Покупатели ждут открытия магазина «Бристоль» уже с утра
Покупатели ждут открытия магазина «Бристоль» уже с утра


Марина К. работает в магазине «Бристоль» уже четвертый год. Ирония судьбы: училась на психиатра-нарколога, но на втором курсе бросила и ушла в торговлю. Теперь продает водку обладателям разных носов — и красных, и белых. Новость о слиянии сетей, признается продавец, встретила с оптимизмом, ведь у бывших конкурентов зарплата больше.


— У нас многие уходили именно из-за зарплаты, в «Красном&Белом» она выше, — рассказывает Марина. — В Нижегородской области вообще очень низкие оклады — в любой сфере. Так что есть надежда, что будет только лучше. Есть слухи, что ожидаются сокращения, но это вряд ли. Мы же план в прошлом году перевыполнили на 11%. Кто же будет закрывать магазины, когда в них покупатели уже с утра толпятся?


В компании «Бристоль» до сих пор хранят мхатовскую паузу и стараются не говорить на диктофон об объединении. Детально ознакомившись с запросом NN.RU и пообещав редакции перезвонить, если руководство будет готово пообщаться на эту тему, представитель пресс-службы на связь больше не вышел. Несловоохотливы были и в «КБ», PR-служба которой сослалась на вчерашнее официальное заявление.


Каждый из большой тройки сохранит своё лицо
Каждый из большой тройки сохранит своё лицо


— Сейчас сложно прогнозировать, что будет дальше, поэтому добавить нечего. Понимаете, объединение — это большой и длительный процесс, поэтому давайте не будем забегать вперед, — попросили в пресс-службе компании «Красное&Белое».


Между тем неофициальные источники в «Бристоли» называют слияние знаковым и говорят и синергии трёх сетевиков. При этом там подчеркнули, что каждый из большой тройки сохранит своё лицо. По крайне мере, на первое время.


— В сентябре мы будем отмечать семилетие нашей компании. Думаю, это счастливое число не может стать последним днём рождения нашего бренда, — сообщил инсайдер, близкий к руководству «Бристоля». — Мы показывали рост на 114%, нам доверяют, поэтому к чему играться в смену вывесок?


Источник также добавил, что процесс объединения был запущен давно, поэтому «непонятна реакция СМИ на этот тройственный союз». По информации собеседника NN.RU, процесс был запущен ещё несколько лет назад, когда руководители «Бристоли» и «Дикси» приезжали в Челябинск для консультаций с основателем «Красного&Белого» Сергеем Студенниковым. Тогда наблюдатели назвали переговоры «игрой в бутылочку» и несерьезно отнеслись к совместным перспективам.


Доля объединенного игрока составит оценочно 4–4,5% от всей емкости рынка
Доля объединенного игрока составит оценочно 4–4,5% от всей емкости рынка


— На мой взгляд, основной причиной объединения стала сложная рыночная и экономическая конъюнктура. Как правило, именно этот фактор становится триггером консолидации любого рынка, — отмечает в интервью NN.RU аналитик отдела анализа рынков Управления инвестиционного консультирования АО «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. — В частности, реальные располагаемые доходы населения снижаются с 2014 года и в общей сложности упали примерно на 10%. Одновременно сети всё активнее конкурируют друг с другом (доля семи крупнейших сетей FMCG составляет уже почти 27%), а государство продолжает давить на отрасль (закон Яровой для продритейла).


По оценке эксперта, доля объединенного игрока составит оценочно 4–4,5% от всей емкости рынка. Для сравнения, по состоянию на второй квартал 2018 доля Х5 составляла — 10,5%, «Магнита» — 8,3%, «Ленты» — 2,8%. Теоретически, предполагает Тимур Нигматуллин, новая алкогольно-продовольственная триада сможет экономить на эффекте масштаба (к примеру, на маркетинге, логистике и т. п.), а также усилит переговорную позицию с поставщиками и получит доступ к займам по более низким ставкам.


— С другой стороны, исторически «Дикси» был самым слабым из крупных FMCG ритейлеров, и сложно сказать, сможет он реализовать преимущества в полной мере, — резюмировал эксперт.


На вопрос NN.RU, какую роль в этом слиянии сыграли предновогодние обыски в «Красном&Белом», Тимур Нигматуллин ответил, что «это несущественный фактор, но он мог ускорить принятие решения».


Нижегородцы, опрошенные NN.RU, к новости об объединении сетевиков в целом отнеслись со скепсисом, предположив, что это в конечном счете спровоцирует рост цен. Главный аргумент — резкое снижение конкуренции и попытка монополизировать нишу, в которой работают магазины формата «у дома». Гуманитарный технолог Константин Барановский считает, что такой сценарий маловероятен. Впрочем, не стоит ждать и ценопада.


— Снижения цен точно не будет, поскольку хорошо покупают и сейчас. Повышения, скорее всего, тоже не нужно ждать, ведь эти компании только продают, а не производят. Есть вариант, что появится общая скидочная карта — это логичное предположение. Качество продукции останется на том же уровне. Да и вообще, покупателю не важно, как называется магазин, кто там директор и так далее — с этой точки зрения для нижегородцев ничего не изменится, — отметил Константин Барановский. — Думаю, что это укрупнение будет сопровождаться сокращением управляющего аппарата: раньше было три коллектива менеджеров — останется один. Это не коснётся кассиров, грузчиков и менеджеров зала, поскольку, скорее всего, количество магазинов будет только расти.


Между тем федеральная антимонопольная служба не получала ходатайства об объединении торговых сетей, о чем NN.RU сообщили в пресс-службе ФАС. Источник в «Дикси» эту информацию назвал корректной и пообещал, что «в ближайшее время совместное заявление получит документальное подтверждение».