Город интервью «Мы против навязывания культуры цирка без животных». Интервью с легендарным дрессировщиком Аскольдом Запашным

«Мы против навязывания культуры цирка без животных». Интервью с легендарным дрессировщиком Аскольдом Запашным

О западной повестке, впечатлениях от Нижнего Новгорода и глупых людях

Аскольд Запашный — с 2012 года художественный руководитель Большого Московского цирка, народный артист России и представитель легендарной цирковой династии

В Нижнем Новгороде прошла пятая «Российская жонглерская конвенция». На мероприятие приезжал известный цирковой артист Аскольд Запашный. Корреспонденту NN.RU Алене Дорофеевой удалось взять у него интервью о его новом шоу, бессмысленности цирка без животных и о том, как западная система создает «тупых людей».

«Мне важно развитие цирка. Я им болею»

— Я вас недавно загуглила. В интернете вы подписаны как жонглер. А как вы сам себя опишете?

— В том числе и жонглер. Если брать в целом, я артист цирка. Есть шаблонные представления людей, рожденные СМИ. Людям проще мыслить критериями и упрощениями. Поэтому за нами с братом в первую очередь закрепился имидж того, что начал наш папа, а именно — имидж дрессировщиков хищных животных. Это достаточно экзотический жанр. Да и опасность у людей вызывает больше интереса, чем ловкость. Тем не менее с раннего детства я занимался всеми основными видами циркового искусства: эквилибристикой, жонглированием, акробатикой. Много всего попробовал, много в каких жанрах задержался. Но если обобщать, то да — я артист цирка. Сейчас я еще и педагог. Готовлю студентов по цирковой режиссуре.

— Почему вы один, без брата?

— Брат сегодня был здесь. Но расписание плотное, и так получилось, что я пока могу задержаться, а у него был только один день, и он уехал в Москву. А потом поедет в Ярославль.

— А кто чаще получает травмы — жонглеры или дрессировщики? Что опаснее?

— По-моему, это риторический вопрос. В жонглировании нет опасности. Только если вы не создаете ее искусственно. Я не знаю ни одной смерти в результате жонглирования.

— Надо будет загуглить. Уверена, найдутся случаи.

— Поверьте мне как человеку, который в цирке всю свою жизнь. Я бы знал. Все сообщения о несчастных случаях и травматических событиях очень быстро до нас доходят. В жонглировании самая распространенная травма — либо рассечение кольцом, либо пересохшие руки от большого количества репетиций.

— Ну а как же какой-нибудь сломанный нос?

— Да это всё ерунда. Это как говорить, что приготовление еды — опасное занятие.

— Да жить вообще опасно.

— Да. Если так рассуждать, то и жить опасно. Но если рассуждать с точки зрения реальной статистики, то жонглирование — это работа с предметами, которые не представляют опасности для жизни. Даже если это файер-шоу, то нужно быть крайне неосторожным и нелепым человеком, чтобы поджечь самого себя. Дрессура хомячка и курицы тоже не представляет никакой опасности. Но если вы говорите о моей специальности, то это совсем другая история...

— Как вы оцениваете это шоу (имеется в виду прошедшая в Нижнем «Российская жонглерская конвенция», где было много любителей. — Прим. ред.)?

— Я не готов говорить о том, как я это оцениваю, пока не увижу всё. Но это такой достаточно средненький уровень исполнительского мастерства. Наверное, ближе к самодеятельности. Хорошая, крепкая самодеятельность, если не брать отдельных представителей. Здесь ведь есть представители Большого Московского цирка. Это специалисты высокого уровня.

— А когда вы сам выступаете и смотрите потом записи выступлений, вы как сам себя оцениваете?

— Я не люблю себе давать оценку. Это необъективно. Я, безусловно, успешный человек. Моя фамилия широко известна. У меня есть призовые места на международных фестивалях. Большое количество наград. Но, грубо говоря, критерии в творчестве всегда сложные. Потому что сравнивать одного дрессировщика и другого тяжело. Тем не менее я единственный человек, который за всю историю исполнил прыжок верхом на льве без страховки.

Этот трюк даже занесен в Книгу рекордов Гиннесса. До меня этого никто не делал, и я предполагаю, что после меня никто не сделает. Потому что жанр дрессуры животных стал сокращаться. Если бы он рос во всём мире, тогда я такого бы не говорил. На самом деле это мое сожаление. Я люблю конкуренцию. Люблю, когда люди растут. Хотелось бы, чтобы в будущем артисты шли к подобным достижениям. Я не эгоист, который радуется, что его достижения не могут повторить. Мне важно развитие цирка. Я им болею.

— Мне просто кажется, что искусство это про то, что всегда что-то можно сделать лучше.

— Всё можно сделать лучше. Если мы говорим о фактах, то это так. Если мы с вами философствуем, то это совсем другое. Критерии всегда меняются. То, что когда-то казалось удивительным и невероятным, в какой-то момент времени начинает восприниматься как что-то примитивное и тупое. А потом — наоборот. Времена меняются. Если в мою юность ценились трюки и спортивные достижения, то сейчас за рубежом «летают» голые гимнасты. И людей восхищает, что человек может выйти на арену совершенно нагой и размахивать своими причиндалами. Я не берусь судить. Какие времена — такие нравы. Но для меня рост, даже в творчестве, — понятная и измеримая единица. Если кто-то возьмется со мной поспорить — я поспорю и буду отстаивать школу достижений. Но с философской точки зрения «лучше» может быть и оригинальней.

