![](https://n1s1.hsmedia.ru/59/48/b4/5948b40e650591c6746b2b27db7f3454/656x492_1:5593_95fa98013468576399bbed648d6fb920@2816x2112_0xsjmubfsD_8177597054335683034.jpg.webp)
В торговых центрах уже почти ничто не напоминает о прошлогодней волне исхода западных брендов с российского рынка. На месте закрывшихся магазинов открылись новые, да и сами бренды зачастую вернулись на полки магазинов. С тем, как это случилось, разбирался наш коллега из NGS.RU Стас Соколов.
Ещё год назад торговые центры производили тягостное впечатление: магазины крупных западных брендов были закрыты, целые галереи встречали покупателей темными пустыми витринами. Сегодня об исходе уже, кажется, ничего не напоминает. Остающихся незанятыми площадок не больше, чем это обычно бывает в крупном ТРЦ. Но пустоту заполнили вовсе не какие-то принципиально новые товары из Ирана, Индии и Северной Кореи, как обещали некоторые депутаты и общественные деятели.
Новые названия
На первый взгляд, в ТРЦ действительно появилось много новых названий: Re, MAAG, Amazing Red. Но более близкое знакомство с тем, что собственно в этих новых магазинах продаётся, показывает, что всё не так однозначно.
Проще всего ситуация с магазинами, которые раньше принадлежали испанской компании Inditex. Выкупившая их компания «Дахер» придумала для каждого бренда новое название, заполнив вешалки и полки вещами, которые внешне довольно похожи на коллекции Zara и Bershka, только на их ярлычках действительно стоят другие логотипы. А то, что шить эти вещи могут те же фабрики, что работают с «Индитексом», — ну так сегодня львиная доля одежного и обувного ширпотреба производится в Юго-Восточной Азии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/4a/ef/a0/4aefa0b5e55236102943c7f79c28a76f/656x492_1:5593_86dca360eac77afa68017299a35a9e0f@2816x2112_0x8U2DcRVM_4980735378772984852.jpg.webp)
Чуть более сложная ситуация с наследием польского концерна LPP Group. Её российские магазины выкупила компания из ОАЭ, сменив вывески у торговых точек, но не особенно при этом заморачиваясь новыми названиями. Sinsay стал называться СИН, Reserved — Re, House — Xc. Случилось это ещё в прошлом году, но и сегодня, если зайти, например, в СИН, то первое, что вас встретит, — это кофточки под маркой Sinsay, у которых на этикетке ясно написано, что сшиты они в польском городе Гданьске. Речь, повторим, не о распродаже остатков — эти вещи выставлены на самом видом месте, которое у ритейлеров называется промо-зоной. Такая же ситуация в Re и Xc.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b3/91/48/b39148ce27aa4a4822627be4313860ff/656x492_1:5593_fec46740d41c01d4c08ce7a47ba36cf4@3000x2250_0x25ctB724_6146816260565511156.jpg.webp)
При этом в торговых точках этих брендов появилось и достаточно много предметов гардероба с новыми ярлычками. Изготовителем в этом случае указана компания из Сингапура, а заказчиком — ООО «РЕ Трэйдинг», которое и управляло раньше сетями магазинов LPP Group в России.
Если не считать паблики в социальных сетях, то единственный официальный сайт, представляющий новые бренды, — это fesretail.com, где перечислены все новые названия торговых марок и адреса магазинов, но нет главного — свежих коллекций. Поэтому провести корректное сопоставление вещей старых и новых торговых марок затруднительно. Но отдельные вещи Sinsay, Reserved и других брендов по-прежнему доступны в российских магазинах.
