Группа ГАЗ попала в санкционный список США. Юристы компании изучают ситуацию и продумывают пути выхода. Эксперты же считают, что прямого ущерба ограничения не нанесут.
Минфин США 6 апреля опубликовал список российских бизнесменов, топ-менеджеров компаний, против которых введены новые санкции. В него вошла «Группа ГАЗ» и ее владелец, миллиардер Олег Дерипаска.
Включение в санкционный список подразумевает заморозку активов, арест недвижимости и возможных банковских счетов. Для предприятий запрещены займы и инвестиции, а также импорт товаров в США. Штаты дали своему бизнесу два месяца, чтобы свернуть любое сотрудничество с попавшими в список компаниями. При этом с тремя активами Олега Дерипаски, в том числе с «Группой ГАЗ», нужно порвать еще быстрее — к 7 мая.
«Группа ГАЗ знает о попадании в санкционный список и сожалеет о таком развитии событий. В настоящее время юристы компании изучают ситуацию», — сообщили в пресс-службе компании.
Сторонние эксперты тоже делают свои предположения. Все сходятся на том, что это очень серьезный удар лично по Олегу Дерипаске. По сведениям «Русского монитора», за три часа после введения санкций он стал беднее на один миллиард. Акции его компании En+ упали на 20%. Всего в список вошли 8 бизнесов, которые контролирует миллиардер. Он, скорее всего, предвидел подобную ситуацию и покинул посты президента компаний «Русал» и En+ еще в феврале, но им это не помогло.
Последствия санкций для экономики пока непонятны: с одной стороны, рынок отреагировал на них «очень спокойно», с другой — в списке много крупных компаний, сказал политолог Андрей Колесников «РБК». «Некоторые из них до этого не были под санкциями, — добавил он. — Это чувствительно, в том числе для иностранных бизнесменов, которые ведут дела с Россией».
Но нас, безусловно, больше всего волнует судьба «Группы ГАЗ». В нее входит 13 предприятий: Горьковский автомобильный завод, автомобильный завод «Урал», Голицынский, Курганский, Ликинский и Павловский автобусные заводы, Ярославский моторный завод «Автодизель», Саранский завод автосамосвалов, Ульяновский моторный завод, «Нижегородские моторы», Ярославские заводы дизельной и топливной аппаратуры, Завод штампов и пресс-форм, Канашский автоагрегатный завод. В компании работают 40 тысяч человек и еще 400 тысяч — в смежных отраслях, говорится на официальном сайте.
Эксперты считают, что без последствий санкционные ограничения не пройдут, но и серьезного влияния не окажут. Конечно, западные партнеры — немецкие Daimler и Volkswagen — будут осторожничать, боясь испортить реноме в США. Но прямого ущерба, скорее всего, не будет.
Telegram-канал «Нижегородский Олень» выдвинул два сценария развития событий. Первый — «Группа ГАЗ» поменяет собственника. По мнению авторов, активы Дерипаски могут быть интересны «Ростеху». При таком раскладе можно ожидать в перспективе, например, создания «супермощного автомобильного кластера «ГАЗ, ВАЗ да КАМАЗ».
Второй сценарий — Олег Дерипаска разыграет политическую карту жертвы американского режима» и получит поддержку в Кремля. «Нижегородскому Оленю» этот вариант кажется маловероятным. Но в Госдуме обсуждают, а министр промышленности и торговли Денис Мантуров уже заявил, что государство будет поддерживать компании, попавшие под санкции.
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.
Текст: Ирина Видонова
Фото: пресс-служба «Группы ГАЗ»