«Жители городов перестают контактировать с животными, и мы получаем поколение идиотов»

— Я знаю, что у вас готовится новый проект. Расскажите о вашем новом шоу.

— Шоу «Страшная сила» называется. По сюжету это приключенческий экшен в стиле «Индиана Джонс» с элементами мистики, фантастики. Спектакль с большим количеством техники, спецэффектов, грамотной сюжетной линией, диалогами. Очень серьезный и крутой проект. Я думаю, нижегородцы его оценят по достоинству.

— А животные в вашем представлении будут?

— Да. Конечно. Животные — очень важная составляющая выступления. Потому что мы активно выступаем против навязывания культуры цирка без животных. Мы профессионалы в своем деле и знаем, что цирк без животных — это всего лишь попытка политизировать цирк и сделать его нишевым. Но любой здравомыслящий человек понимает, что цирк отражает природу и жизнь в целом. Абстрагироваться от животных вообще странно. Потому что животным от этого точно не лучше. Потому что жители городов сначала перестают контактировать с животными, их видеть, а потом и в них разбираться, и на выходе мы получаем поколение идиотов, которые не могут отличить тигра ото льва и считают, что динозавры не вымерли. Это смешно для любого более-менее образованного человека. А есть представители новых поколений, у которых с этим проблемы. У меня супруга летала в Израиль домой. У нее там мама живет. И у ее сестры взрослая дочка, восемнадцатилетняя, утверждала, что земля плоская. Не потому что она тупая. А потому что система создает тупых людей.

— А она не относится к обществу плоской земли?

— Нет. Это последствия образования и культуры. Когда человек мне начинает хамить, и мне как профессионалу цирковому начинает хамить и ставит в пример мультик «Дамбо» с компьютерным слоном, летающим на ушах, в пример.

— У вас реально был такой случай?

— Да. Это из моей практики. Люди смотрят фильмы с компьютерной графикой. Я не могу досмотреть фильм новый «Парк Юрского периода». Ты смотришь на это и понимаешь, что вся эта повестка для молодого поколения — это инструкция. Ребенок смотрит это на полном серьезе. В фильме взрослый мужчина с малолетней дочкой живет на краю леса, знает, что вокруг крупные хищники, и отпускает свою девочку по округе покататься на велосипеде. Если бы я жил на опушке леса, где живут медведи, я бы ребенка не отпускал, понимая всю степень опасности, и уехал бы оттуда. А это преподносится как норма. Герой фильма останавливает хищного ящера рукой. Это ведет к тому, что однажды люди, увидев медведя, будут так делать. Эти фильмы воспитывают поколения, которые думают, что хищник — игрушка, и распоряжаются своей жизнью как бы 50 на 50. Повезет или не повезет: остановит моя рука хищника или нет.

— Но вы же дрессировщик. Вы всегда знаете, что остановит?

— Я знаю психологию животных и изучаю их природу. Для меня понимание природы животных первостепенно. У меня есть осознание, что животное, как бы ни хотелось, нельзя очеловечивать. Я могу со своими собаками дурачиться, как хочу, но я не имею никакого морального права считать их «человеками». Осознание этого — это профессионализм и здравый смысл. Когда человек начинает заигрываться и теряет грань — это опасно.

— Цирк с тиграми — это про осознание опасности?

— Опасность бывает разная. Опасность и лошадь представляет. Слоны — самые частоубивающие животные в цирке. В моей жизни огромное количество травм и околосмертельных случаев было с животными, которые, казалось бы, не опасны. Это наталкивает меня на определенные моменты, из которых я делаю выводы и осознаю, чем может закончиться встреча с тем или иным животным. Это дает мне осознание реальной природы вещей. Это как знакомство первобытного человека с огнем. Я знаю, что огонь опасен, а он — нет. В этом осознании и есть цивилизация. Общество деградирует до такой степени, что простые истины ему приходится заново объяснять. А что нужно сделать, чтобы этого не было? Нужно контакт человека и животного поставить на нормальный бытовой уровень. Любая нормальная семья, которая растит ребенка, должна знакомить его не с роботом, не с картинками, не с виртуальной графикой, а с нормальными животными. Тогда он будет понимать, что собака может укусить, кошка — оцарапать, тигр — съесть, а лошадь — лягнуть. И в том контакте человека с животным есть много социальных моментов. Момент заботы, например. Понимание, что животные со всей своей силой могут быть иногда и слабыми. Что порой им нужно помочь, помыть, обогреть. И эти социальные моменты — про наше общее существование. А когда это всё начинает разрушаться...

«Я вижу много самостроя»

— Самый банальный вопрос, наверное. Как вам Нижний Новгород?