Ушли, но не совсем
А вот закрывшиеся магазины брендов спортивной одежды, похоже, мало сказались на представленности этих самых брендов на российском рынке. Например, крупнейшая специализированная сеть такого рода, российский «Спортмастер», сейчас предлагает все наиболее известные в России марки, среди которых ушедшие Reebok, Puma, Adidas и Nike. В витринах магазинов даже красуются большие баннеры, убеждающие публику в подлинности «запретных» марок.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a2/8c/60/a28c60bdee635f24324009ebe9b3ae2c/656x492_1:5593_715c1dc2e061eb022021a990d4ba3f20@2816x2112_0xAWxcvz0Y_0304186529295405893.jpg.webp)
Товары под брендом Puma, например, поставляет в «Спортмастер» ООО «Пума-Рус», учредителями которой, по данным «Контур.Фокус», являются австрийская «Аустрия Пума Дасслер Гез.Мбх» (89%) и немецкая «Пума Се». В прошлом году у компании серьезно (на 41%) просела выручка, что не помешало ей, впрочем, получить чистой прибыли более чем на 730 миллионов рублей. Это, конечно, более чем в два раза меньше, чем годом ранее, но судя по тому, как широко представлен сейчас бренд в российской торговле, австрийско-немецкий концерн наверстает упущенное.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/0f/fa/c40ffa3fe2603ea13b1dbeda3ecdf10c/656x492_1:5593_29d5c75062e03a889405dd05889a7532@2816x2112_0xfgwv8kcI_6900628207185741136.jpg.webp)
«Спортмастер», впрочем, старается продвигать прежде всего собственные марки. Покупателям, которые хотели бы выбирать исключительно из западных брендов, можно посоветовать обратиться в новые сети. Довольно большой выбор Nike можно найти в сетях Amazing Red и Sneaker Box.
В Amazing Red торговлю ведёт московское ООО «Импульс». Компания зарегистрирована в ноябре прошлого года, владельцем 100% долей в нём указано некое АО «Камелия», состав учредителей которого не раскрывается. Впрочем, это уже не так важно. Если Puma может торговать в России напрямую, то почему бы это не делать другим торговым маркам через российских партнеров.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ca/f2/63/caf263c1f1bd566f221e1a60ad0f4be8/656x492_1:5593_1c97d088db671efd0e9ac78ab72c9b82@2816x2112_0xQwQ0hrC4_4755311101867211815.jpg.webp)
Похожая ситуация с джинсовыми брендами Levi`s, Mustang и Pepe Jeans. Эти бренды (причём свежие коллекции) можно найти в магазинах LS. Торговля там ведётся от имени московского ООО «Магазины Меркато», единственным учредителем которого указана Светлана Серебренникова. Уход западных марок с российского рынка, судя по всему, сказался на бизнесе предпринимателя исключительно положительно: выручка компании в прошлом году выросла на 376%.
Как они это делают
После продекларированного большинством западных компаний ухода с российского рынка в прошлом году в европейской и американской прессе прошла целая волна материалов, авторы которых демонстрировали их продолжавшие работать в России торговые точки. Благо, для того, чтобы просто сфотографировать вывеску Reebok в московском торговом центре, проводить сложные расследования было не обязательно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/98/b4/57/98b457fe26ced953608fc8cce6e94684/656x492_1:5593_9bb2f81c6d9698db8f942dfbb4191950@2816x2112_0xqBeDloQC_2499148160931654581.jpg.webp)
Нужно отметить, что никаких прямых запретов продавать в России кроссовки и джинсы не существует ни с одной из сторон. Заявления о выходе с российского рынка были сделаны скорее под давлением общественного мнения. Существует даже специальный сайт Leave-russia.org, который ведёт скрупулёзный подсчёт международных компаний: ушли из России полностью, частично, не ушли вовсе.
Но общественное мнение — не единственная проблема. Крупные корпорации могут беспокоить в России и чисто экономические риски: резкие колебания курса рубля, возможность введения ещё более строгих санкций, вторичные санкции, под которые могут попасть компании, работающие с российскими банками, и другие. В такой ситуации действительно может быть более разумно закрыть российский офис. Но это не означает прекращения поставок в Россию как таковых. Если есть компании, которые готовы взять эти риски на себя, то почему нет?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/07/06/d2/0706d25fead46f2f3999895e8d4d07ec/656x492_1:5593_55dd866049c16c54b9c98bbbef424d56@2816x2112_0xOnAY6sjO_3332041312144510532.jpg.webp)
Посредниками здесь часто выступают компании из стран, менее озабоченных осуждением России. Например, интересы Reebok на российском рынке ещё в прошлом году взялся представлять турецкий холдинг FLO, так что с формальной точки зрения американская корпорация не имеет никаких отношений с Россией. А то, что её уважаемый турецкий партнер нашел дополнительные возможности роста продаж — ну так на то он и свободный рынок, чтобы предприниматели такие возможности искали.
Единственное, чего сейчас лишены западные бренды, это рекламной поддержки, что даёт возможность продвинуть свои марки новым поставщикам — как это уже случилось с расплодившимися производителями колы. В прошлом году редакция даже устроила для них слепую дегустацию, сравнив российские аналоги с оригиналом.