--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Вопрос филологам и всем, кто в теме

ОФФ (болталка. Не про детей и родителей)
2114
70
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Всем здравствуйте! Вопрос на засыпку. Есть ли в словах подъем, съёмка, объявили- приставки, а какие корни и слова однокоренные? Ну вообщем, интересует морфемный разбор. У нас жаркие споры)))
Amalthea
02.02.2021
Если правильно помню


Под'ем от глагола поднимать- все слово корень


С'емка- с'ем корень, к суффикс, а окончание. Однокоренное- с'емочный


Об'явили- об'яв корень, и суффикс, ли окончание. Однокоренные- об'явить, об'явление
Как бы не из-за чего вести споры
Ошибаетесь, учитель убеждает и утверждает, что везде есть приставки, согласно правилу)))
Amalthea
02.02.2021
Значит в школу пора опять
Есть два похода, оба признаются наукой. Первый (синхронический) рассмаривает состав слова в его современном состоянии, опуская исторические переразложения. Второй (диахронический), напротив, интересуется исторической грамматикой и морфологией.

Так, вот, согласно первому, слово "объявление" имеет корень "объяв(л)", а корневой Ъ объясняется исторической традицией, другими словами, "объявление" является словарным словом, исключением из правила, что корневой Ъ в исконно русских корнях не встречается. Однокоренное - объявить, появление "Л" на стыке корня и суффикса (морфеменом шве) рассматривается как чередование.
Этот подход обычно используют в школе.

Согласно диахроническому подходу, "объявление" имеет приставку "об", корень "яв", эпентический (от "эпентеза" - вставка) согласный "Л" и суффикс "ен". Однокоренными считаются явь, явление, явный, появление и т. д.
Этот подход используется в академических исследованиях по истории языка (исторической грамматике и фонетике).
(С)
Все очень странно в современных правилах))
Видимо, в нашей школе академический подходспасибо)))
А на ЕГЭ правильный ответ корень "объявл" ))
Вот и я о том же.... Сегодня так, а завтра по-другому...
вот это вообще неожиданно.
должны бы тогда оба подхода учитывать (
я бы объ - приставкой обозначила. нас так в школе учили)) (давно правда)
Я бы тоже так обозначила.
Но вот на глаза попалось, что на экзамене ответ другой. Моооожет быть конечно, что что- то переврали.
Вы слово в слово повторили высказывание нашего бывшего педагога по русскому. Это современный подход. И он используется на ЕГЭ. Только мы тогда столкнулись с разбором слова "преподаватель", где согласно современному подходу : "преподава" - корень.
Pechka
02.02.2021
А вот какой корень и однокоренные слова у съемки согласно диахроническому подходу?
Исходя из упражнения в учебнике на эту тему, корень -ем-
А словари говорят, что съём и подъем - это и есть корень
Да-да)))
Pechka
02.02.2021
Просто как-то смысловая нагрузка корня не понятна. Как это вот объяснять детям, у которых и так невелик опыт и начитанности нет :(.
aolegovna
02.02.2021
Фрау Мюллер* писал(а)
корень "яв", эпентический (от "эпентеза" - вставка) согласный "Л"

=-O =-O =-O =-O =-O
афигеть, че ток не придумают...

