Аспирант из Нижнего Новгорода запатентовал безвоздушную шину для автотранспорта. Возможно, скоро настанут времена, когда все водители забудут о подкачке колес, посещении шиномонтажа и запаске в багажнике.
Проект 24-летнего аспиранта Нижегородского государственного технического университета имени Р.Е. Алексеева Артура Михеева «Создание конструкции безвоздушной шины для автотракторной и специальной техники» занял первое место в номинации «Машиностроение» конкурса молодежных инновационных команд РОСТ.
Шина, которую разработал Артур, не боится проколов, порезов и других повреждений. Особенно это актуально для внедорожников и строительной техники. Впрочем, со временем, такие шины могли бы вытеснить традиционные колеса и на легковых автомобилях.
О своей разработке Артур рассказал редакции NN.RU. «Моя идея состоит в том, что внутри шины, под протектором, располагаются спицы, закрепленные под определенным углом. Конструкция отличается тем, что предусматривает возможность динамической регулировки жесткости, что позволяет лучше адаптироваться автомобилю к дорожным условиям. Плюс безвоздушной шины состоит в том, что ее не надо подкачивать, постоянно следить за давлением. Поставил и катайся! Про запаску и шиномонтаж в таком случае можно просто забыть. Конечно, у таких колес будет определенный срок службы, но в течение всего этого срока свойства шины меняться не будут», - рассказал Артур.
Сейчас нижегородец разрабатывает шины для тихоходных транспортных средств – тракторов, строительной техники, скорость которых не выше 60 км/ч, но в будущем планирует обратить внимание и на легковой транспорт. «При высоких скоростях возникают вибрации (в пневматических шинах они появляются при 200 км/ч, а на безвоздушных - намного раньше), поэтому придется потрудиться, чтобы постепенно решить эту проблему», - отметил Артур.
«Безвоздушными шинами для автотракторной техники сегодня занимаются все ведущие шинопроизводящие компании мира. Их главной особенностью является повышение подвижности машин. Главная особенность состоит в том, что данные конструкции опорно-тяговых механизмов машин способны поддерживать геометрию и физико-механические свойства конструкции без воздуха или другого газа закачиваемого во внутреннюю полость пневматического колеса. Это позволяет осуществлять безинерциальное и безтемопоральное регулирование жесткости шины в режиме реального качения колеса машины при криволинейном ее движении, чем повышается подвижность автотракторной техники, что в свою очередь повышает эффективность их применения», - рассказал о разработке своего подопечного начальник Управления научно-исследовательских и инновационных работ НГТУ им. Р.Е. Алексеева, доктор технических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы Владимир Беляков.
Конструкция уже запатентована. Сейчас молодой ученый представляет свой проект на различных конкурсах с целью выиграть грант. «Как только я найду средства, выполню первый опытный образец и проведу испытания», - отметил он.
NN.RU попросил Артура рассказать о своем пути в науку. Выяснился интересный факт – несмотря на то, что молодой человек с детства интересовался точными науками, он закончил гуманитарную гимназию, но пошел в технический вуз. «Я вырос в семье инженеров, родители с детства привили мне интерес к технике. Уже с шести лет я вместе с отцом проводил время в гараже, ковырялся в автомобиле, помогал менять шины. Забавно, что при этом я учился в гуманитарной гимназии имени Пушкина, однако любовь к технике пересилила всё, и я решил стать инженером», - рассказал Артур.
Как ранее писал NN.RU, нижегородские студенты изобрели приложение для парализованных пациентов.
Фото: Артур Михеев