Солисты Нижегородского театра оперы и балета побывали на гастролях в Латинской Америке. Артисты балета Юлия Ануфриева и Василий Козлов выступали в составе московской труппы, в главных партиях. В их багаже — выступления по всему земному шару, от Китая до США. Примечательно, что балет отмечает юбилей — «Щелкунчику» исполнилось 125 лет.
— Мы уже несколько лет сотрудничаем с разными компаниями, являемся ведущими солистами московского балетного театра Russian Star Ballet. В 2016 году с его труппой мы на месяц ездили в Китай — танцевали главные партии в «Лебедином озере» и «Спящей красавице», и вот в декабре 2017-го — в Чили, — рассказывает Юлия Ануфриева. — Гастроли — это особая проверка солистов на прочность. Одно дело — выйти на свою сцену, выступить со своими артистами, перед родными нижегородскими зрителями. На гастролях постоянные переезды, недосыпы, каждый день — новые площадки. За один день в Чили мы станцевали три «Щелкунчика»! И для тебя один и тот же спектакль каждый раз как премьера.
В Латинской Америке гостей принимают очень горячо
Артисты выступали на ведущих площадках Чили. Например, в столице страны — городе Сантьяго есть своя жемчужина, национальный памятник, муниципальный театр, со своей балетной труппой. На этой сцене выступали Михаил Барышников, коллективы Большого и Мариинского театров.
Наших артистов здесь принимали очень тепло, причем они получили положительные отзывы не только от зрителей, но и от коллег по цеху.
— Везде нам были очень рады. Чили не очень избалован балетом, хотя в Сантьяго есть своя труппа, но не с таким большим репертуаром, как у нас. По Европе много гастрольных туров и трупп, публика уже привыкла, что у них каждый день — новые артисты. В Латинской Америке гостей принимают очень горячо. Это можно объяснить и темпераментом чилийцев. Приветствовали овациями вплоть до топота ног. В каждом городе есть и русская диаспора. Наши земляки тоже приходили на спектакли, с восторгом принимали нас! — говорит балерина. — И сам «Щелкунчик» — новогодняя, рождественская сказка. Чили — католическая страна, празднует Рождество 25 декабря. И спектакли добавили ощущение праздника.
Кстати, в ноябре–декабре 2013-го нижегородская прима-балерина Юлия Ануфриева вместе с московской труппой уже блистала в «Щелкунчике» в двухмесячном американском туре. Для американцев предрождественская атмосфера пропитана этой сказкой, музыка Чайковского звучит во всех торговых центрах. Спектакль создавал особое волшебство для зрителей.
В Чили артистам пришлось выступать на очень необычных сценах. Например, в Сантьяго был концерт-холл под землей, с просторным залом, большими гримерками. Были мини-театры, где выступления получались очень камерными.
— Нам довелось выступать даже на огромном стадионе в городе Ля-Серена! Часть трибун закрыли, поставили на поле сцену из металлических конструкций, практически без декораций. Было столько зрителей! Мы их не видели — из-за особенностей сцены мы танцевали вслепую, перед нами была чернота как космос. Но мы слышали, как нас приветствовали. Зрители скандировали, как на футбольном матче! А потом встречали нас после спектакля, обнимали.
Еще одна необычная для классического балета площадка — холл казино в городе Винье-дель-Мар, где поставили сцену и организовали зал на 1000 мест. Приходилось танцевать практически на все 360 градусов. На спектакль пришла мэр города Вирхиния Рехинато, как раз курирующая и развивающая культуру в своей области. Присутствие высокого гостя добавило и организаторам, и артистам волнения.
— Нам она очень понравилась, а ей, похоже, понравился наш спектакль. Хотя как градоначальник она очень степенная женщина, без зашкаливающих, как у всех чилийцев, эмоций. После спектакля она пришла нас поприветствовать. Удивлялась, какие мы хрупкие, изящные, легкие, как статуэтки из музыкальной шкатулки, — вспоминает Юлия.
Американская Испания
Артисты признаются: Чили — очень самобытная страна, которая, правда, не сохранила свои архитектурные особенности.
— Нелегкая у Чили была судьба, много повидала страна в XX веке. И только сейчас восстанавливают свою культуру, свои исторические здания. В России на каждом шагу памятники, исторические здания, которые пытаются сохранить. В Чили такого отношения нет, — рассказывает Юлия.
Одно здание наших героев поразило — храм света Бахаи, самой молодой религии в мире. Расположен он недалеко о Сантьяго. Современная воздушная конструкция, наполненная светом, как будто парящая над водой. Строительство здания завершили в 2016 году. Всего в нем могут поместиться до 600 человек. Здесь люди совершают молитвы, медитируют, без церемоний и священников.
— Кстати, несмотря на свой горячий темперамент и открытую эмоциональность, жители южных стран, в том числе и Чили, где так много тепла и солнца, более медлительны, расслабленны, чем северяне. Что переживать: куда зернышко ни воткни, даст урожай. Русские, живущие в Чили, называют это качество ленью. Это американская Испания. Язык, кухня, менталитет испанские, но с уклоном в США. Кстати, сами чилийцы порой себя называют «мини-Америкой». На каждом шагу — фастфуд, гамбургеры, картошка фри, и от этого много полных людей, и это в стране, которая находится на берегу океана. Но рыбные продукты не в почете у местных жителей, — рассказывает балерина.
Впереди — мартовская премьера балета «Дон Кихот»
...Зарубежные гастроли для артистов — это не только возможность заработать, но и вдохнуть свежего воздуха, напитаться энергетикой зрителя. Домой, в родной театр, солисты возвращаются на подъеме. Это дает развитие не только самому артисту, но и театру.
А силы солистам нужны, впереди — мартовская премьера балета «Дон Кихот», в постановке московского балетмейстера, заслуженного артиста РСФСР Юрия Ветрова. Есть также предложения на зарубежные гастроли.
— Русский балет любят во всех уголках мира. Да, у нас много конкурентов, но с русской душой не может сравниться никакая виртуозная техничность. Мы выходим и проживаем спектакль от начала и до конца, а не просто показываем, как мы можем красиво открыть руку или ногу и повернуться, — уверена балерина. — Поэтому наших артистов и с удовольствием приглашают и принимают за рубежом.
Текст: Наталья Халезова.
Фото: из архива Юлии Ануфриевой.