--}}
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем

Чуйский тракт - дорога тысячелетий. Отчет

Шоссе
622
9
С друзьями на NN.RU
В социальных сетях
Поделиться
DIKret
23.07.2021
Написать умею коротко, умею образно, но не знал, что смогу растянуто.
Сумел.
Кому лень или некогда – дайджест:
Жарища, тепляк, Катунь, Горный Алтай, красота, перевалы, Чуйская долина, Курайская степь, засуха, Кош-Агач, разворот, долбаный Бирюксинский перевал, ливень, Белокуриха2, оргам спасибо, волонтерам – низкий поклон- все просто молодцы! 1224 км вместо 1203, 79 часов 14 минут. Спасибо за внимание.
Для тех, кому по каким-то причинам интересно – 5 страниц убористого шрифта:

ЧУЙСКИЙ ТРАКТ – ДОРОГА ТЫСЯЧЕЛЕТИЙ.

Дорога тысячелетий для меня обернулась 1224 километрами и 79 с четвертью часами.
Но обо всем по порядку.
Хотя какой порядок, когда майская неделя бреветов на Кавказе так до сих пор и не описана. А ведь и название примерное есть: «SR Kavkaz Week –полторы тысячи километров мыслей»
Как-то спонтанно, но ожидаемо много, напланировалось на этот год заездов.
Спасибо Андриано (Андрею Попову, Ростов-папа), зажег народ на кавказскую неделю бреветов.
И идеология, в год проведения Чуйского тракта, подходящая: покатать по рельефу, потерпеть, набрать объемы, подсушить бока. Опять же, обязаловки, кроме самомотивации никакой: ну не проедешь заезд-другой – никто в тебя минералами кидать не будет.
Посчастливилось - проехал всю серию. Заехал в стартовый чуть ли не 16% подъем на 200. Прокололся на 300. Повайдосил в чате перед 400 на Азау. Поднялся, как положено, после 600 на Машук. Положительных эмоций – масса, с боков по 6 кг скинул.
Казалось бы, чего бояться.
Но нет, иллюзий никаких не испытывал, единственного, прочитанного отчета и разговора с одним из участников ЧТ-2017 оказалось достаточным, для понимания серьезности и ответственности предстоящего мероприятия.
В июне подгрузился дачными делами и неурядицами на работе, весь запланированный объем накатать не удалось. Местный, с тяжелым по нашим меркам и с вечерним стартом бревет 400, сделал контрольным. Выложился прилично, осталось только нормально добраться и восстановиться.
Традиционно, как год и два назад, поехал на супербревет со своей фанатской группой, на этот раз в составе жены.
Досушивавшиеся в дороге велошорты нечаянно выкинул вместе с водой в Шереметьево - началось. Прилетели в Горно-Алтайск, Илья Васильев и Денис Мясников взяли нас в свои компанию и трансфер до Бийска, незапихнувшуюся в салон коробку с велом закинули на багажник. Тем временем агент начал мутить с квартирами, в результате в Бийске остановились почти у черта на куличиках, а 20 км пилить до регистрации и старта, изначально никак не входило в мои планы.
На регистрацию Гармин повел через грунтовки и кладбище, после регистрации, не отъехав и 100 метров, получил прокол.
Но как водится, если вначале пошли неурядицы, то дальше всё должно пойти, как по маслу. Но особое опасение вызывал факт, что предстоящий маршрут в Etrex 20 скачал одним треком. Поделился опасениями с Березенковым, спросил, нельзя ли перекачать двумя частями от Кампи, на которые наткнулся в чате. Но это вам не Питер и не Балтийская звезда, всё сурово, узнал, что, комп один, а дел и нас и без меня много. Правильно предупреждал Андриано, Чуйский тракт - для серьезных и самостоятельных участников, без нянек.
Накануне старта, как положено, сфотографировался у Подковы на нулевом километре и посетил Бийский краеведческий, он же музей Чуйского тракта. Рассказ от экскурсовода пришелся очень даже кстати, ещё раз с указкой прошлись по предстоящим климатическим и географическим зонам, рельефу, флоре и фауне. Интересно было узнать и про монгольский Ленд-лиз в годы Отечественной войны, ребята сильно помогли с материалами и мясом. Каждая четвертая шинель на войне была из монгольской шерсти. Ну и жутковатый СибЛаг с протоколами, доносами и смертями при строительстве тракта заключенными.