Как вижу ситуацию я:
1. Объявление - это отглагольное существительное. Значит, первей него был глагол "являть, обьявлять".
2. Л - это всяко влияние последующего дифтонгового либо и, либо ятя вследствие мены семантики совершенного\несовершенного вида.
Amalthea
02.02.2021
Тогда у Вас в учебнике так же, как и нас самих когда-то учили. Сына вот по-другому учили и я просто запомнила это об'явл, а то тоже приставками махала
Я в смятении. Почему эта тема вызывает жаркие споры? Разделительный твёрдый знак разделяет звуки, а не части слова
LAV
02.02.2021
Да, но в школе учат именно "после приставки"
Давно я в школе не училась :-D
Теперь я еще в большем смятении))
Вот - вот.... Моя программа сбилась
тоже была в ступоре))), ребенку так объяснили, он понял, в этих словах корень никогда не выделяли, думаю через годик будут корень выделять))) как надо.
программа атас(
Не то слово.... Стране нужны идиоты(((
А я бы в объявлении приставку выделила об-. Однокоренные - явь, явиться, объявиться.
Открыла учебник 1953г - все правильно, об- - приставка.
А теперь откройте словарь Тихонова от 1996 года и улыбнитесь, там об- это часть корня!
А он мне не указ :-D
aliene
02.02.2021
в объявили - приставка же, "об". корень "яв" - предъявить, являть, явь
а вот подъем и съемка - "Разделительный Ъ пишется после бывших приставок, оканчивающихся на согласную, которые слились с корнем, а в корне чередуются им-ем (ём)-я:
снимать -- снимок -- снять -- съёмный -- квартиросъёмщик -- съёмочный -киносъёмка -- аэрофотосъёмка."
Например, съемка - выемка, вроде похоже)
*Yulia*
02.02.2021
Во всех спорных случаях - словарь! Можно прямо в тестради указать, какой.
smolapo.ru/sites/default/files/Prepod/Evstafieva/dop/slovo-slov.pdf
Тему можно закрыть и прикрепить))
О22
02.02.2021
Спасибо! Надо купить такой словарь.
Amalthea
02.02.2021
Тогда получается, что в слове об'явление об'явл корень, а в об'явили приставка об, так?
Lissonka
02.02.2021
А разве заявление - не однокоренное слово для слова объявление ?
Это словарь Тихонова.....тут в слове подъем приставки нет.... У нас не прокатило....сказали - не правильно.
*Yulia*
02.02.2021
А какой правильный словарь?
На мой взгляд, словарь - аргументация, возражения тоже должны быть подкреплены словарем.
"Потому что я так думаю" или "Потому что так в интернете написано" - нет.
Если в учебнике есть разбор этого слова с объяснением или учитель объясняла на уроке - тоже правильное обоснование, т.к. действительно есть разные т.зр., может быть представлена одна из них. Но с учеников спрашивать в спорных случаях одно верное решение нельзя...

Есть вот еще сервис old.kpfu.ru/infres/slovar1/slov.htm
Здесь список словарей, который использованы: old.kpfu.ru/infres/slovar1/slov.htm
lionchik
02.02.2021
орфорграфия Зданкевич, Баранов, пунктуация - Розенталь
староваты учебники наверное, все объясняют
lionchik
02.02.2021
приставки, потому что в средине слова пишется не разделительный ъ, а ь. слова русские, перед гласными е, ё, я
получается мы по одним учебникам учились лет 25 назад, а не "пишу как хочу" :-)
подъем, съем, выемка, объем - однокоренные слова корень "ем"
LukA
02.02.2021
ёмкость тоже из этой серии?
lionchik
02.02.2021
гугл пишет, что да, без вариантов даже
корень - [ём], суффикс - [к], суффикс - [ость]
breadshow
02.02.2021
Подъем и объем - приставки, подъём все слово корень, не так?
Автор ведь про подъём спрашивает или нет?
lionchik
02.02.2021
ъ отделяет приставку, в корне ь пишется
"ём" корень
у глаголов и существительных правила немного отличаются
Ё не поставила, похоже надо было
Где вы там мягкий знак увидели? И однокоренные слова с корнем "ем" это например...?
lionchik
02.02.2021
его там нет, поэтому приставки это все
Так однокоренные слова то какие?
lionchik
02.02.2021
выше же написаны, с корнем "ём" объём, ёмкость, выемка
одинаковый корень, значит однокоренные
А подъем? А съёмка?... Однокоренные - это близкие по смыслу слова, в которых передаётся их основное значение.... Объем... съёмка ...подьём .. Ну совсем как то не одно и тоже. Или я что то не понимаю ???????
lionchik
02.02.2021
близкие по смыслу - это синонимы. возьмите уж у ребенка учебник... ему что задали?
и подъём и съёмка
Вам зачем так копаться в этом?))
Вроде в жизни не особо нужны эти приставки всякие и корни) А вот частица "то" пишется через дефис :-D
Ну вот мой пытливый ум не даёт мне покоя))) ну или так.... Мне интересно)
В принципе - это хорошо, когда пытливый ум! Я вот несколько ленива :-D
Недавно 1 раз в жизни пригодилась теорема Пифагора на практике: была горда собой :-D
ЮНА
02.02.2021
поднимаю пингвинов писал(а)
Недавно 1 раз в жизни пригодилась теорема Пифагора на практике

