Город "Наш лес закатают в асфальт?" По Щелоковскому хутору проложат асфальтированную трассу

"Наш лес закатают в асфальт?" По Щелоковскому хутору проложат асфальтированную трассу

Проект строительства трассы горожанам не показали

Золотая осень на Щелоковском хуторе

Экологический центр «Дронт» инициировал оценку ущерба, который будет нанесен памятнику природы «Щелоковский хутор» в Нижнем Новгороде. Через лес решили проложить освещенную асфальтированную трассу. Горожане опасаются, что в ходе стройки памятнику природы будет причинен непоправимый ущерб.

В середине ноября в Нижнем Новгороде прошли публичные обсуждения проекта оценки воздействия на окружающую среду Щелоковского хутора. За длинным и скучным названием скрывается план региональных властей сменить режим охраны части памятника природы и сделать возможным строительство асфальтированных лыжероллерных трасс общей протяженностью порядка 10 км (с освещением), а также «благоустройства» территорий, примыкающих к рекреационным объектам (озерам Щелоковского хутора и лыжероллерным трассам). Под благоустройством понимается «возведение различных видов ограждений, установка скамеек, фонарей уличного освещения, малых архитектурных форм, некапитальных нестационарных сооружений».

Оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводило ООО «Кадастр – Нижегородской области» (документ опубликован на сайте организации). В коммерческой компании считают, что изменить режим охраны на территории памятника не просто возможно, а «необходимо». В частности, из-за того, что сейчас зимой лыжники регулярно катаются по лесу, снег на трассе уплотняется, отчего «глубже промерзает почва». Поскольку спортсмены не только уплотняют снег, но и сгребают его лыжами, в лесу раньше появляются проталины, и почва интенсивно размывается.

Сотрудники организации, проводившие ОВОС, считают, что прокладка асфальтированной трассы улучшит ситуацию, поскольку лыжники будут двигаться по строго выделенным тропам, в то время как неорганизованный поток отдыхающих выбирает места для прокладывания лыжни произвольно. В конечном счете произвольное прокладывание трасс приведет к усилению почвенной эрозии, изменению гидрологического баланса территории, механическим повреждениям деревьев и усилению органического загрязнения почвы, отмечают эксперты.

А вот строительство поможет спортсменам, которые «все больше и больше стараются привлечь внимание общественности к отсутствию освещенной трассы», и эту проблему в «Кадастр – Н.О.» считают серьезной. Кроме того, благоустройство территории «приведет к усилению роли аттрактивных центров при сохранении значительных по площади нетронутых участков, что положительно скажется на устойчивости лесного массива к рекреационному воздействию». Проще говоря, разработчики ОВОС считают, что размещение фонарей, скульптур и скамеек повысит его устойчивость к ущербу от большого количества посетителей.

В случае, если изменения в паспорт памятника внести не удастся, придется искать другую территорию, признают эксперты, «но других вариантов – нет». Ведь «лесопарк Щелоковский хутор является единственным крупным зеленым массивом, как в верхней, так и нижней части города, имеет удобное территориальное расположение, сложный рельеф» и уже востребован лыжниками.

Как говорится в ОВОС, строительство предполагается вести в 6, 7, 9, 10 лесных кварталах Щелоковского хутора. Общая площадь этих кварталов занимает 139 га, то есть больше чем треть от общей территории лесопарка (она составляет 339 га или 0,7% территории Нижнего Новгорода). Примечательно, что на схеме, опубликованной в ОВОС, лыжероллерная трасса практически не затрагивает седьмой квартал. Зачем там «снимать» охрану целиком, непонятно.

Гладко только на бумаге

В паспорте памятника природы, утвержденном региональным правительством в 2007 году, говорится, что предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам с изменением установленного режима использования земель запрещено, как и строительство каких-либо зданий, сооружений, которые не имеют непосредственного отношения к лесопарку, даже проезд транспорта. В лесопарковой зоне можно гулять, купаться (кстати, в лесных озерах водятся пескарь, голец и окунь, ондатры), собирать ягоды и грибы, проводить экскурсии (что, собственно, и делают сотрудники одноименного музея-заповедника) или, к примеру, слушать пение птиц (а их там порядка 90 видов). Изменение режима охраны памятника сделает строительство, размещение торговых объектов в Щелоковском хуторе допустимым.

