На первый взгляд может показаться, что в эпоху интернета и кинематографа театр должен отойти на второй план. Однако в реальности этого не происходит, скорее наоборот: зрительные залы всегда полны людей, жаждущих культуры. У многих есть любимые актеры, спектакли которых стараются не пропускать.
В этом году Нижний Новгород носит звание культурной столицы страны, поэтому NN.RU решил пообщаться с заслуженным артистом России Сергеем Блохиным. Уже почти 35 лет актер служит в Нижегородском драмтеатре имени Горького. Чем отличается советская школа от современной, какие самые сложные роли были у Сергея, как себя чувствует сегодня драмтеатр — обо всём этом и не только читайте в нашем материале.
«Деревенский мальчишка в профессии для особенных людей»
Сергею 58 лет, он родился в поселке Катунки Чкаловского района. Желание стать актером появилось в юности. Будучи ребенком, артист выступал в младшей группе детсада, а окончательное решение Сергей принял ближе к концу школы, когда выбирал, куда поступать.
— В школе мне казалось, что актер — это профессия для других, особенных людей, а я обычный деревенский мальчишка. Поэтому в Нижний Новгород приехал поступать на историко-филологический факультет. Но перед вступительными экзаменами у меня было время попробовать себя в театральном училище, куда меня за руки притащили две одноклассницы, — с улыбкой вспоминает артист.
При поступлении Блохин оказался в незавидной ситуации: в десятке абитуриентов были очень талантливые ребята, гораздо сильнее актера. Поэтому Сергея не взяли, но, как оказалось, его порекомендовали на кукольное отделение.
— Я сидел в скверике и плакал, что меня не взяли. Подошла педагог по речи Людмила Орлович, взяла меня за руку и повела к члену комиссии, который набирал студентов на кукольное отделение. Оказалось, что перепутали мою фамилию: написали не Блохин, а Балахин, — поделился актер.
В результате нижегородец почти год отучился на кукольном отделении. Ему очень нравилось, но из-за высокого роста было бы тяжело работать кукольником. А после этого Сергея призвали на службу во флот, где он три года отслужил на Дальнем Востоке. Именно в армии, по словам актера, он возмужал.
— После службы я не хотел возвращаться в театральное училище. Мне казалось, что это какая-то глупость несусветная. Но прошло дембельское лето, мысли пришли в порядок, и я пошел учиться. Армия изменила меня: я стал не мальчиком, а мужем, — рассказал Блохин о своей молодости.
«Узаконенная шизофрения»
Далеко не все начинающие актеры приходят к успеху. Где-то всё решает случай, а где-то — тяжкий адский труд. В случае с Блохиным был именно второй вариант.
— Мне пришлось приложить огромное количество усилий, чтобы что-то получилось. Актерская профессия заключается в том, что ты ни на секунду не можешь остановиться. Если это произошло, то актер сразу уйдет куда-то в балласт. Каждый спектакль, роль, выход нужно доказывать, что ты имеешь право на эту профессию. Это «узаконенная шизофрения», когда актеры раз за разом заставляют себя погружаться в роль независимо от состояния здоровья и жизненных трудностей, — объяснил Сергей некоторые трудности актерского ремесла.
Блохин уже почти 35 лет служит в драмтеатре в Нижнем Новгороде — за это время он стал одним из ведущих и знаменитейших актеров города. Сергей признался, что для него это были «35 лет радостного ада». За эти годы артиста неоднократно посещала мысль об увольнении. Особенно сильно это желание сидит в голове актера сейчас.
— Мне нравится моя работа. Если взять очень длинные большие кавычки, то наша профессия как наркотик в том смысле, что позволяет отдавать энергию и всасывать ее. В те моменты, когда отданная энергия не соответствует полученной, возникают мысли о своей ненужности, — посетовал актер.
По словам Блохина, зарплату актеров нельзя назвать «блистательной», поэтому сотрудники театров нередко подрабатывают на стороне. Как правило, педагогами различных театральных студий, ведущими каких-то мероприятий, аниматорами, снимаются в рекламе и т. д. Благодаря этому нижегородец недурно жил в 90-е, однако в какой-то момент начал понимать, что теряет в театре. Поэтому сейчас актер уже не занимается «халтурами», несмотря на то что в прошлом сильно преуспел на этом рынке.
