В понедельник мы писали о новом городском маршруте А-9. Он соединил Автозавод и Сормово и был введён благодаря стараниям жителей микрорайона Бурнаковского. О том, как шла борьба, рассказал руководитель инициативной группы «Транспорт Бурнаковки» Александр Купин. Кроме того, молодой человек дал советы нижегородцам, как проложить новую транспортную ветку в свои края.
Микрорайон Бурнаковский отделён от остального города промзоной: добраться до школ, больниц и прочих инфраструктурных радостей его жители могут только общественным транспортом, и до 2003 года этот самый транспорт ходил исправно.
Автобус раз в два часа
— У нас в те времена была прекрасная маршрутка Т-8, которая соединяла Красное Сормово и улицу Усилова, но после ремонта Канавинского виадука она пропала и не вернулась, — рассказывает Александр Купин. — Когда жители писали письма с обращениями в администрацию Нижнего Новгорода, им отвечали, что через Бурнаковку ходит автобус №9. При этом честно сознавались, что интервал движения автобуса составляет 65–130 минут. Вместо пяти машин на маршруте работали две.
Троллейбусы ходили плохо, поскольку подвижного состава всегда не хватало. Годами люди обходились кое-как, пока в 2010 году не появилась новая маршрутка Т-75. Работал перевозчик по временному договору на три месяца. После этого маршрут должны были либо закрыть, либо выставить на тендер.
— Несмотря на то что нашлись желающие взять маршрут, на тендер его не выставили, — рассказывает Александр Купин.
В 2014 году через микрорайон пустили маршрутку Т-24.
— Перевозчик говорил, что его буквально заставили взять этот маршрут, поскольку ему приходилось собирать пробки на Бор, — добавляет Купин. — Ходил автобус раз в полчаса, пока его ждали, на остановке скапливалось по 30 человек.
В 2016 году произошло нечто странное: перед выборами в Законодательное собрание Нижегородской области кандидат в депутаты Василий Суханов совместно с предпринимателем Ковалёвым арендовали 12 пазиков, чтобы осуществлять на них пассажирские перевозки.
— Число автобусов быстро сократилось до семи, поскольку все они были развалюхами. Прокуратура их быстро закрыла, — поясняет Александр. — Есть даже вероятность, что с посыла самих владельцев: выборы-то прошли. В октябре этого же года началась эпопея с КТС: разработчики предложили умопомрачительные маршруты. Одни дублировали другие, некоторые обрезали, иные шли странным крюком. Через Бурнаковку не шло ничего.
В то время Александр внимательно изучил КТС и заметил, что маршрут Т-113 практически полностью дублирует маршрут Т-138.
— В мае 2017 года я создал инициативную группу «Транспорт Бурнаковки». Моей целью было собрать как можно больше подписей в пользу того, чтобы Т-113 изменил свой маршрут и пошёл к нам. Мы придумали следующее: повесили ручки и бланки на подъезды, благо там были установлены камеры слежения — бланки портить люди не стали. В результате собрали 1 262 подписи. И наше предложение приняли!
Дали и отняли
Однако радовались жители Бурнаковки недолго: в конце прошлого года Т-113 отменили наряду со многими другими маршрутками. Причём по всем маршрутам были предложены замены, а по этому нет.
В то же время в микрорайон пытались пустить А-52, чтобы на Бурнаковке появился социальный автобус. Однако из восьми единиц подвижного состава на маршрут выходили только четыре. Жителям микрорайона предлагали ездить с пересадкой через метро, делая огромный крюк. Времени на это уходило так много, что 60 минут на транспортных картах, отведённые на пересадку, успевали закончиться.
— Стало ужасно обидно, поскольку в очередной раз обделили именно нас! — сетует нижегородский активист. — Тогда мы стали обращаться к маршруточникам. Пытались связаться с Мещеряковым, но он не выходил на связь. Позже водители передали его слова: «Я в жизни на Бурнаковку не поеду». Обращались к перевозчику Елене Климановой, публиковали открытое письмо к ней. В приватной беседе она призналась, что боится потерять пассажиров. Тогда мы и поняли, что помочь нам может только государственный перевозчик.
Чтобы попросить новый муниципальный маршрут, жители микрорайона Бурнаковка совместно с автозаводцами собрали 2164 подписи и лично передали их мэру Владимиру Панову на его встрече с жителями Московского района.
— Это было в конце марта, а сейчас мы узнали, что автобус всё же запускают, для нас это огромная радость! — делится молодой человек. — Я лично встречал первый маршрут, у кондуктора узнал, что в первый же день на нём проехало 200 человек! Это очень много для первого дня работы. Люди заходили в салон и говорили, что ждали А-9! Сейчас мы повесили на остановках в своём микрорайоне информационные таблички, на которых отмечены маршруты, показано, куда тот или иной автобус едет.
Автобус, а не маршрутка
Инициировать появление в городе нового автобусного маршрута, по словам Александра Купина, может любой нижегородец:
— Основные препоны — это бюрократия. Первое, что нужно сделать, — проанализировать маршрутную сеть. Сложно найти маршрут, не дублирующий никакой другой. Нужно брать какой-то существующий, мёртвый маршрут, чтобы он находился в реестре, но по факту не ходил. Например, четвёрка или тридцать восьмой. Второй важный момент: маршрутку вам никто не даст, поскольку приоритета для частных перевозчиков нет. Муниципалитет нацелен сейчас развивать социальный транспорт. Когда у вас появится конкретное предложение, собирайте подписи — чем больше, тем лучше. Ходите по квартирам, стойте на остановках. Если подъезды оборудованы видеонаблюдением, можете повесить на дверь ручку и бланк. Если в микрорайоне много молодёжи, создавайте группу в соцсети. Если мало, караульте людей в местах скопления — у магазинов, на почте. С этими подписями идите в департамент транспорта: там всегда готовы к диалогу, всегда готовы выслушать конкретику. Ныть, что, мол, верните мою маршруточку — не поможет. Только конструктив, только реальные предложения.
Сейчас у Александра уже есть преемники. По данной схеме нижегородцы намерены пустить автобусный маршрут до посёлка Высоково и на Молитовку.
— Я очень благодарен департаменту транспорта, там сейчас замечательное руководство, с которым можно вести диалог, — добавляет Купин. — И я счастлив, что живу рядом с такими прекрасными, дружными людьми, которые боролись и добились своего.
В дептрансе сообщили, что основной задачей муниципалитета является повышение качества транспортного обслуживания населения, а также достижение высокого уровня доступности городского транспорта для всех категорий населения:
— Ежедневно в департамент транспорта поступают предложения по вопросам улучшения транспортного обслуживания населения как отдельных районов, так и города в целом. Все они учитываются при оптимизации маршрутной сети, однако основной показатель — наличие устойчивого высокого пассажиропотока по конкретным направлениям.
Фото: Александр Купин
Знаете, где можно найти все самые интересные новости города? В нашей группе во «ВКонтакте», подписывайтесь и будьте первыми в курсе событий!