Бизнес Миллиарды на спирту. Кому принадлежат нижегородские алкомаркеты и как они завоевали страну

Миллиарды на спирту. Кому принадлежат нижегородские алкомаркеты и как они завоевали страну

Одной из крупнейших сетей «Бристоль» владеет компания из Нижнего

Компания, владеющая «Бристолем», одна из крупнейших в регионе

Число алкомаркетов в Нижнем растет год от года. Одной из крупнейших сетей алкомаркетов «Бристоль» владеет нижегородская компания. Предприятие входит в топ-3 самых успешных в регионе и имеет статус системообразующего. Сети из Нижнего уступает «Красное и Белое» («К&Б»), ее бывший конкурент. Теперь брендами владеют одни и те же люди. NN.RU выяснил, кто и как зарабатывает на тяге нижегородцев к спиртному.

Как алкомаркеты завоевали город

Алкомаркетам в Нижнем, как и в России, предшествовали ларьки с алкоголем и сигаретами. В 90-е и нулевые их устанавливали на остановках, около рынков, во дворах. За счет них выстраивали бизнес крупные оптовики. Например, табачно-алкогольная компания «Гармония» Михаила Жижина. Фирма относительно быстро выросла до огромного многопрофильного холдинга.

Под контролем Жижина в нулевые и начале десятых годов оказались около 200 компаний, а сам бизнесмен в 2005–2010 годах успел побывать депутатом гордумы. В 2021 году в офисы «Гармонии» и в дома партнеров Жижина нагрянут силовики. При обыске будут обнаружены десятки элитных иномарок, яхты и вертолеты. Следствие придет к выводу, что экс-депутат незаконно выводил миллиарды рублей из страны. Сам Жижин избежит уголовного преследования. Еще до возбуждения дела он переехал в Испанию.

С середины нулевых власти начинают закручивать гайки. Запрещаются реклама алкоголя, продажа его в ночное время, повышаются акцизы на спиртное. Вслед за этим начинается борьба с ларьками. В 2013 году под запрет попадает продажа пива в киосках, а на следующий — сигарет. Тогда же в Нижнем мэрия решает снести более 700 киосков. Именно в это время рынок начинают завоевывать алкомаркеты.

Еще недавно на остановках в ларьках и минимаркетах активно велась торговля

В 2006 году в Копейске бизнесмен Сергей Студенников открывает магазин «Красное и Белое». А через шесть лет в Нижнем Новгороде появляется первый алкомаркет «Бристоль». Впоследствии они окажутся главными игроками на российском алкогольном рынке.


Идея алкомаркета проста. Это магазин в пешей доступности для небогатого потребителя, но с широким ассортиментом продукции. И не только алкогольной. Цены на некоторые товары, например чай или кофе, в таких магазинах иногда оказываются ниже, чем в обычных ритейлах. Отчасти это объясняется маркетингом. При полном запрете рекламы буклеты с товарами, предлагаемыми по сниженным ценам, — способ продвижения бренда.

Магазины нередко открываются на первых этажах, на месте бывших квартир. Их площадь может не превышать 50 кв. метров, что позволяет экономить на аренде. При этом пространство стараются использовать по максимуму, забивая полки до потолка алкоголем и прочей продукцией: хлебом, сосисками, сырами, консервами.

Бизнес родом из Нижнего

История «Бристоля» начинается в 1992 году. Тогда выпускник нижегородского политеха Игорь Саляев вместе с Василием Васиным и Александром Пыжиковым основали одноименную фирму по продаже сигарет. Бизнесмены работали по контракту с московской фабрикой «Дукат». К концу 90-х успешно занимались розничной продажей и смогли открыть более 120 точек.

В 2002 году компанию выкупили москвичи — компания «Мегаполис» бизнесменов Игоря Кесаева и Сергея Кациева. Сейчас она выросла до огромного холдинга. Бенефициарным владельцем материнской «ТК Мегаполис» остается Игорь Кесаев. А ее активы, согласно данным ЕГРЮЛ, записаны на нидерландскую фирму Megapolis Distribution BV. Прибыль холдинга на конец 2021 года составила 20,4 млрд рублей. Также Игорю Кесаеву принадлежит часть (49,8 %) военного завода им. Дегтярева.

В сентябре 2002 года в Нижнем москвичами было зарегистрировано ООО «Альбион-2002», которое станет материнским для будущей сети алкомаркетов. Должность гендиректора достанется Саляеву, сооснователю табачного «Бристоля».

Игорь Кесаев находится на 35-м месте в рейтинге Forbes самых богатых бизнесменов России

Первый алкогольный «Бристоль» появился на Автозаводе в сентябре 2012 года. Уже тогда бизнес-проект задумывался как федеральный. Через три года сеть имела более 1600 магазинов в 30 регионах страны. Частично расширение шло за счет приобретения более мелких ритейлов: в Ульяновске компания купила сетку «Градусы», в Екатеринбурге — «Семь пятниц», в Дзержинске поглотила «Растяпино».