— Я люблю ваш город. К сожалению, пандемия сделала паузу в нашей творческой жизни. В том числе пришлось притормозить с гастролями. Тем не менее я всегда с радостью приезжаю в ваш город. Здесь замечательные условия для гастролей. Это очень важно для цирковых артистов. Мы редко где бываем просто как туристы.

— Сколько раз вы уже были в Нижнем? Можете вспомнить?

— Раза четыре. Или пять. Первый раз, наверное, в 2009 году. Потом еще несколько раз в ваш город возвращались.

— У нас масштабное благоустройство прошло. Вы заметили, как город поменялся?

— Я не успел еще посмотреть много из-за работы. Из окна автомобиля и из окна поезда всё не увидишь. В настоящее время важно не только, чтобы всё развивалось и двигалось вперед. Такие события происходят. Важно, чтобы хуже не стало. Если стало лучше, это уже прекрасно. Но я уверен, что стало лучше. Когда я приехал, увидел красивый цветущий зеленый город.

— А что в Нижнем вам нравится? Что вы про него знаете?

— Ваш кремль, прекрасный цирк, мосты. Мог бы сейчас наплести красивых слов. Но я не люблю популизм. Нижний я не посещал как турист. Помню город таким, каким помню. И имею на это полное право. Не претендую на то, чтобы быть знатоком какого-то города или региона. Я скорее человек в роли наблюдателя.

— И у вас не было ни разу возможности погулять здесь?

— Если и гулял, то мало что запомнил. У меня такое количество путешествий. Бывало такое, что две страны в сутки меняются. Просыпаешься, открываешь глаза в номере гостиницы и пытаешься понять, где ты в принципе находишься. В таком потоке информации очень тяжело всё запомнить. Когда мы бывали в Нижнем Новгороде, то основные достопримечательности посещали. Благо, простите за тавтологию, наша профессия этому благоволит. Обычно мы успеваем увидеть что-то изнутри, пообщаться в городе с людьми. Не потемкинские деревни, конечно. Успеваем побывать в городе как жители. Так что картинка складывается не рафинированная. Можно взвесить все за и против.

Знаете, я сейчас наблюдаю за тем, как Москва меняется. Очень многое зависит от градоначальника. Собянин — хороший хозяйственник. Не побоюсь этого слова, один из лучших. А я был во многих мировых столицах. Он убрал самострой и сделал совершенно удивительную внешнюю картинку в городе. И, конечно, регионы очень страдают от отсутствия такой политики единой архитектурной формы, которую обязательно вводят. Будь моя воля, я бы в Москве архитектуру соблюдал такую готическую и неоклассическую.

— Со шпилями?

— Да. Как в комиксах Gotham City. Я бы это соблюдал. Потому что как только начинается строительство типовых стеклянных зданий, пусть и с оригинальной архитектурой, города становятся очень похожими. Нет разницы между тем, чтобы увидеть центр Лос-Анджелеса и Москва-Сити. За исключением редких узнаваемых башен. Абсолютная уникальность сталинских высоток — она радует. Я бы так делал. Но я в этом смысле дилетант. Да и не считаю, что каждый диванный эксперт может давать советы. Это должна быть серьезная политика. Но как человек искусства и представитель творческой интеллигенции я считаю, что это нужно продвигать. Чтобы не было нивелирования лица города.

Когда я приезжаю в региональные города, кроме Казани, Сочи, Петербурга, тех городов, которые благодаря определенным событиям преобразились в очень хорошую сторону, я вижу много самостроя. И много вот этих дебильных, простите за грубое слово, табличек электрических с лампочками. Тех, что просто привлекают внимание и напичканы повсюду, как в каком-то китайском квартале. Каждый рекламирует, что может: здесь — шаурма, там — парикмахерская. Вот это удручает. Но это, наверное, вопрос выживания. Если ты требуешь от людей, чтобы они соблюдали определенный формат, то нужно им давать и возможности. Когда люди выживают и зарабатывают как могут, они и используют доступные инструменты. Вот я еду сюда и по дороге вижу преимущественно «Магниты» и «Пятерочки» — достаточно бюджетные супермаркеты. Точно нет «Азбуки вкуса».

— Да есть же.

— Я не сомневаюсь, что Нижний Новгород — достаточно большой и богатый город, чтобы позволить себе такие сети, но в районах города в основном «упрощенка» такая. Но это тоже понятно. Если у людей определенный уровень достатка, если предприятия градообразующие работают на определенном уровне, ждать от людей, что они будут просто шиковать... Да и эти сети просто не выживут. Люди делают, что делают. Делают такие вывески, чтобы каким-то образом привлекать к себе внимание. Но архитектура от этого страдает.

— Ну, в Нижнем начали бороться с этой рекламой, которая уродует город.

— Она уродует всё. Я в России всё объездил. Везде одна и та же проблема. Это чистой воды экономика. Она с определенными вещами по типу стиля и архитектуры очень мало пересекается. Если экономика вырастает, если еще при этом хороший градоначальник, который не зациклен на своем достатке и своих интересах, то начинается прогресс и это уходит. Москва тоже не так давно была напичкана всякими щитками непроглядными. Их количество было не нормировано никаким образом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления