потому что они еле плелись, и тут один спрашивает: «Эй, что несёшь, пирожки? Продай пирожок». Я ответил, что опаздываю, он наехал, что я как-то косо на него посмотрел. Пришлось ускориться, я не хотел вступать в конфликт — даже если их победишь, заказ может испортиться и тебе придётся его оплачивать.
— Как сам ко всему этому относишься? Ради денег ты вынужден постоянно ходить по улице, а ведь настоятельно рекомендуют этого избегать, чтобы не заболеть. Не страшно?
— Страха нет. А если серьёзно, то я постоянно хожу в маске, часто обрабатываю руки. Есть некоторые опасения, родственники волнуются, но что поделать. К бабушке своей не езжу — она понимает, но иногда обижается. Надеюсь, что всё это пройдет и я скоро её увижу.
В этом материале мы не стали вдаваться в более подробные детали работы доставщика еды, поскольку мы уже делали такой материал — что интересно, тогда нашим героем тоже был Семён, который коротал вечера, подрабатывая в «Яндекс.Еде». О том, что курьера могут избить за еду и как Семён отогревался между заказами в подъездах — в нашем материале.