Хотя сеть прирастала по 200–500 в год, бизнес до конца 2018 года себя не окупал. Тогда как челябинский конкурент «Красное и Белое» чувствовал себя более уверенно, обгоняя «Бристоль» и по числу магазинов, и по финансовым показателям. Конкуренция завершится слиянием этих фирм в 2019 году.

Алкомаркеты занимают цокольные этажи, площадки бывших квартир на первом этаже

С ноября 2022 года у «Альбиона-2002» официально два основных владельца — миллиардер Игорь Кесаев (37%) и основатель «Красного и Белого» Сергей Студенников (45%). До этого компания принадлежала кипрской фирме «Mercury Retail Holding Plc», появившейся после объединения активов «Бристоля», «Дикси» и «Красного и Белого». Ее акционерами, по данным Forbes, также были Кесаев, Кациев (51%) и Сергей Студенников (49%). Сейчас состояние Кесаева оценивают в 2,6 млрд долларов. Он занимает 36-е место в списке Forbes российских миллиардеров.

Сегодня сеть из Нижнего насчитывает более 5 тысяч магазинов «Бристоль» в 58 регионах страны. При этом 503 точки находятся в Нижегородской области. Здесь «Бристоль» заметно обгоняет «Красное и Белое». В Нижнем сегодня работают 198 магазинов «Бристоля», у «Красного и Белого» — 135. Прибыль компании «Альбион-2002», владеющей сетью «Бристоль», согласно налоговым отчетам, на 2021 год составляла — 7,4 млрд рублей.

Как «К&Б» перестало быть главным конкурентом

Российским лидером на рынке алкогольного ритейла остается «Красное и Белое». Ее основатель Сергей Студенников начинал торговать табаком, спиртным и бакалеей еще в конце 80-х. В 2006 году в Копейске (Челябинская область) он открыл первый алкомаркет.

— Получилось, что совпало время и место. Время — это был 2006 год, момент введения ЕГАИСа (информационная система для учета производства и распространения алкоголя. — Прим. ред.) и закрытие [импорта из] Грузии и Молдавии. Произошел тотальный дефицит алкоголя на полках, — рассказывал Студенников в интервью РБК.

Сергей Студенников долгое время был главным конкурентом Кесаева на алкогольном рынке

Магазин быстро стал окупать себя. Со слов бизнесмена, с первых дней выручка оказалась в пять раз выше ожидаемой. Успех Студенникова пытались объяснить по-разному — говорили о его связях с чиновниками и силовиками. Сам бизнесмен рассказывал, что добился окупаемости за счет низкой разницы между ценой и себестоимостью, снижения издержек за счет аренды помещений под торговлю.

До 2017 года, как писал Forbes, Студенникову поступали предложения о слиянии компании от «Мегаполиса», владельца «Бристоля». Последний заметно уступал по эффективности челябинскому конкуренту. За год до слияния в 2018 году в офисах «Красного и Белого» прошли обыски. Силовики заподозрили компанию в неуплате налогов и торговле контрафактом.

В том же году «Альбион-2002» жаловалась в нижегородское УФАС на представителей фирмы Студенникова. «Красное и Белое» обвинили в нарушении закона о конкуренции — якобы некоторые магазины сетки торговали спиртным на расстоянии менее 100 метров от школ и детсадов.

В Нижнем «Красное и Белое» по числу магазинов всё еще уступает «Бристолю»

После слияния в 2019 году с «Бристолем» и «Дикси» у Студенникова оказалось 49% активов объединенного бизнеса. Сейчас число магазинов «Красное и Белое» превышает 12 тысяч. В Нижегородской области работают 297 точек под юрлицом ООО «Лабиринт Волга». На конец 2001 года выручка этой фирмы составила 31,6 млрд рублей, прибыль — 835 млн рублей.

Сегодня владелец объединенной компании Сергей Студенников занимает 78-е место в списке Forbes. Его состояние оценивается в 1,8 млрд долларов. Осенью 2022 года бизнесмен с женой получили гражданство Черногории в обмен на инвестиции в экономику этой страны. Объем вложений при такой сделке, согласно законам балканского государства, должен составлять от 450 тысяч евро (примерно 34 миллиона рублей).

Почему «К&Б» оказался успешнее «Бристоля»

По формату алкомаркеты «Красное и Белое» практически не отличаются от «Бристоля». Тем не менее алкомаркеты Студенникова всё еще опережают своего бывшего конкурента.

