--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Византийская Пасха (с)

Календарь, праздники и дни памяти
17
1
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
Ajax
20.03.2017
Навеяно соседней темой (за которую огромное спасибо!). Хочу перепостить (с купюрами) давний пост о. Андрея Кураева (насколько я помню - причиной поста явилось празднование Пасхи 2015 года 5 мая, спустя 5 недель после иудейской, что было необычно - на эту тему есть дискуссии в сети).
diak-kuraev.livejournal.com/475934.html?mode=reply#add_comment

Тема не для дискуссий: плохо, хорошо, так - не так и тп. А ради материала, который я не встречал до этого нигде.
_____________________________

История с сегодняшней Пасхой мне представляется важной для понимания многого в православной жизни.
Напоминаю наши базово-распространенные представления о правилах вычисления Пасхи:

1. Пасху всем праздновать в один день
2. Пасха совершается весной, то есть после весеннего равноденствия.
«Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон святый день Пасхи прежде весенняго равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен от священнаго чина (7 Ап. правило).
3. Это празднование не может принимать во внимание иудейские расчеты Пасхи: «Нашему священнейшему богопочтению приличествует свой порядок времени и свой закон. Согласно держась его, возлюбленные братья, мы сами устраним от себя постыдное для нас мнение иудеев, которые странно хвастают, будто независимо от их постановлений мы уже и не можем сделать этого...» (Послание имп. Константина из Никеи).
4. Пасха совершается в первый день недели, то есть в воскресный день
5. Пасха совершается лишь после того как прошло первое весеннее полнолуние (то есть первое полнолуние после для равноденствия)
6. Это должно быть первое воскресение после первого весеннего полнолуния.


В толковании на 7-е Апостольское правило Иоанн Зонара (византийский историк XII века, монах-богослов) отмечает: «Вся заповедь сего правила заключается в следующем: христианам праздновать Пасху не с иудеями, т. е. не в один и тот же с ними день; ибо их непраздничный праздник должен предшествовать, а потом должна совершаться наша Пасха».

Подобно Зонаре, Матфей Властарь, известный византийский канонист, пишет в «Алфавитной синтагме» (14 век):
Четыре ограничения положены для нашей Пасхи, которые требуются необходимо. Два из них узаконяет Апостольское правило (7-е) и два получили начало из ненаписанного предания.
• Мы должны совершать Пасху после весеннего равноденствия
• Совершать не в один день с иудеями
• Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия
• И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету


Вроде все ясно. Но что означают слова «равноденствие» и «полнолуние»? Во времена Первого Собора не было печати и интернета. Поэтому дерзну предположить, что правила расчета Пасхи давались так чтобы каждый христианин мог бы сам понять, когда пришло время его праздника. То есть имелись в виду именно астрономически заметные события.

Однако сегодня мы читаем: «Человек неграмотный сам вычислить время Пасхи не может» ( www.pravoslavie.ru/answers/6817.htm )


Интересная перемена. Она произошла по той причине, что век спустя после Первого собора при составлении Великого Индиктиона – «вечного календаря» - за основу были взяты не реальные астрономические даты равноденствия и полнолуния, а некие математические условности.

"в 5 веке было абсолютно верно астрономически. За первое весеннее полнолуние в 417г. составители александрийской Пасхалии взяли следующее, апрельское, во вторник, 17 апреля, а Пасху - следовательно в ближайшее воскресенье на 22 апреля: как и положено правилам Никеи, - первое воскресенье после первого астрономического полнолуния после астрономического равноденствия, которое тогда было определено на 21 марта.
Но дальше пошел у александрийских пасхалистов полный волюнтаризьм.

Зная про Метоновый цикл и веря, что через каждые 19 лет фазы Луны снова повторяются точно по дням солнечного года, они развили мысль дальше, и решили, что с учетом каждого четвертого високосного года и седьмицы (недели), через каждые 532 года (= 19х4х7) фаза Луны попадет ровно на тот же конкреный день недели и число месяца и високосного, и каждого из 3-х невисокосных годов.

Т.е. полнолуние во вторник 17 апреля 417 года - точно будет повторятся во вторник 17 апреля через каждые 532 года неизменно..

А следовательно, и следующее воскресенье - Пасха - будет неизменно 22 апреля не только в 417г., но и через каждые 532 года: в 949г., в 1481г., в 2013г., в 2545г. .. и т.д.

Этот период в 532 лет назвали Великим Индиктионом и тупо начали переносить вперед данную таблицу Пасх на 532 года (астрономически рассчитанную верно на первое время 4-5 века) - на следующие кратные периоды.

Однако реальные и Солнце, и Луна не захотели точно ложиться в Метоновый цикл и в Индиктион, и в настоящее время Солнце со своими равноденствиями\солнцестояниями наступает намного раньше по датам старого стиля (на 13 дней), а Луна с её фазами - также сместилась на более ранние даты в юлианском календаре (на 5 дней).

(астрономическое равноденствие попадает на 7-8 марта по ст.ст., а полнолуние, как видно на данном примере, "сползло", вопреки Индиктиону, за 17 веков на пять суток ранее -- с 17 апреля по ст. ст. (+13=30 апреля н.ст.) на 12 апреля по ст.ст. (+13=25 апреля по н.ст. )

Отсюда - и несоответствие первоначально верных астрономических Пасх - реалиям, и формализация этих дат - они просто берутся автоматически из таблицы "Вечной православной Пасхалии"" www.forum-slovo.ru/index.php?topic=37734.msg2064353#msg2064353.

Получилась конструкция внутренне логичная и красивая, крепкая, завораживающая поистине кальпическими перспективами: оказалось, что через 46 752 года дата Пасхи, пройдя через все возможные варианты (включая осенние и зимние) вновь придет в тот же день весны, что и сейчас.

И в этом виден дух византинизма: красивая сакральная формула превыше всего. Нынешняя поздняя сдвинутая пасха это лишь предвестник грядущих календарных потрясений (которые будут преподноситься как стабильность и верность). Наши потомки еще будут праздновать Пасху и Рождество в один день. Если не одумаются и не вспомнят, что и суббота, и календарь ради человека, а не ради математических иллюзий.

В религии, по сути исторической (главное событие произошло единожды "при Понтийстем Пилате") за основу литургического календаря берутся три условности: условное равноденствие, условное полнолуние и условная иудейская пасха. При этом ни одно из этих событий не соответствует современным (и канонически провозглашенным) реалиям.

____________________________
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов
Форум Тема (Автор) Последний ответ Ответов