Алтайская погода полна сюрпризов, Илья Васильев поведал, что еще накануне, за неделю в Горном Алтае, в районе Маймы он бежал трейл по снегу, а на день старта нарисовалась максимальная на дни пребывания (до +37) жара. Вроде бы лучше, чем дожди, но их также пообещали на второй-третий дни заезда.
Итак старт!
Начало десятого, а уже припекает прилично. Люблю начать побыстрее и повеселее! Предстартовое волнение позади, народ вокруг бодро вкручивает. Некоторые снуют взад-вперед, как радостные барбосы пока не кончится запал и не начнут матрасить спускаясь в район лимита времени. Набор высоты совсем незначительный и заметен только на навигаторе, средний темп в районе 33-34 км/час довольно приличный для меня, но держать получается. Побыстрее бы КП1 Катунь, 135 км.
Жара начинает напрягать всё сильнее. Остановился у Магнита попил холодной колы и облил голову водой, ясно, что эффект на 5 минут. В уме держу предварительные расклады, неплохо бы заехать на ночное КП3 Яломань, 350 км не под утро, а пораньше, чтобы отдохнуть в самую темноту (катить по ночи не люблю категорически, скорость ниже, едешь как-то нудно-долго, непонятно). На контрольном пункте пробую хоть как-то остыть и отдохнуть от жарищи, которая уже заполняет собой всё. Попил, спустился к реке, зашёл по колено в холоднющую Катунь, облился, умылся, ещё попил. Не айс. До теплового удара на такой жаре недолго. Решил сделать профилактику, принять жаропонижающего. Растворил пакетик Нимесила. Надо двигать дальше, впереди, Семинский перевал.
Плавный невидимый глазу набор закончился. Через подъемы-спуски начал продвигаться к Семинскому перевалу. Периодически навстречу летят участники автомобильного ралли Шелкового пути 2021. Откуда-то из марева возникли Илья Васильев и Денис Мясников. Крутят пособраннее, чем я. Мне тяжело, как-то надо пережить этот кризис. Зашли в придорожую кафешку. Надо чуть остыть. Вода, кола, мороженое. За столиком ребята из белорусской раллийной команды, серьезные, но не измученные, наверное, у них в машине кондиционер… Новая цель по легенде: источник и кафешка. Догоняем Гарабеда из Ростова. Что-то он тоже не особо вкручивает. Говорю: «Скоро кафе и источник», он мне: «КП не скоро», так раза два-три… Вот и поговорили - уже не слышим друг друга, мозги тоже начинают плавиться.
Источник оказался классный - в виде водопада. Отходить совсем не хочется, подъезжают другие рандонеры, Ксения Дружинина, Вадим Малаховский. Все к водопаду. Уже не спеша (на скорость стало пофиг) доехали до указателя о начале Семинского перевала. Фотографируемся.
Начинаем подъем. Никак не могу понять, ехать медленно со скоростью группы не получается, отъехал вперед - ноги налились свинцом. Подумалось, если упрусь, как бы совсем не встать. Спешился с вела – не зря перед Чуйским решил перейти с шоссейной обуви и педалей на МТБ. Настроение ужасное, группа уезжает, идти километров пять, значит на КП доберусь на час позднее. Пробую сесть в седло, проезжаю несколько сотен метров и отказываюсь от этой идеи. Хотелось дойти до этого злосчастного КП2, плюнуть на всё, развернуться и двинуть обратно. Отдохнуть, съездить на экскурсии, посмотреть Алтай не из седла…
Позже проанализировал, и выделил, как минимум два момента, повлиявшие на моё состояния: небольшой тепловой удар всё-таки получил, потому что и на второй день проявлялись какие-то остаточные явления, болела голова, не было аппетита. Это состояние усугубилось технической неполадкой – я не заметил, что переклюк не забрасывал цепь на последнюю звезду кассеты, поэтому было ещё тяжелее. Механик на КП4 Родник, Денис, если не ошибаюсь, был очень кстати и сильно помог: подстроил, подкачал, смазал. Больше проблем с велосипедом ни на одном из перевалов не было.
На Семинском КП восстанавливался всеми возможными способами, разулся, босиком до душа, потом в столовую, поговорил-поузнавал, как там дорога. Меня уверили, что следующий перевал, Чике-Таман, только кажется более крутым и сложным, но заходится легче. Двинул дальше.
Вначале спуска опешил и ничего не понял: навстречу поднимались три участника, с номерами. Успел спросить почему они едут в другую сторону. В ответ услышал ругань - коллега насоветовал им, что конец подъема – это ложная седловина и надо спускаться. Километра через три поняли свою ошибку и развернулись. Примерил эту ситуацию на себя и своё состояние – ужас!