Градозащитница Вероника Генкина, которая присутствовала на публичных слушаниях, назвала проект строительства лыжной трассы – главный мотив изменений - странным. Хотя бы потому, что представлен на обозрение он не был, хотя в ОВОС утверждается, что он даже прошел госэкспертизу. Об этом нижегородка рассказала корреспонденту NN.RU. Вместе с известным нижегородским ботаником, членом Русского ботанического общества Ильей Мининзоном нижегородка прошла по маршруту предполагаемого строительства трассы. «На публичных слушаниях замглавы городской администрации Сергей Миронов заверял, что никакой вырубки не будет. А мы видим, что вырубки там будет предостаточно», - считает Вероника Генкина.

Пунктир (слева) - схема лыжероллерной трассы (из материалов ОВОС ООО "Кадастр - Н.О.").

По словам Вероники Генкиной, новая трасса – длинная и запутанная, проходящая через ручьи и ямы, даже обрывы, в целом – слишком сложная, чтобы описать её как «асфальтированная трасса». «Представьте себе двух лыжников, которые идут по трассе коньковым ходом. Им потребуется не менее 20 метров, чтобы не мешать друг другу. Плюс строительная площадка – это ещё под 20 метров с каждой стороны. Плюс ещё по 20 метров на монтаж системы освещения. В общей сложности 60-70 метров «расчистят» на протяжении всего пути, - поясняет нижегородка. – А вы представляете, что такое стройплощадка? Приезжают самосвалы, которые выравнивают поверхность, завозят щебень, песок, делают основание для асфальтовой дороги. А потом приезжают бульдозеры!».

Позитивный эффект от прокладки асфальтированной дороги также показался горожанам весьма сомнительным. «Как уверяет Илья Мининзон, асфальт повысит нагрузку на почву и станет препятствием для выхода подземных вод. Участки будут заболачиваться, а местное зверье не сможет так же свободно перемещаться по лесу. На мой взгляд, бульдозеры в памятнике природы – это просто преступление», - подчеркнула нижегородка.

Вероника Генкина также отметила, что трасса проходит через ручьи, которые соединяют лесные озера. Заасфальтированная дорога прекратит водообмен в каскаде водоемов – либо ручьи придется «убирать» в трубы. Почему-то в ОВОС это не упоминается. «В целом, как мне кажется, такую трассу качественно, полноценном выполнить невозможно. Слишком много вопросов к этому проекту, он не соотносится с действительностью, - подчеркнула нижегородка. – Создается впечатление, что целью является изменение режима охраны памятника, и никак не улучшение спортивной инфраструктуры».

По словам нижегородки, местные жители планами чиновников встревожены и очень недовольны. «В Щелоковском хуторе уже ведется несанкционированное строительство, вырастают какие-то дома. Люди говорят: «Что будет с нашим лесом? Его закатают в асфальт? Они рассержены и готовы протестовать», - отметила Вероника Генкина.

«Подогнали» госэкпертизу?

Сегодня, 23 декабря, экологический центр «Дронт» сообщил, что зарегистрировал проведение общественной экологической экспертизы материалов ОВОС и комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающих изменение паспорта памятника природы регионального значения «Щелоковский хутор (включая лесной массив Марьина роща)». В состав общественной комиссии вошли специалисты экологического центра «Дронт», ученые Института биологии и биомедицины ННГУ и НГПУ имени Минина. Большинство членов комиссии имеют ученые степени кандидатов наук.

Предлагаемые изменения в паспорт памятника вызвали беспокойство ученых, в том числе потому, что проект строительства трассы прошел госэкпертизу до того, как были внесены изменения в паспорт памятника природы. Об этом руководитель экологического центра «Дронт» Асхат Каюмов рассказал корреспонденту NN.RU. «На публичных слушаниях проект строительства лыжероллерной трассы представлен не был, - подчеркнул эколог. – Проектировщики ОВОС нам сказали, что паспорт памятника им не показывали, что им в министерстве сказали, что нужно вписать такую фразу. Была ли госэкспертиза, что было на самом деле, я не знаю: документов нет».

По словам Асхата Каюмова, не исключено, что при проведении госэкспертизы проекта (если она, действительно, была) было нарушено федеральное законодательство. «Если проект реально есть и он прошел экспертизу, кто дал положительное заключение? Ведь строительство лыжероллерных трасс в настоящее время паспортом памятника природы не предусмотрено. Его только сейчас под проект переделывают», - пояснил он.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления