Автомобиль — это сложнейшая система механизмов, которая требует тщательного ухода. Бывает, что приезжаешь в автосервис по поводу тормозных колодок, а выясняешь, что ремонта требует топливная система. И механик обвиняет во всем качество бензина. Менее педантичные владельцы спускают это на тормозах, а более внимательные — поедут разбираться на автозаправку.
Действительно ли плохое топливо может повлиять на состояние авто? Почему в бензобаке образуется вода? Как нужно выбирать АЗС? И вообще, почему в России бензин дороже, чем в других странах?
На эти и кучу других вопросов ответили три эксперта на онлайн-конференции «Топливный класс»:
кандидат технических наук, доцент РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Леонид Багдасаров;
кандидат технических наук, доцент Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета Виталий Лисин;
руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив «Газпром нефти» Виктор Чуяков.
В прямом эфире на портале аналитического агентства «Автостат» они ответили вопросы топливной безопасности и контроля качества моторного топлива. Пройдемся по самым важным вопросам.
В России делают качественное топливо?
Да. За последние 10 лет российская нефтепереработка сделала колоссальный рывок, по словам Леонида Багдасарова:
— В нашей стране появились сотни новых технологических установок, которые позволили фактически прекратить выпуск некачественных нефтепродуктов и полностью обеспечить потребности нашей страны в высококачественном топливе. Причем его качество ни в чем не уступает зарубежным аналогам, — подчеркнул представитель РГУ нефти и газа им. Губкина.
Главные параметры хорошего топлива: надежность, экологичность и экономичность. Сейчас по закону любое автомобильное топливо в стране должно быть не ниже Евро-5.
Тогда почему из-за топлива проблемы с машиной?
Эксперты назвали несколько причин. Во-первых, плохое топливо бывает на малоизвестных частных АЗС. Нередка ситуация, когда недобросовестные продавцы закупают у крупной компании небольшую партию высококачественного топлива, разводят его неклассовыми нефтепродуктами и продают такую «разбадяженную» жижу, прикрываясь паспортом качества крупного НПЗ. Конечно, такое топливо может вывести из строя топливный насос, испортить форсунки двигателя, забить топливный фильтр и многое другое.
Во-вторых, нефтепродукты проходят очень длинный путь: сначала нефтеперерабатывающий завод, потом их доставляют железнодорожным транспортом на нефтебазу, а затем бензовозами на АЗС. На ключевых этапах перевалки — на НПЗ, нефтебазе и АЗС — топливо должно проходить лабораторную проверку и контролироваться. Там, где этого не происходит, возможно и ухудшение качества, и количественные потери.
Кроме того, каждая заправка представляет собой сложную систему: подземные резервуары, трубопроводы, насосы и узлы учета. И тут, конечно, есть риски — могут случаться технические сбои. Виктор Чуяков, руководитель программы «Нефтеконтроль» в «Газпром нефти», поясняет, что на сети с более чем тысячей станций полностью исключить вероятность единичных отклонений в работе оборудования ввиду естественных или техногенных причин невозможно. Однако в крупных сетях система контроля построена таким образом, чтобы в режиме реального времени выявлять потенциальные риски ухудшения и не допускать попадание некондиционного продукта в бак потребителя. Для этого резервуары на АЗС оснащаются параметрическими датчиками состояния топлива, а каждая станция ежемесячно в обязательном порядке проверяется с использованием мобильных лабораторий.
Такой подход дает свои плоды, и оказывается, что в большинстве случае недовольства потребителя — топливо на самом деле не при чем. По статистике университета СибАДИ, только в 20% случаев к проблемам в машине приводят неполадки топливной системы, и только в 2% — это следствие заправки некондиционным нефтепродуктом. Самой частой причиной — в 28% случаев — оказываются сбои в системе зажигания.
Как контролируют качество топлива?
Контроль качества топлива должен осуществляться на всех этапах: в процессе производства, транспортировки, хранения и реализации. В крупных компания это, безусловно, соблюдается. Но сложно быть уверенным, что по пути в деревню в Нижегородской области вы не встретите маленькую безымянную заправку с суррогатным топливом.