Продолжил спуск, помню, что лететь 11 км. Качу дальше, спуск не заканчивается, 20, 30 км. Солнце ушло, на скорости обдувает долгожданная прохлада, асфальт отличный, ноги раскрутились, мышцы обрадовались, организм стал приходить в себя. К Чике-Таману подъехал в полной темноте.
«Упадническое настроение испарилось в вечерней прохладе»… Как вам такая невозможная метафора?).
Перед подъемом всё-таки остановился, заправился батончиком и попил, сзади – спереди отсвечивало несколько участников. Заметил, что чувствую себя вполне хорошо, вкручиваю лучше и продвигаюсь быстрее остальных. Если честно, подъемы я люблю больше, чем спуски. На вершине перевала получил бонус от Кости Батурина из Новосибирска – бутерброд с колбасой и как следуя оттормаживаясь, покатил на спуск к КП3.
Ночное КП к спешке не располагает, разобрал бэгдроп, приготовил чистую и сухую одежду, прилег в палатке. Жестко, холодно, вспомнил, что не турист и забылся часа на полтора. Скоро будет светать, надо ехать. Следующий отрезок в 200 км в основном в гору, до самого разворота на 550-м км. Пока возился с навигатором вперед проехали Олег из Коми и Денис Буйновский, смонтировавший после ЧТ отличный фильм. Олег мне сказал, что Денис снимает, в том числе из квадрокоптера. Но я как-то пропустил мимо ушей, быстро его проскочил, даже лицом на камеру и не поторговал. А надо было… для истории)).
На КП4 особенно приветливые и позитивные волонтеры. Расспрашивают кто откуда, балуют экзотическими угощеньями. Остался заключительный бросок туда, чуть ли не монгольской границе и самая ответственная часть гонки будет пройдена.
На этом перегоне меня и постигла серьёзная неудача, сломавшая ход вполне буднично складывавшегося заезда. Олег бросил на ходу, «- Пойдем доберем!», что ж, покатил за ним. Объехали несколько участников, догнал, спросил – кого добираем-то? Олег ответил, что некого, парни не тянут, остались позади. Я потянулся за бутылкой и… выругался. Обе бутылки остались на столике в лагере. Легенда маршрута обещала лишь километры дороги без населенных пунктов и источник, километров через 50. К слову, Олег тут же пообещал поделиться своей водой, потому что такое расстояние под палящим солнцем без воды никак не пройти. Злоупотреблять его добротой я не стал, всё-таки это индивидуальный бревет и надо выкручиваться самому.
На счастье, через несколько км в стороне увидел населенный пункт, пришлось съехать с маршрута, местные подсказали, где магазин. В карманы уместились пара минералок по 0,5, пробки обычные, на ходу открывать-проливать и падать я не решился, а проткнуть отверткой и сделать, как в детстве, сикалку, догадался только в Кош-Агаче, когда и там не нашел поилок со спортивными крышками. Перешел в режим жесткой экономии. В Курайской степи, как назло, встречный ветер, но после 147 км встречки на Ставропольской 600ке, это всё семечки. Доехать бы до воды. Тянул, как мог до источника, который в легенде был указан на 865 км туда и 866 км обратно. Этот нюанс я не уловил и по законам жанра, проскочил мимо. Впору было запаниковать. Стал высматривать встречные машины или туристов вдоль реки, чтобы попросить заправиться у них. До КП ещё пилить и пилить. Проезжая по мостику, увидел горную речушку, плюнул на всю санитарию, напился и набрал воды. Подъезд к Кош-Агачу сменил зелень на какие-то марсианские коричневато-бурые оттенки. На вершинах гор начали собираться облака и тучи. Да, нынешним монголам в плане пейзажей не позавидуешь. Убогая спортивная школа, в которой размещалось КП5, не могла вызвать ничего кроме грусти и жалости к алтайским детям. Но и тут волонтеры наготовили какое-то сумасшедшее количество блюд. Физическое и эмоциональное состояние желало лучшего, поэтому поел со словом «НАДО!». Народ подъезжал и уезжал, а я потопал в магазин, что-то «колхозить» с бутылками и напитками на обратный путь.
Надежды весело съехать с Кош-Агача не оправдались, как на зло ветер поменялся на 180 градусов, опять стал встречным и ещё хорошо, что был не сильным. Оптические эффекты постоянно сбивали с толку и обманывали со спусками-подъемами. Вроде едешь на спуск, и не понимаешь, почему скорость 20-25 км/час и крутится так тяжело, т.к. на самом деле ты на наборе.