— В 90-е я со своим коллегой был одним из самых популярных ведущих в Нижнем Новгороде. Мы «окучили» невероятное количество людей: вели какие-то розыгрыши в казино, юбилеи, банкеты, корпоративы. Однако в какой-то момент меня физически стало с этого тошнить, и нужно было сделать выбор: либо заниматься только театром и посвящать себя ему, либо работать ведущим, — вспоминает Сергей.
К слову, сам драмтеатр в Нижнем сейчас находится «на взлете». По словам Блохина, актеры получают в разы больше, чем раньше, но существуют и некоторые трудности. Площадка сама вынуждена оплачивать коммуналку, постановочные расходы и прочее.
Макбет, Рогожин и Тарас Бульба — самые энергозатратные роли
Сергей Блохин признался, что у него нет нелюбимых ролей. Есть «спортивные» роли, чаще комедийные. Они не требуют больших эмоциональных энергозатрат. Даже если роль сложная, то за годы работы она уже абсолютно четко выстроена и эмоционально разложена по полочкам, поэтому играть легко. А некоторые персонажи, такие как, например, Макбет или Тарас Бульба, требуют внутренней перестройки, поскольку в них необходимо погрузиться.
Любые новые постановки и персонажи всегда самые сложные. К примеру, 26 апреля состоялась премьера нового спектакля «Зойкина квартира» (18+). В нем Сергей играет Гуся. Актер признался, что эта роль далась ему особенно трудно.
— Со всем своим опытом я не понимаю, что делать. Никак не могу поймать этого персонажа и влезть в него, — посетовал артист.
Некоторые роли вызывают разногласия между актером и режиссером. К примеру, режиссер хотел сделать Тараса Бульбу олицетворением войны и жестокости, в то время как Сергей настаивал на том, что «всё равно оправдает этого персонажа», несмотря на то что достаточно тяжело принять и пропустить через себя некоторые слова, которые должен произнести Бульба.
Любой театр невозможно себе представить без зрителя. Сегодня в театр приходят более молодые люди, чем на заре актерской карьеры Блохина. Кроме того, зрители стали умнее из-за большей насмотренности. По мнению нижегородца, в конце эпохи СССР и 90-х на постановки ходило гораздо меньше молодежи.
— По статистике, если раньше было 10–12% людей, которые ходят в театр, то сегодня, к моему большому удивлению, количество зрителей увеличилось вдвое, втрое, — заявил актер.
Однако далеко не всегда попадаются воспитанные зрители. Некоторые из них не выключают звук у мобильных телефонов, которые, как правило, начинают звенеть в самый ответственный момент. Также со сцены всегда заметны «синие лица», которые любят посидеть в телефоне. Люди искренне уверены, что их никто не замечает. И это, конечно же, сбивает.
— Во время выступления на сцене я играю с четвертой стеной, но я чувствую и ощущаю зрителя, поэтому нельзя избавиться от так называемой слышимости. Когда кто-то в зале начинает говорить, кашлять или звонит телефон, я всегда начинаю реагировать в эту сторону, потому что живу в этот момент на то, что происходит вокруг. Например, совсем недавно во время спектакля «Макбет» (16+), когда я читал свой самый тихий монолог, у девушки в первом ряду неожиданно зазвонил телефон. И я стал читать монолог прямо «в нее», — рассказал артист.
Киноактер и театральный актер — две разные профессии
Кроме театра Блохин несколько раз играл в кино. Например, наш земляк исполнил одну из главных ролей в документальном фильме «Дно» (16+) и несколько эпизодических в сериалах «Спойлер» (18+), «Любовь преодолеет всё» (12+), «На игре» (18+), «На игре — 2» (18+) и т. д. По словам Сергея, киноактер и театральный актер — это две разные профессии.
— Кино — это искусство режиссера и монтажера. Поэтому в нем могут играть непрофессиональные актеры, так бывает иногда, а в театре это невозможно. Мы работаем нон-стопом три часа, а в кино, если что-то не получилось, можно переснять. Я ничего хорошего не испытывал от съемок в кино, мне просто приходилось изображать и придумывать себе какую-то оценку, — поделился Сергей.
