Страна и мир Мир глазами нижегородцев путеводитель «Надежда только на себя и на свою команду». Экспедиция «Полная Чухлома» глазами нижегородца

«Надежда только на себя и на свою команду». Экспедиция «Полная Чухлома» глазами нижегородца

Отправляемся в места, куда сложно добраться даже на подготовленных джипах

«Полная Чухлома» — это краеведческая экспедиция по лесам по полям и болотам Костромской области недалеко от города Чухлома

Наверняка вы видели в Нижнем Новгороде внедорожники, на заднем стекле которых гордо рдеют два слова: «Полная Чухлома». И если вы до сих пор поленились спросить у гугла, что это такое, то этот материал — для вас. Вместе с нижегородским путешественником Павлом Деньжонковым отправляемся в ежегодную экспедицию по самому лютому бездорожью соседнего региона.

Что такое «Полная Чухлома»?


Заброшенные деревянные и каменные храмы XVIII–XIX века, деревни и села, оставленные жителями десятилетия назад, разрушенные мосты, линии УЖД, брошенная тяжелая техника времен СССР — всё это и не только, можно встретить в рамках ежегодной краеведческой экспедиции, объединяющей любителей внедорожного туризма.

Полная Чухлома — трехдневный рейд с ограничением в 300 экипажей. География участников обширна: Украина, Ессентуки, Йошкар-Ола, Санкт-Петербург, Москва, Нижний Новгород и так далее.

Каждый экипаж получает утром файл с точками на день, карты с отметками и треками разной степени сложности, описание объектов, и сухпай в виде продуктов местного производства. Команда сама определяет то, что интересно посмотреть и как туда добраться, берет свой номерок со стенда и отправляется навстречу приключениям. Если каких-то номерков на стенде к ночи нет, команду будут искать.

Большинство точек находятся там, где нет дорог общего пользования. Тут все зависит от степени подготовки внедорожника. Поговорка «Чем круче джип, тем дальше идти за трактором» тут не работает. Вся надежда только на свои силы и команду. Трактора там не ездят. Лес заготавливает тяжелая техника, которая любые лесные дороги способна превратить в глубокие колеи. Часто приходится что-то чинить прям в колее или по среди болота. В этот раз поломок, обездвиживающих автомобиль, почти не было.

Ну а теперь кратко по дням.

Первый день. Путь в лагерь экспедиции

От Нижнего Новгорода до точки сбора около 400 км. 1 ноября было снежным, а на севере области оно было очень снежным. Настолько, что дорога представляла из себя каток. Особенно учитывая, что мы естественно на шинах с экстремальным грязевым протектором.

Очень скользко, едем по трассе не больше 60 км/час на протяжении всего пути. По дороге, заезжаем в пару мест, которые остались в навигаторе с прошлых экспедиций.

Рядом с селом Николо-Торжок недействующий храм 1808 года. Внутрь можно зайти. Сохранился огромный деревянный иконостас, но, к сожалению, иконы похищены.

Солтаново в 1428 году было остановочным пунктом обозов, были постоялые дворы и лавки. В центре села не действующий храм 1790 года постройки.

Еще через несколько часов мы попадаем на огромное поле в лесу, тут 2 дня будет лагерь. Регистрируемся, проходим техкомиссию, получаем наклейки с номерами, фирменную символику — шапки, кружки и дорожную книгу с описанием всех точек. Занимаем место на окраине леса. Костер, ужин и ложимся пораньше спать.

Второй день. Утро первого ходового дня

Завтрак. Сбор лагеря. В 08:00 я уже дежурю у палатки организаторов, получаю сухпай, карты на день, пароль от архива с точками, который выслан участникам заранее.

Выезжаем на маршрут первыми. Лесные лужи покрыты семисантиметровым льдом, который ломается под весом машин. Точек в первый день было очень много. Вот самые интересные:

Деревня Кужбал. В центре два недействующих храма. Деревянный 1762 года постройки и каменный 1822 года. Оба находятся в ветхом состоянии.

