Археологи нижегородского отряда «Меотида» приняли участие в поиске сакральных объектов периода античности на побережье Азовского моря в Восточном Крыму. О том, как это происходило, рассказал участник отряда Института международных отношений и мировой истории Университета Лобачевского, студент-историк Илья Миронов.
Нижегородские студенты и волонтеры обследовали 50 км Караларского побережья Азовского моря недалеко от Керчи. Как сообщила пресс-служба института, особое внимание уделялось пещерам, сопкам, мысам, окрестностям грязевого вулкана. На нескольких природных объектах были выявлены признаки античных святилищ – обнаружены фрагменты терракотовых статуэток и специфическая для сакральных мест подсыпка из раковин морских моллюсков.
Среди находок преобладали фрагменты керамики, предметы быта, найдены несколько женских украшений. Удалось установить, что исследуемые постройки были покинуты обитателями и оставались заброшенными какое-то время, затем их постигло внезапное разрушение. Сейчас информация, полученная во время летних археологических разведок, находится на стадии обработки.
«Наш отряд «Меотида» - волонтерский, - рассказал NN.RU Илья Миронов. - Копаем мы в Восточном Крыму около Керчи, где находится античное греческое поселение под названием Полянка. Наши студенты работают на этой Полянке несколько лет, а начаты раскопки были еще в 1984 году. В прошлом году я был на раскопках в рамках студенческой практики, а в этом году как волонтер ездил по собственному желанию.
В отряд обычно состоит из 10-12 человек. Вся поездка - за свой счет. Мы живем в палатках, сами оплачиваем дорогу и питание. В этом году вышло недорого - около 11 тысяч. Причем за эти деньги мы еще и отдохнули на море, посмотрели все достопримечательности.
На археологическом памятнике мы находимся две недели. В 6 утра мы уже на раскопке, ведь если работать днем, что можно сгореть на солнце. Работаем до 13 часов с перерывами, а дальше свободное время. По воскресеньям у нас выходной, в этот день мы ездим в Керчь, смотрим какие-то достопримечательности, музеи.
Многие думают, что работа археолога – это очень просто: помахал кисточкой и всё. Но это не так, потому что физически это очень сложная работа. Особенно труден первый этап – когда приходится просто копать обычной лопатой, выгребать землю, убирать камни. Уже дальше идет тонкая работа – совочками, кисточками. Мы стараемся разделать обязанности – парни больше копают, а девушки работают щетками, кисточками. Мужчины берут на себя более тяжелую работу.
Раскопки обычно проходят весело, часто случаются курьезные случат. Один раз раскопали ребята какого-то паука. Все столпились посмотреть его, а наш руководитель подходит и спокойным тоном говорит: «Что вы там разглядываете, это же обычная черная вдова». А это же ядовитый паук! Ну, откинули его лопатой и дальше начали копать».
«Основная часть находок это массовый материал – осколки черепков и тому подобное. Все это даже не описывается, потому что ценности у них нет. Бывает, что находят действительно что-то ценное, например, недавно нашли терракотовую статуэтку. Это свидетельствует, что здесь у древних греков была культура. В прошлом году нашли святилище, алтарь – оказалось, что греки были религиозными и приносили богам жертвы.
Не все археологи знают о работе друг друга. В Крыму проводится много раскопок, но мы не знаем, что находят другие ученые, и они тоже не догадываются о наших находках. Надеюсь, что когда-нибудь весь этот опыт обобщат, и люди узнают что-то интересное для себя», - подытожил Илья.
Разрушено несколько склепов»: нижегородцы сообщили об отсутствии археологов на знаковой стройплощадке
Стали свидетелем интересного события? Знаете важную информацию, о которой не можете молчать? Сообщите нам об этом – news@news.52.ru – и об этом узнает весь Нижний Новгород.