8 апреля среда
СЕЙЧАС +2°С
Кульминацией проводов зимы становится сжигание чучела на костре

Кульминацией проводов зимы становится сжигание чучела на костре

В этом году Масленая неделя начинается 24 февраля и заканчивается 1 марта. Это очень светлый праздник, во время которого мы привыкли есть блины, ходить друг к другу в гости и сжигать чучело как символ уходящей зимы. Как языческий праздник пережил крещение Руси и режим Страны Советов? В кого предки рядились во время гуляний и чем еще угощали друг друга кроме блинов? Об этом NN.RU рассказала сотрудник научно-просветительского отдела Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелоковский хутор» Елена Шабалина.

— Какие обряды и традиции приняты на Масленицу?

— Масленицу, самый любимый народный праздник в России, праздновали за неделю до Великого поста, на Мясопустной, или Сырной, неделе. К XIX веку сроки проведения Масленицы сократились до 4 дней: от четверга — разгула, разгуляя — до Прощеного («Прощального») воскресенья. Зимний мясоед — самое спокойное размеренное сытое праздное время, без строгих постов в жизни крестьянина — завершался широкой Масленицей.

На Масленицу было принято ходить в гости — посещать родных, то есть поддерживать семейно-родственное общение, особенно гуляли там, где молодые были — то есть молодожёны. Перед Масленицей проходили самые веселые зимние свадьбы — на «бешеной», «пёстрой» Масленой неделе жениться было нельзя, иначе жизнь будет бешеной. Недавно поженившихся молодых катали на тройках, останавливали и заставляли целоваться, их ловили и «солили» — валяли и зарывали в снег, репродуктивная сила молодожёнов должна была способствовать плодородию земли. Молодые на Масленицу ездили к тёще «масловать», а она их угощала блинами. Это обряд «отвязьи» то есть молодые отвязывались, такая своеобразная инициация в женатое сообщество.

Молодёжь устраивала различные шумные шествия с ряжеными — как и на Святки рядились — в Купца, в Барина, Старушку, Царя. Катались с высоких гор, на каруселях, качелях, кознах, которые готовили и устанавливали заранее, играли, пели весёлые песни, частушки и заклички.

Изготавливали антропоморфное чучело (женское, и даже мужское) — наряжали, катали по деревне, в разных местностях наряжали в Масленку девушек. Или готовили масленичные костры — теплинки, по высоте которых определяли урожайность в будущем году. Устраивали кулачные бои.

Кулачные бои устраивают на Масленицу и по сей день

Кулачные бои устраивают на Масленицу и по сей день

Одно из ритуальных действий Масленицы — угощение блинами. По словам нижегородского этнографа Татьяны Гусаровой «их употребление в неумеренных количествах подчеркивало важность переживаемого момента, являясь в какой-то мере остаточным явлением древней жертвенной культуры, связывавшей мир живущих с миром предков». Толстые масляные блины из разной муки были ритуальным поминанием, прощанием с зимой. Главным угощением на обрядовом столе кроме блинов были сыр, творог, масло, сметана, блюда из них, пироги и ватрушки с творогом или рыбной начинкой (ватрушкой называли открытый пирог).

В Прощёное воскресенье люди ходили на кладбище прощаться с умершими. После ритуального сжигания чучела просили прощения друг у друга: «Прости меня, Христа ради». Очищались в бане. Ведь понедельник после Масленицы назывался Чистым, начинался Великий пост. В этот день избавлялись от всего, что связано с Масленицей.

— Отличаются ли они от региона к региону? Есть ли какие-то традиции, связанные именно с Нижегородской областью?

— Структура масленичных гуляний по всей России практически идентична. В разных регионах могли особо обыгрывать какие-либо местные более любимые обрядовые действия, имеющие свои названия. Всё, что перечислено выше, касается именно Нижегородской области.

В Нижнем Новгороде в Кунавино известна «Козья Масленица», это следующее воскресенье после масленицы, названное так в честь козы, спасший слободу от пожара. Несмотря на начало Великого поста, горожане продолжали весёлые шумные ярмарки и народные гулянья, хотя Церковь это и не приветствовала.

Особо хочется упомянуть обряд, зафиксированный подробно этнофольклористом Еленой Тихомировой «Похороны мужика» в селе Выползово Шатковского района Нижегородской области.

В Прощённое воскресенье молодые неженатые парни (что важно) изготавливали соломенное чучело мужика, отличием его были «мужские атрибуты» из очищенной моркови и двух картофелин по бокам. Чучело проносили по всей деревне и его встречали дети, молодёжь, взрослые и старики. Из некоторых домов хозяева выносили стол с угощением, главное из которых не блины, а котлеты, возможно, более ранний вариант — пироги. Первую рюмочку — «мужику», он «пляшет», заглядывает в окна, дерётся, парни, которые его сопровождают, предлагают надкусанную морковь женщинам, всё это связано с продуцирующей магией. В процессе сожжения «мужика» гадают — смотрят, далеко ли отвалились картофелины — к урожаю.

— Что в этом празднике от христианства, а что — от язычества?

— Масленица пережила и принятие христианства, и советский период, когда сильно урезанный праздник назывался «Проводы зимы». По мнению этнографов, в Нижегородской области сохранность обрядовых действ Масленицы неполная.

Согласна с тем, что в этом празднике от язычества — всё. Глубоко верующее в своей массе крестьянство чтило посты и христианские праздники, но жили они на земле.

Человек, живущий в традиции, земледелец-землепашец, чья жизнь полностью зависела от природных явлений (в отличие от горожанина), сохранил наиболее глубокие архаичные обрядовые действия, связанные с будущим благополучием, с будущим урожаем, с жизнью и смертью. Всё просто и без пафоса.

Текст: Светлана Шуга
Фото: Елена Шабалина, Светлана Шуга

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!