С потугами доехал до своих бутылок, на КП4/6 (вот она относительность движения – не двигаясь, бутылки переместились с 4 на 6 КП). Темнота подступала, но предстоящий отрезок – это в основном спуски, чтобы переночевать там же – надо двигать. Наталья Наумова из Калининграда попросила её подождать. Предупредил, что спуски – это не моё… и полетели. Километров через 20 прикинул среднюю, она зашкаливала за сорок. Потом асфальт испортился, жесткая тряска на спусках усугублялась темнотой. Напряжение нарастало, до Белого Бома (55 км от КП) долетели за 1,5 часа, предложил остановиться в кафешке, которую на наших глазах две алтайки стали закрывать. Кое-как уговорил налить кофе и продать по пирогу, купил ещё какой-то национальной хрени (думал, что-то сладкое, типа бизе, оказалось что-то вротневломишь пахнущее рыбой, традиционное алтайское негостеприимство усугубилось гастрономической составляющей).
Дальше покатили по инерции, скорость просела и вторую половину пути пилили дольше трех часов. Чтобы не заснуть, по просьбе попутчицы, молол всякую ерунду из своей скудной велосипедной биографии.
На ночное КП подъехали глубокой ночью. Распотрошил бэгдроп, палатки мне хватило в первую ночь, и мне любезно нашли место в домике, с такими же, как я, храпунами.
Поспал примерно те же полтора часа с небольшим. Проснулся, услышал, как по крыше барабанит дождичек и в невеселом настроению пошел проходить обязательную программу умывания и поедания. Долго одевал и снимал с себя дождевую одежду, долго смотрел куда и как смещаются тучи, выкладывал и закладывал содержимое бэгдропа, долго настраивался. Весь этот утренний моцион занял ни много нимало аж 3 часа. Встав в 5, выдвинулся с КП только в 8.
Позади лежали 750 км пути, а впереди ждали Чике-Таман и Семинский перевалы и чуть ли ни 111 км подъема (за исключением спуска с первого). Пилилось, как положено, не очень, но к Чике-Таману разошелся, с удовольствием вкрутил все эти 8-10% и начал спуск. Спускаясь, стал неизбежно остывать, под конец спуска окончательно замерз и, как Настенька в сказке Морозко, принялся отъезжать в страну снов. Только я не девица, скорость за 60 км/час и мне было ни разу не тепло, а жертвоприношением Морфею стали купленные в Онгудае кофе с блинчиками. Вкатил в Семинский, догнав двух ребят с Волгограда (это им повезло уже подниматься с этого склона). Энергично спустился к Катуни, проехал Наталью, но буквально за несколько километров до КП попал под сильнейший ливень, пришлось пережидать и надевать дождевик.
Попытался выспросить про дальнейший отрезок пути, пообещали плохую дорогу и невысокий, но затяжной Бирюксинский перевал.
Оставалось всего ничего, каких-то 237 км! Поселок Бирюзовая Катунь – шикарная курортная зона, вечером переливалась всеми огнями, красками и мелодиями. Очень захотелось приехать в неё после бревета и также весело с песнями и плясками обнулиться.
Вот тут и случилось самое неприятное - трек в навигаторе закончился!...
Пришлось ориентироваться на Наталью, которая по плохой дороге еле катила, совсем без огонька (в переносном смысле). Потом подъехала ещё пара участников. Набор высоты шёл как-то вяло, на дороге тут и там белели тушки мертвых лягушек, этот участок, был мною так и назван: «Дорога мертвых… лягушек». Но это была дорога. А дальше она кончилась… в смысле ровный, пусть и битый с ямами асфальт. Темнота. Дождь усиливается.
И тут началось! Крутой подъем, спуск по темноте, ложная седловина, опять крутые подъем-спуски, сплошные бугры, ямы, бугры, ухабы, и… проливной дождь. Дождевую одежду я скинул почти сразу после КП, одевать её под ливнем посчитал бессмысленным. К этому времени контактные линзы были сменены на очки и в них совсем не стало видно дороги. Очки пришлось снять, дужки зажал во рту, дорога была чуть видна. Подъехал попутчик: « - Ты не замерзнешь в коротком?». Не могу ответить - во рту очки. Произносит: «-Не слышит»… Хотел бы ответить, да нечем. Почувствовал, и правда стал замерзать. Счетчик движения, кажется, застыл, километры не убавляются. Дождь стоит стеной. Сжал зубы. Терплю. Догнали Денис Мясников, Илья Васильев и ещё несколько человек. Добираемся до Алтайского, скоро десятый КП. Улицы, дома. Глубокая ночь, из людей – одни велосипедисты. Понимаю, если отпущу, не смогу в темноте и под дождем найти КП без трека в навигаторе. Кричу об этом Денису.