По мнению аналитика «Финам» Анны Буйлаковой, на разную рентабельность сетей мог повлиять эффект масштаба. Бренд «Красное и Белое» появился на рынке раньше и до сих пор значительно опережает «Бристоль» по числу магазинов. При этом география присутствия у них незначительно различается: обе получают 80% выручки от трех федеральных округов. «Красное и Белое» зарабатывает в Центральном (31%), Приволжском (29%) и Уральском (20%) округе. Значительная выручка «Бристоля» приходится на Приволжский (38%) ФО, ЦФО (31%), Северо-Западный ФО (12%).

«Бристоль» всё еще уступает «К&Б» по выручке, зато опережает по ассортименту

Роль может играть и то, что ассортимент «Бристоля» несколько больше, чем у челябинской сети (1500 позиций против 1750 у «Бристоля»).

— Более узкий ассортимент при прочих равных означает большую оборачиваемость товара. Вкупе с большим количеством магазинов сеть «Красное и Белое», вероятно, может получать более привлекательные условия от поставщиков, — считает Анна Буйлакова.


На 2021 год выручка сети «Красное и Белое» в 3 раза превышала выручку «Бристоля», что также может сказываться на эффективности трат на логистику и управление.

«Ароматный мир»

Стоит сказать несколько слов и о других винных сетях, представленных в Нижнем. Среди них — «Ароматный мир». В городе всего четыре магазина под этим брендом. Им владеет московский ТД «Арома» бизнесмена Павла Задорина. Первый винный магазин фирмой был открыт в Москве в 1998 году. Изначально он работал в формате мелкооптовой торговли, но позднее перешел к розничным продажам.

Цены в «Ароматном мире» заметно выше, чем в простых алкомаркетах. На полках можно встретить бутылки вина до 15 тысяч рублей. Изначально компания Задорина занимались только импортом алкоголя и его продажей. В 2007 году она купила «A. de Fussigny» во французском городе Коньяк. С этого времени занимается производством собственного алкоголя.

Сейчас в сетку «Ароматный мир» входит более 770 магазинов. Из них около 440 находится в Москве и Московской области. Выручка компании «Арома» за 2021 год составила 8,7 млрд рублей, прибыль — 25,6 млн рублей.

«ВинЛаб»

В Нижнем три магазина этой сети. Ею владеет приморская BELUGA GROUP. Это крупнейшая компания России по производству ликеро-водочных напитков. Контролирует семь заводов, в том числе нижегородский «Спиртзавод Чугуновский» в Воротынском районе.

Магазины «ВинЛаб» пришли с Владивостока. Именно там появились первые торговые точки сети в 2010 году

Первый магазин «ВинЛаб» появился во Владивостоке в 2010 году. Сейчас работают более 1200 магазинов в 11 регионах России.

Основатель «ВинЛаб» — миллиардер Александр Мечетин (с 2018 года — гражданин Мальты). До конца прошлого года он занимал пост главы и владел 58% активами компании. В декабре BELUGA GROUP сообщила о его уходе с руководящих должностей и снижении его доли до 39,3%. Кому достались активы, пока не раскрывается.

«ОдеВи»

Среди прочих сетей винных магазинов в Нижнем выделяется «ОдеВи». Основатель и владелец бренда — нижегородец Евгений Щербаков. Магазинов «ОдеВи» всего два. В нем торгуют элитным алкоголем.

Еще с начала 90-х Щербаков возил из-за границы дорогие марки спиртного. Его ларек под названием «Бархатный» стоял на площади Минина.

— Мы первыми привезли в город Martini и Hennessy, — рассказывал Щербаков изданию «Деловой квартал».

Первый «ОдеВи» открылся в 2002 году. Сейчас магазины работают под юрлицом «Аспект трейд». Также компании принадлежит бутик виски «Аламбик» и Винотека by Simple. Сам Щербаков — член Ассоциации сомелье России.

В 2016 году «Аспект трейд» была одним из партнеров ГЖД. С ней был заключен договор на поставку безалкогольных напитков на 1,8 млн рублей. Выручка компании за 2021 год составила 119,7 млн рублей, прибыль — 4,4 млн рублей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
79
Читать все комментарии
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Полжизни подвергаются влиянию липкого налета»: действительно ли нужно чистить зубы дважды в день?
Лилия Кузьменкова
Мнение
This is a man's world. Почему мужчина не всегда прав — колонка злой нижегородки
Кристина Калинина
Журналист
Мнение
«Похоже на потревоженный улей»: в Турции начались погромы. Опасно ли там находиться россиянам
Анна Голубницкая
внештатный корреспондент Городских порталов
Мнение
«Если уж начал дело, забери хотя бы лопату». На популярном озере в Нижнем у корреспондента NN.RU вскрыли машину
Дарья Бурмистрова
Корреспондент NN.RU
Мнение
Слоны ходят по дорогам, папайя стоит 150 рублей. Россиянка провела отпуск на Шри-Ланке — сколько это стоит
Алена Болотова
директор по продажам 72.RU
Рекомендуем
Знакомства
Объявления