По пути к следующим точкам маршрута замечаем в лесу не отмеченную на наших картах большую деревню. Судя по состоянию дорог, заброшена она давно. На окнах красивые наличники, на глаза попадаются различные вещи быта тех лет.

Несколько раз пропиливая завалы, ломая лед приезжали к разрушенным мостам через лесные реки. Уровень воды в этом году на 1–1,5 метра (!) выше обычного. Очень много воды в лесу. В брод проехать невозможно. Принимаем решение ехать на одну из самых интересных точек экспедиции.

Ефремий-Ширь. Редкий теперь в Костромской области пример погоста, сохранившего древнюю деревянную и более позднюю каменную церкви. Добраться туда можно только на хорошо подготовленном внедорожнике. Особый интерес, конечно, представляет деревянная церковь, построенная в первой половине XVIII века.

Потом мы решили поехать в лагерь коротким маршрутом по треку 2016 года и это было ошибкой. За вечер температура опустилась с -1 °С до -12 °С. Вся глина на машинах превратилась в сплошной монолит. Двери не открывались. Пришлось отогревать горелкой. Подвеска напоминала большой камень.

Мы долго ехали, пропиливали завалы, лишились лебедки на одной из машин команды, и к ночи приехали к броду, который сейчас даже на грузовой технике не подъезжают. Пришлось возвращаться. В лагерь попали глубокой ночью преодолев за день 260 км. Несколько часов сна и снова выдвигаемся на маршрут.

Третий день «Полной Чухломы», или Второй ходовой день экспедиции

Храм в селе Патрусово. Год постройки 1845. Кровля обвалилась, стены, центральный вход с колоннами еще не утрачен.

Интересной оказалась точка маршрута, напоминающая музей тракторов и техники УЖД. Недалеко от станции Немжа. Куда мы заехали пополнить запасы топлива. Вагоны, тепловозы, дрезина УЖД, а рядом парк забытых ретро тракторов. Со слов сторожа много лет эта техника стоит под открытым небом просто так.

Урочище Арсеньева Слобода. Кирпичная церковь с такой же, но отдельно стоящей колокольней, построена в 1809 году прихожанами. В советское время использовалась как склад цемента.

Одна из самых труднодоступных, особенно сейчас, точек. Урочище Антушево. В 1982 году население составляло 10 человек. Дальше сведений нет. Добрались уже потемну. Домов тут не осталось, как и дорог. Большая поляна, в лесу в свете фонарей вырисовывается что-то огромное… Монументальный кирпичный храм в стиле позднего классицизма. Колокольня около 50 метров высотой. Купол церкви обвалился несколько лет назад. Всюду огромных размеров деревья. Перед входом на территорию большая кирпичная арка с коваными воротами. Жаль, что темно, и идет сильный снег. Фотографий получилось немного.

Выбираемся в сторону лагеря.

Четвертый день экспедиции. Последний ходовой день Было много интересных точек. Вот самые эффектные:

Часовня Ильи Пророка, вторая половина XIX века
Церковь Николая Чудотворца, 1809 год
Колокольня высотой 75 метров
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Лежнево
Чугунный памятник Ромистру. Установлен 155 лет назад

На пятом дне утром провели мелкий ремонт и поехали в сторону Нижнего Новгорода.

Вода очень сильно прибыла. В лагере, где вчера был снег, сейчас только в сапогах.

Всего было пройдено 1250 км. Эмоции непередаваемые: несколько дней в лесу, где нет связи, почти нет людей, где время остановилось десятилетия назад.

Впечатляюсь который год этими поездками и готовлю подобный рейд к 800-летию Нижнего Новгорода.

Текст: Павел Деньжонков
Фото: Павел Деньжонков, Дмитрий Золин, Руслан Ляпин, Андрей Рычагов

Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления