Выставка «Модные истории» открылась в Нижнем Новгороде в Музее портновского искусства имени Надежды Ламановой. Организаторы выставки собрали экспонаты из разных эпох, которые не только раскрывают любопытные подробности эволюции нашего гардероба, но и объясняют происхождение таких выражений, как «собираться впопыхах», «хранить за пазухой» и так далее. И даже имя мультипликационной старушки Шапокляк начинает играть новыми красками. Каким было старинное нижнее белье, как выглядело первое советское бикини, что носили хиппари времен Владимира Высоцкого и какими нарядами модельер из Нижегородской губернии «положила на лопатки» парижских кутюрье — в материале NN.RU.
Создательница и директор музея, владелица модного Дома Parle Ольга Парле рассказывает, что старинные и раритетные вещи для выставки искали на блошиных рынках по всему свету, в частных коллекциях и даже на закрытых аукционах. Многие приходилось выкупать за «целое состояние», но что-то поклонники музея, творчества Надежды Ламановой и самой идеи сделать Нижний Новгород модной столицей приносили в дар. На выставке представлены не только отдельные предметы одежды и обуви, но и аксессуары, а также портновские приспособления разных эпох.
Министр туризма и народно-художественных промыслов Нижегородской области Сергей Яковлев, присутствовавший на открытии «Модных историй», отметил, что одежда не только определяет настроение конкретного человека в конкретный день, но и является маркером эпохи, к которой он принадлежит. «Кроме того, через одежду любой человек общается с окружающими — даже с таким же горожанином, проходящим мимо», — сказал министр. Он также обратил внимание, что особая ценность открывшейся выставки — в подлинности всех ее экспонатов.
Действительно, для реконструкции девичьего народного костюма — косоклинного сарафана, который носили в Нижегородской губернии, а также для мужской рубашки-долгорукавки были найдены старинные выкройки и антикварные ткани, а подлинные галуны и бахрома были выкуплены за немалые деньги в частных коллекциях.
Кстати, на примере этих нарядов можно узнать, что такое загашник (гашник — это пояс, шнурок, к которому изнутри привязывался мешочек для денег), а также откуда пошло выражение «за пазухой» (пазух — это место за вышивкой на груди, которое тоже служило хранилищем важных бумаг или денег).
Старинные кружевные панталоны барышень XIX века называли «попыхи» (с ударением на «ы»), и отсюда пошло выражение — «собираться впопыхах», то есть суетиться в исподнем.
Складной цилиндр, которые носили господа, назывался шапокляк (отсюда и имя мультипликационной старушки, которая тоже носила эту вещь).
Отдельный стенд в музее посвящен творчеству Надежды Ламановой — модельера, имя которого носит музей.
Надежда Ламанова (14 декабря 1861 — 15 октября 1941) родилась в деревне Шутилово Нижегородской губернии, в семье потомственного дворянина из обедневшего рода. После окончания гимназии двадцатилетняя Надя решила уехать из родительского дома и самостоятельно зарабатывать на жизнь. Первым самостоятельным шагом Нади было поступление в Московскую школу кройки и шитья О. А.Суворовой. Первый розничный магазин модных и модно-галантерейных товаров Надежды Ламановой появился в Москве. Она стала одним из самых популярных модельеров столицы. В мае 1898 года ей было пожаловано звание поставщицы Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Фёдоровны. А с октября 1904 года Надежда Петровна стала поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны. Совершенствовала свое мастерство в Париже, у знаменитых модельеров. В 1919 году бывшую «поставщицу двора Ея Императорского Величества» арестовали. Только благодаря вмешательству Максима Горького через два с половиной месяца ее освободили. С 1921 года она работала в театре Вахтангова. После революции Ламанова разрабатывала многочисленные модели одежды, рассчитанной на широкие слои населения. С 1926 года Ламанова создала ряд моделей по мотивам творчества народов Севера (по заказу Всекопромсоюза) для продажи за рубеж, затем разработала коллекцию меховых изделий для Лейпцигской выставки, участвовала в Нью-Йоркской выставке 1929 года. С 1930 года она стала заведующей мастерской Мехкомбината. Ламанова создавала также костюмы для фильмов Эйзенштейна, Александрова, Протазанова.
Специально для выставки Ольга Парле нашла образец советской школьной формы, разработанной Надеждой Петровной. И платье, аналог которого участвовал во Всемирной выставке в Париже.
— История той коллекции, которая взяла гран-при на Всемирной выставке в Париже, вообще замечательная. Была нехватка тканей. И Надежда Ламанова использовала полотенца с русской вышивкой, рушники. Но сшила из них модели самого модного модернового кроя. И так стиль а-ля рюс покорил Европу, — рассказывает Ольга Парле.
Также именно Надежда Ламанова адаптировала купальник бикини, начавший шествие по миру, под советских женщин. На выставке есть его мощный образец и для сравнения — фото советских гражданок в этом образце первого пляжного эротизма.
Любопытны наряды 70-х годов прошлого века — периода, когда творил Владимир Высоцкий. Это тот период, когда появились мини-платья и мини-юбки.
Есть на выставке и раритетные старинные аксессуары. Портбукет — приспособление для маленького букетика цветов, украшавшего одежду.
Самая маленькая в России бальная книжка для записи очередности танцев.
Штопательный прибор времен НЭПа, когда большинство граждан экономили на покупке одежды.
— Кстати говоря, портновское искусство, порты, порть — это все однокоренные слова. Порть — так называлась раньше ткань. От ее названия и пошли термины, которые мы до сих пор используем, — говорит Ольга Парле.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.