В России из-за удаленности производственных мощностей и сложной цепи транспортировки крупные игроки рынка непрерывно совершенствуют систему контроля качества топлива. По словам Виктора Чуякова, только компании уровня «Газпром нефти» могут себе позволить осуществлять дополнительный высокотехнологичный контроль сохранности топлива. К примеру, цифровой мониторинг доставки нефтепродуктов бензовозами и непрерывное видеонаблюдение за ними в пути.
— Методы контроля включают в себя обязательную проверку качества в критических точках перевалки — на заводе, нефтебазе и заправочной станции, — подчеркнул Виктор Чуяков. — На АЗС в России и странах СНГ такой контроль осуществляют 28 стационарных и 14 мобильных лабораторий.
Почему в баке вода?
Узлы топливной системы могут давать сбой из-за попадания воды в бензобак. Эта проблема и ее симптомы знакомы многим автолюбителям: потеря мощности и падение оборотов, троение двигателя, повышенная дымность и увеличенный расход. Вопреки расхожему мнению чаще всего вода попадает в топливную систему вовсе не вместе с топливом при заправке по вине АЗС. По статистике университета СибАДИ, основная причина — образование на стенках бака капель воды из атмосферного воздуха в процессе конденсации при перепадах температур. Чаще это случается весной и осенью.
Так, например, при относительной влажности воздуха 70% и температуре +20°С в одном кубометре воздуха содержится 12,3 граммов воды. Если из бака было израсходовано 50 литров топлива, в него с воздухом попадет 0,6 граммов воды в виде паров. Когда бак остынет, вода сконденсируется на стенках и стечет на дно. За три израсходованных бака топлива это составит около 2 см3 воды, наличие которой негативно повлияет на работоспособность топливной системы.
Чтобы это предотвратить, нужно избегать езды на пустом баке или, как говорят, «на парах». Следует стараться держать топливный бак заполненным и всегда заправляться «под горлышко». А при длительных простоях транспортного средства — это просто необходимо. Также при смене сезонов весной и осенью или просто время от времени имеет смысл пользоваться так называемыми профессиональными осушителями топлива — они помогут убрать неминуемо накапливающуюся влагу. И не забывайте регулярно проходить ТО.
Почему на автозаправках не доливают?
Бывает, что на АЗС в бак автомобиля по счетчику входит больше литров, чем его объем по техпаспорту. Самая первая мысль, которая приходит в голову владельцев машин, — их обманывают. Такое не исключено, но прежде чем разбираться с администратором, стоит знать следующее.
Топливный бак — это не средство измерения, в техпаспорте всегда указывается его примерная вместимость без учета магистралей топливной системы, заливной горловины и патрубков. Но самое главное — каждый автопроизводитель закладывает определенный резервный объем бака. В зависимости от страны-производителя он может составлять 10–20% от номинального и служит для компенсации объема при расширении топлива. Виталий Лисин рассказал об эксперименте, проведенном университетом СибАДИ в декабре прошлого года, когда бензобак «Газели» на 64 литра вместил в себя 67,5 литров. При этом у него отсутствовали какие-либо дополнительные магистрали и патрубки. Поэтому увеличенная вместимость в несколько литров — это техническая норма.
Как сократить расходы на заправку?
Специалист в автомобильных системах Виталий Лисин считает, что есть 3 верных способа:
1. Использовать все бонусные программы, которые предлагают крупные компании. Также можно обратить внимание на банковские продукты с кешбэком и другие предложения.
2. Придерживаться плавного стиля вождения, без резкого изменения скорости и активного маневрирования. Также не следует использовать кондиционер с открытыми окнами, а зимой стоит отказаться от предварительного прогрева машины перед началом движения.
3. При каждой заправке наполнять бак максимально. Чем реже вы открываете крышку — тем меньше топливо будет испаряться.
— Не стоит экономить на качестве топлива. Выбирая между 95-м и 95-м брендированным, лучше выбрать второй. Да, вы переплатите, но обоснованно, потому что там используется активный комплекс присадок, что точно защитит топливную систему при регулярном использовании, — отметил специалист в химмотологии Леонид Багдасаров.
По его словам, в России топливо высокого качества благодаря сильному контролю этой отрасли. Чтобы не возникало проблем с двигателем и лишних трат на его ремонт, нужно соблюдать «топливную гигиену» автомобиля: заправляться на проверенных крупных сетевых АЗС, которые следят за качеством нефтепродуктов на всех этапах.