Духовная музыка Софии Губайдулиной
Расписание сеансов
По выбранным параметрам сеансов не найдено
О концерте
Исполнители: Лауреат международных конкурсов Иосиф Пуриц — баян; Лауреат всероссийского и международного конкурсов Марина Катаржнова — скрипка; Лауреат международных конкурсов Кирилл Родин — виолончель; Вступительное слово — Андрей Устинов, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение», художественный руководитель фестиваля «Баян.ру. От фольклора до авангарда». В программе: 1 отделение С.А. Губайдулина (род. 1931) De Profundis для баяна (1978). Посвящается Фридриху Липсу; In Crосе для виолончели и баяна (1979–1991). Посвящается Владимиру Тонха; 2 отделение: Et Exspecto соната для баяна в 5 частях (1985). Посвящается Фридриху Липсу; Silenzio пять пьес для баяна, скрипки и виолончели (1991). Посвящается Эльжбет Мозер. Композитор София Губайдулина (род. 1931) стала одним из символов российской культуры ХХ века. Её музыкальный язык ярок, современен и понятен каждому, даже неискушённому слушателю. «Я пишу для идеального собеседника, для единоверца, думаю, что это тоже необходимо. Я понимаю, что в культуре должны существовать разные слои, удовлетворяющие духовные потребности широких масс, средних масс. Но существует ещё и задача сделать что-то для узкого круга. Этот круг не закрыт ни для кого» — рассказала она в интервью главному редактору «Музыкального обозрения» Андрею Устинову. Обратившись к баяну — инструменту, находящемуся вне европейской академической традиции, София Губайдулина преобразует его до неузнаваемости. Баян, обычно используемый в народной музыке, в интерпретации композитора становится потенциальным носителем духовных идей. Первое произведение для баяна соло в творчестве Софии Губайдулиной — одночастная пьеса De Profundis (1978). Она стала началом творческого союза композитора и выдающегося музыканта, баяниста, народного артиста России Фридриха Липса. Реформировав технику игры на баяне, Липс расширил шкалу экспрессии вплоть до извлечения натуралистических интонаций — стона, вздоха, дыхания. Баян стал словно живым человеком, живым существом. Применяя новые приёмы звукоизвлечения, музыкант сделал исполнительскую редакцию сочинения, в которой оно было опубликовано. В De Profundis впервые в отечественной баянной литературе Липс использовал приём глиссандо, приобщив баян к возможностям музыки второй половины XX века. Пьеса De Profundis, несмотря на её латинское название, связана с общехристианским псалмом «Песнь восхождения». Тема его — общечеловеческая. Это — не сюжет или программа пьесы Губайдулиной, но отражение высокого духовного смысла. Хоральное звучание баяна создаёт образ страдающего человека, его надежду и упование. В 1979 году София Губайдулина написала пьесу In Croce, первоначально предназначенную для виолончели и органа. Через 12 лет вместо величественного католического инструмента в ней зазвучал баян. Сочинение посвящено российскому виолончелисту, народному артисту России Владимиру Тонха, о котором Губайдулина говорила: «это музыкант, который всё своё нутро, всю свою душу передаёт через звук. Такую силу самоотдачи и любви к звуку, такое музицирование я воспринимаю как религиозный акт. Как общение с Богом». София Асгатовна считает тему Креста одной из главных в своём творчестве: «Для меня основным символом является фигура креста. Вот как раз это и вертикаль, и горизонталь, на которых основывается вся сущность человеческая, вся экзистенция. Горизонталь — это то, что мы имеем причинно-следственное существование, такой плоскостный путь. А человечество должно обязательно взлетать!» В 1985 году Фридрих Липс обратился к Софии Губайдулиной с просьбой написать сонату для баяна. Вот как Фридрих Робертович вспоминал об этом в своей книге «Кажется, это было вчера»: «Она сразу откликнулась и приехала ко мне домой, чтобы ещё основательнее ознакомиться с возможностями инструмента. Её пытливости не было предела. В каждом новом сочинении она хотела использовать какую-то новую грань баяна, новый приём, желательно ранее никем не использованный. Первый вариант Сонаты в 5-ти частях с названием Et Exspecto («В ожидании второго пришествия Иисуса Христа») я получил через несколько месяцев. Всё, как и обговаривали: IV часть — скорбный марш, длинная цепь аккордовых построений, напоминающих древнегреческие колонны (мерная поступь вызывает ассоциации с шествием на Голгофу). Финал — лёгкий ветер, зимняя поземка. Вся II часть построена на пятидольном рикошете. Когда Соната была выучена наизусть, я пригласил Софию Асгатовну в институт ко мне в класс, где и сыграл впервые для автора это сочинение. После игры мы с ней просто стали беседовать на разные темы. Общаться с Губайдулиной было очень интересно. У неё всегда свой взгляд на, казалось бы, известные вещи». Премьера Сонаты Et Exspecto, с большим успехом состоялась в Концертном зале института им. Гнесиных в сольном концерте Ф. Липса, которому она и была посвящена. В финале концерта прозвучит Silenzio («Молчание»), пять пьес для баяна, скрипки и виолончели (1991). Непривычное название музыкального произведения объясняет сама София Губайдулина: «Сочинение посвящено замечательной исполнительнице на баяне, большому мастеру, художнику, человеку блестящей эрудиции и высокой нравственной позиции — Эльсбет Мозер. Человек, который обладает в своём слышании мира тончайшим чувствительным аппаратом, и для которого существует многообразие оттенков и смыслов там, где для других их не существует. Композиция называется «Тишина», потому что большая часть музыки исполняется Pianissimo. Но, конечно, я не ставила себе задачу изобразить тишину или создать впечатление тишины. Для меня — это та почва, на которой нечто рождается».