Всего один раз?
Мне неоднократно приходилось пользоваться не только теоремой Пифагора, но и синусами/косинусами, а также дифференциальными уравнениями, но уравнения были давно, пока я высшую математику помнила.
Да, высчитывала посылку на почте)
Вот такая у меня маленькая практика.
ЮНА
02.02.2021
Заинтересовалась вопросом. Пошла в сеть, там есть ресурсы, предлагающие помочь с морфемным разбором.
На трех из них у всех вышеперечисленных слов нет приставок,
два ресурса отказались проводить разбор, а на одном слово подъем разобрали так: подъ - приставка, ем - окончание.
Да, тут совсем смешно
Вообще, выше фрау Мюллер ответила... Хоть что то прояснилось для меня лично ))) вопрос в том, какой подход кто использует и как это доказать остальным.... На экзамене, к примеру..... Ситуация так себе
lionchik
02.02.2021
и у меня в школе всегда было общее правило и дополнительные для родителей детей, которые приходили требовать оценки и начинали доказывать, что написано правильно. спросите на собрании что детям учить, обычно отвечают как построены уроки и что спрашивают.
Ну, во - первых, я ничего не требую, а хочу выяснить для себя, а во вторых, в школе по учебнику требуют, это ж и так понятно.... Поэтому, в школе это все приставки. Но, увы, жизнь не ограничивается школой.... Да и на ЕГЭ, как выше написали, корень то другой, к примеру, в слове "объявили"....
lionchik
02.02.2021
некоторые учителя в школе требуют записи в тетради.
жизнь не ограничивается школой, поэтому внимательно читать и искать... самим, а не родителям :-)
Сейчас такие учебники.... Там столько ошибок.... Так что читая и веря им безоговорочно, дети рискуют превратиться.... Ну как в видеоролике из интернета
lionchik
02.02.2021
так учитель же все равно говорит как правильно, Вас ответ не устраивает
Amalthea
02.02.2021
Тогда ориентироваться на слова Вашего учителя
Вот такое же правило, как у вас в учебнике. И дальше упражнения я сфотала. Вроде ничего не поменялось.
Ага. Словарь Тихонова, между прочим, для школьников тоже какого то там года... И там подъём, к примеру, не имеет приставки
Вот попадос :-D
lionchik
02.02.2021
90-е, как раз все упрощать начали, переделывать.
aolegovna
02.02.2021
Вот поэтому не читайте советских газет (с)
aolegovna
02.02.2021
В первых двух корень в диахронии - "-им-" (ср. однокоренные диалектные слова типа "имать", "заимка", "отымешь", а также "займ"). Однокоренных куча, все типа "снимать, поднимать", где в зияние вставляется согласный, чтобы удобней произносить было. Сейчас корень почти растворился, в синхронии следует разбирать с приставкой как частью корня.

В "обьявили" еще проще - явь, явный, изъявлять, появление.
Не филолог, школу закончила больше 20 лет назад.
Я считаю, во всех трех словах есть приставки.
Настроение после прочтения темы:

Февраль. Достать чернил и плакать! (Б. Пастернак)
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов
Костюм спортивный р 158

В хорошем состоянии ы. Стиляж
Цена: 700 руб.

Большой детский деревянный манеж 1,3х2,6м с калиткой для двойни

Большой детский деревянный манеж 1,3х2,6м с калиткой (35800 руб) Манеж на заказ по индивидуальным размерам. Большой детский деревянный...
Цена: 35 800 руб.

Манеж высокий для Домов ребенка и Детских садиков 1.35х2.75м

Купить детский манеж для детских учреждений Манеж высокий для Домов ребенка и Детских садиков ясельных групп 1.35х2.75м. Высота от...
Цена: 86 840 руб.

Постельные комплекты эконом

В наличии имеются комплекты постельного белья для односпальных кроватей: Комплект мпо (матрац ватин, подушка синтепон, одеяло синтепон)...
Цена: 1 200 руб.