Как правильно сказать человеку на инвалидной коляске: «Проходите в кабинет» или «Проезжайте в кабинет»? Я сам раньше был уверен, что «проезжайте» - все-таки колеса едут, а не идут.
Но при этом, рассказывая о себе, непроизвольно говорил: «Я пошел», «Мы пришли», «Я пойду». Недавно узнал, что нормы этикета гласят: да, правильно говорить – «проходите». Потому что коляска для человека выполняет функцию его ног. А ездит он (то есть я) на машине.
Точно также невидящему человеку можно сказать: «Смотри!» - и он будет смотреть руками.
Обидно ли мне, когда я слышу «Проезжайте»? Нет. Потому что вижу: человек не хочет задеть меня. Он просто не знает правил. И я могу ему спокойно их объяснить, он улыбнется и скажет: «Что, правда? Спасибо, буду знать!» - и мы расстанемся довольные друг другом.
Нужно ли учить правила? Нужно. То, что мы говорим, влияет на то, как мы воспринимаем мир.
- Приходила тут вчера мама с ДЦПшником, - милая женщина, которой по долгу службы периодически приходится общаться с людьми, имеющими инвалидность, хотела рассказать мне интересную историю.
- С кем-с кем? – я даже поперхнулся воздухом.
- С ДЦПшником, – спокойно произнесла она. Как будто сказала: «С сыном Васей» или «С кошкой».
- С ребенком, у которого ДЦП? – уточнил я.
- Ну да. Просто ДЦПшник – так быстрее говорить, - она уже поняла, что произнесла нечто неправильное. – Но вы не думайте, когда я с инвалидами общаюсь – ну, то есть с людьми с инвалидностью – я говорю, как положено. А между собой-то мы сокращаем слова.
- Смотрите, вы ведь уже сейчас путаетесь, - ответил я. – Может, проще принять для себя единую норму и придерживаться ее всегда?
Милая женщина посмотрела на меня без энтузиазма.
Между тем (и это уже не нюансы типа «проходите – проезжайте») назвать человека инвалидом (а тем более – ДЦПшником, аутистом, дауном, колясочником и т.д.) – значит, поставить знак равенства между ним и особенностью его здоровья. А этого знака равенства нет. Помимо ДЦП, у человека есть масса других отличительных черт. Он, например, коллекционирует марки. Или читает «Евгения Онегина» наизусть. Или проплывает в бассейне по километру за тренировку. Или все это вместе взятое. У него есть масса социальных ролей. У него есть мечты и планы. Что-то из этого имеет отношение к его ДЦП, что-то не имеет ни малейшего. Он – человек. Просто одна из его особенностей – это детский церебральный паралич. Но личность не равна своей инвалидности!
Золотое правило гласит: о человеке с инвалидностью нужно в первую очередь говорить как о человеке.
Попробуйте, это просто! Человек с ДЦП. Человек с аутизмом. Человек и синдромом Дауна. Человек, передвигающийся на коляске.
Да, вам придется затратить на одну секунду больше времени на одну калорию больше мышечных усилий, чтобы произнести «человек с ДЦП» вместо «ДЦПшник». Но представьте, сколько усилий пришлось приложить человеку с ДЦП, чтобы, например, научиться ходить? Из уважения к нему – произнесите это словосочетание так, как это принято. Мне кажется, так будет честно.
Есть и еще одно правило, даже более золотое. Оно звучит так: «Не уверен? Спроси!» Не стесняйтесь спрашивать у людей с инвалидностью: «Скажите, как правильно вас называть? Можно я повезу вашу коляску? Вам будет удобно взять меня за руку или лучше, что я поддерживал вас под руку?» «Вам удобнее читать по губам или лучше я напишу свой вопрос?»
Такие вопросы никого никогда не обидят. Напротив - позволят вам спокойно общаться друг с другом.
Роман Пономаренко, руководитель НРООИ «Ковчег»