Нормальный асфальт, все припустили, как нахлыстанные. Руки замерзли, пальцы не работают, переключаю скорости и подтормаживаю скрюченными окаменевшими рычагами-кистями. Стадион. КП. Достать карточку не могу. Беру тарелку супа, грею руки заливаю в себя, беру кружку чая, грею руки, заливаю в себя. Начал оттаивать...
Вот она цена оставленных на КП4 бутылок. Так бы проехал вместе с Олегом посветлу-посуху эти несчастные 64 км и Чуйский тракт был бы не Чуйским трактом… Ну а теперь норм - настоящий треш, ладно, нет… испытание.
На КП волонтёрит семья. Муж с женой, сын, чуть младше моего. Всё спокойно, все друг друга слышат, никакой суеты, окриков, указаний. Молодцы! Я бы задергал всех. Надо брать пример.
Решил будильник не ставить. Проснусь, как проснусь. Времени вагон. График приемлемый. Нет смысла загоняться. Нужен дома целым и невредимым. Встал, смотрю и Денис с Ильей зашевелились, подискутировали. Вышел на улицу: тепло, светло, сухо. Ничего не напоминает о ночном кошмаре. Потихоньку подъезжают ребята, ночевавшие на Катуни («Знал бы прикуп – жил бы в Сочи»). Дальше покатили втроем. Отдохнул. Самочувствие – отличное. Алтайские поля – белые, желтые, зеленые. Воздух наполнен цветами и медом. На одном дыхании заехал на перевал к Белокурихе 2. Попозировал по пути фотографу.
Скоро финиш. Денис встал впереди, тащит, как локомотив. Вот они, его Гранд Фондо и трековая подготовка! Проезжаем человек 7 участников. Проскакиваем Бийск. Включаю обратный отсчет! Высматриваю поворот к финишу. Мозги тупят не хуже навигатора. 1203 км. 1206 км.
Приотстаю. Говорю Илье: «У меня трека нет, но бревет я, похоже, проехал». Едем дальше. Илья покопался в телефоне и..... дальше непереводимый итальянский фольклор, дескать, его задница не рассчитывала на лишние 15 км! Короткая перепалка Ильи с Денисом. Какие 15 км, проскочили поворот и маханули все 21 км! Денис извиняется. Да ладно, даже забавно. Будет, что вспомнить. По идее шли на время в районе 78 часов, получилось 79.14. Как по мне, достойный, результат. Опять же, меньше 80 часов.
Ура! Победа!
Фото в галерее.
Lensky
23.07.2021
Еще бы не интересно. Прочла на одном дыхании. Горжусь всеми вами!
DIKret
23.07.2021
Спасибо! Стараемся!)
Дима! нет слов! *good*
DIKret писал(а)
Фото в галерее.
А ссылка на фото в галерее где? Вот: https://www.nn.ru/~gallery773635?MFID=1520968
dwm
23.07.2021
Днём распечатал, чтоб без спешки насладиться вечерним чтением.

ЗдОрово, очень образно и красочно. Не зря столько ждали.

p.s.
не уверен, правда, что начальник транспортного цеха и здесь сможет узреть разницу между бреветом на уровне моря и горным бреветом (1-2 км), ведь набор же высоты сравнимый!
vlabinik
23.07.2021
Моё уважение и мне за честь, что мы знакомы.
Пока прочитал только дайджест, мне со смартфона долго читать сложно, дома когда буду прочитаю, но все равно ведь хорошо понимаю, что и как это, в тех условиях взять эту дистанцию
Свои то шестьсот на последних взял, а тут ещё столько же да через перевалы.
Мое уважение.
Siorc
29.07.2021
Это было круто, спасибо за отчёт! В двойне круто пересечение с участниками Шелкового пути, я бы не удержался от фото на фоне боевого МАЗа!
DIKret
30.07.2021
Спасибо, надо у ребят спросить, на чём гонцы были, я автомобиля чёт не узрел
Новая тема
Вы не можете создавать новые темы.
Т.к. вы неавторизованы на сайте. Пожалуйста назовите себя или зарегистрируйтесь.
Список тем
Последние темы форумов