По мнению нижегородца, раньше в театральное училище поступали, чтобы работать в театре, а сегодня многие идут туда ради туманной возможности съемок в кино. Сейчас уже сложно вспомнить хотя бы одного известного театрального актера без фильмографии, ведь широкую медийность и популярность в наше время можно получить только через телевизор. И, как следствие, это приводит к увеличению дилетантизма.
— Сейчас модно играть над ролью, над спектаклем. Нас учили влезать в роль с тошниловом, с раздиранием ногтей, чтоб это было правдоподобно. А когда молодой актер сидит в телефоне на спектакле между своими выходами и ему сейчас играть, например, смерть на сцене, я не верю, что он выйдет и хорошо сыграет. Значит, он не заболел своей ролью, — убежденно говорит Блохин.
Одна из вещей, которых не хватало в кино заслуженному артисту России, — живые зрители. Ведь, как и любому творческому человеку, актеру необходима обратная связь, которая в театре выражается в том числе с помощью аплодисментов. Сергей считает, что актеры любят, когда зал «взрывается», ведь это проявление массовой зрительской эмоции, что наравне с зарплатой и удовлетворением от игры мотивирует артистов на новые победы. Без этого можно играть у себя на кухне перед зеркалом.
Однако не всегда благодарность зрителей ограничивается одними лишь аплодисментами. Наравне с цветами артистам порой дарят различные подарки. Например, недавно нижегородцу подарили витамины. Бывали за его карьеру колбасные букеты, овощные, алкоголь, детские рисунки. Однажды какая-то женщина вручила огромный букет из 60 роз и через какое-то время продублировала подарок — всего поклонница сделала пять таких «комплиментов». А во время гастролей в Челябинске Блохину подарили букет цветов, в котором лежал конверт с 10 тысячами рублей.
Искусство делает людей лучше
Если посмотреть отзывы о некоторых постановках, можно заметить, что не все из них нравятся зрителям. Одним из «спорных» спектаклей является «Саша, привет!» (18+). В соцсетях много негативных комментариев, поскольку люди ожидали увидеть живое выступление, а не фильм. Один из актеров этой постановки, Сергей Блохин, объяснил, что всё субъективно, ведь есть и положительные комментарии.
— Если спектакль не понравился, нужно попробовать посмотреть его еще раз, потому что он может не получиться в этот раз. Конкретно «Саша, привет!» — это сложная постановка. Большая часть действий происходит на экранах, а на сцене лишь один актер. А зритель приходит в театр и видит сплошное кино, что его возмущает. Ведь он ожидает увидеть живую игру актеров. Это был эксперимент — поставить спектакль в несколько нетипичном для нашего театра формате. Известный театральный критик Марина Дмитревская была в восторге от этой постановки и пыталась рекомендовать ее на всевозможные фестивали, — рассказал артист.
Совершенно другое дело, когда режиссер начинает уходить далеко от оригинального произведения. Сегодня часто можно встретить театральные постановки, в которых, например, диалоги переписывают на современный лад или говорят их своими словами. В частности, Сергея возмутила постановка «Мещане» (16+) в исполнении молодого творческого коллектива.
— Однажды к нам на фестиваль приехали молодые ребята, бывшие студенты, которые играли «Мещан». В ней актеры многое говорили своими словами, но близко к тексту. И все, включая членов жюри, не заметили этого: «Боже мой, какой современный Горький, как он звучит». Вот к подобным вещам я отношусь плохо. Это воспитывает дилетантизм и непрофессионализм, — посетовал заслуженный артист России.
В одном из интервью народный артист СССР и режиссер Марк Захаров однажды сказал, что искусство не способно фундаментально изменить человека и сделать его лучше.
— Вот Чикатило вполне можно представить зрителем нашего театра. Он мог бы и аплодировать в конце спектакля, и даже комплименты какие-то говорить... Во взрослом возрасте вряд ли искусство может изменить человека, — говорил Захаров.
Нижегородский актер Сергей Блохин с такой точкой зрения не согласен. Он предлагает пойти от обратного: если исключить из нашей жизни искусство, то плохих людей станет еще больше, чем сейчас. Поэтому если благодаря искусству хотя бы один человек станет хорошим, значит, оно действительно нужно миру.