Образование Стрельба в школе в Казани карточки «Зарплата школьного психолога — 10 тысяч»: эксперты — о том, почему не выявляются ментальные проблемы детей

«Зарплата школьного психолога — 10 тысяч»: эксперты — о том, почему не выявляются ментальные проблемы детей

Они уверяют, что источников тревоги и агрессии у школьников очень много

Школьный психолог Ангелина Воронова и профессор, доктор психологических наук Наталья Шутова ответили на вопросы корреспондента NN.RU в прямом эфире

По следам трагедии в казанской гимназии № 175 корреспондент NN.RU Егор Герасимов провел прямой эфир со школьным психологом Ангелиной Вороновой и доктором психологических наук Натальей Шутовой. Специалисты рассказали о детской агрессии, буллинге и возможных причинах случившегося в столице Татарстана. Всё самое важное из интервью собрали в карточки.

  1. С чем могут быть связаны трагедии, подобные казанской, и почему они участились в последнее время?
  2. Как распознать расстройства личности, которые могут привести к таким ситуациям?
  3. Какова природа буллинга, который часто является причиной трагедий с детьми?
  4. Могли ли у Ильназа Галявиева копиться обиды за время после выпуска из школы, или был источник извне?
  5. Что могут сделать родители, если замечают агрессивное поведение у своих детей? 
  6. Как школьные психологи работают с учащимися?
  7. Могут ли члены медкомиссии распознать личность, которой нельзя предоставлять право на оружие?
1

С чем могут быть связаны трагедии, подобные казанской, и почему они участились в последнее время?

Наталья Шутова рассказала, что в Советском Союзе тоже фиксировались такие случаи, но они были единичными и всячески скрывались.

— Тогда была профилактика подобных случаев. Сейчас доказано, что при предоставлении публичности этим ситуациям они начинают повторяться. Над убийцей возникает ореол, из-за которого некоторые личности склонны повторять его поступки.

Эксперт называет главной причиной учащения таких случаев вторжение в образование после развала СССР. Из структуры была убрана воспитательная функция, а образовательный процесс стал рассматриваться как оказание услуг. Кроме того, по ее мнению, потерялась связь поколений, а многие родители не знают, как воспитывать детей, и берут на вооружение деструктивные технологии.

2

Как распознать расстройства личности, которые могут привести к таким ситуациям?

В СМИ пишут, что у казанского стрелка Ильназа Галявиева была хорошая характеристика, что распространено у людей, виновных в похожих трагедиях.

Наталья Шутова считает, что за позицией тихого и дисциплинированного мальчика учителя пропускают явные проблемы будущих серийных убийц и террористов.

— Обычно это дети, которые растут в неблагоприятной среде. Причем внешне среда может быть достаточно позитивной, но за этим могут скрываться гиперопека или подавление свободных волеизъявлений, которые постепенно накапливаются и выливаются в такую страшную форму протеста, выражающуюся за счет лишения жизни других.

Эксперт утверждает, что такие дети часто ведут себя тихо и не привлекают к себе внимания, из-за этого оказываются вне поля психодиагностики, а работа с ними не ведется.

3

Какова природа буллинга, который часто является причиной трагедий с детьми?

Ангелина Воронова заявила, что, по статистике, наибольшее количество подобных преступлений совершают те, кто ранее подвергался буллингу (травле).

— Эти молодые люди часто из полных семей, они могут участвовать в секциях, демонстрировать хорошие показатели по учебе, но всё же подвергаются травле и издевательствам.

Психолог рассказывает, что буллинг — понятие новое, но суть его старая — травля и издевательства, описанные в научных трудах известных психологов Фрейда и Адлера очень давно. Однако сейчас меняется формат общения школьников. Всё больше встречаются хамство, нецензурная лексика, и это становится нормой, а проблема — фундаментальной. Корни — семья ребенка, его окружение и СМИ. Кроме того, появились новые формы травли, например так называемый кибербуллинг — издевательства в интернете. Развивается он стремительно, и опыта борьбы с ним мало.

4

Могли ли у Ильназа Галявиева копиться обиды за время после выпуска из школы, или был источник извне?

Наталья Шутова считает, что причиной могли быть внутриличностные конфликты, которые явно были у этого молодого человека, но нельзя отвергать и внешние факторы.

— Мы совершенно не знаем, что это была за семья, почему сейчас у него такое отторжение идет в отношении родителей, что там было? Это все факты, которые безусловно могли играть роль. Мог он попасть и в какую-то секту.

Специалист отмечает, что человек, имеющий внутренний стержень, вряд ли сможет быть подвержен такому влиянию, но тот, у кого сломлена психика, вполне может быть жертвой этих обстоятельств.

— Без каких либо внутренних причин внешние факторы будут бессильны. — резюмирует Шутова.

5

Что могут сделать родители, если замечают агрессивное поведение у своих детей? 

По мнению Натальи Шутовой, первое, что должны делать родители, — общаться с детьми. Круг взаимодействия «родитель — ребенок» нарушен, а дети создают стену, которые разделяют их и взрослых.

— Это неслучайно. Значит, не услышали, не приняли, не заметили!

Родителям также стоит обращать внимание на соцсети их детей, это наиболее открытый источник для понимания того, в каком кругу общается человек и что интересует ребенка. Кроме того, важны увлечения ребенка.

Есть несколько маркеров, которые означают, что нужно бить тревогу: когда ребенок закрывается, отгораживается от внешних контактов, его не интересуют прежние любимые занятия. Тогда нужно обратиться за помощью к специалистам и не бояться этого, несмотря на стереотипы.

6

Как школьные психологи работают с учащимися?

Ангелина Воронова объяснила, что психические расстройства школьный психолог не выявляет. Этим занимается психиатр, а у специалистов в образовательном учреждении даже нет доступа к медицинским картам детей.

— Чтобы отправить ребенка на медико-психологическую комиссию, надо постараться всей школе, в том числе директору. При этом в любой ситуации родитель может отказаться от ее прохождения.

Школьные психологи занимаются профилактикой буллинга: рассказывают о его маркерах, принципах и выходят в классы и на родительские собрания с необходимыми для этого мероприятиями. Эта проблема должна решаться в комплексе, вместе с учителями и родителями, не перекладывая всю полноту ответственности на школьных психологов.

— Ставка школьного психолога — 10 тысяч рублей. Это полная занятость. Психолог выбирает: либо он после основной работы идет на другую и жертвует семьей и хобби, либо не создает для себя должного образа жизни. В обоих случаях это ведет к выгоранию.

Наталья Шутова добавляет, что психологам в школе часто просто не хватает сил на проведение аналитики. В большинстве школ всего одна ставка психолога на сотни детей.

7

Могут ли члены медкомиссии распознать личность, которой нельзя предоставлять право на оружие?

Законом закреплено, что все психологические заболевания — табу для возможности иметь оружие. Однако существует много заболеваний, вызванных длительной депрессией, каким-то стрессом, у человека могло не быть психической патологии, но в результате каких-то факторов его личность изменилась и он стал агрессивным. Такое выявление очень сложное.

— Мы знаем, что процветает формальный подход в выдаче этих справок. Сегодня не составляет труда в какой-то клинике получить их довольно быстро. Должна быть серьезная медико-психологическая комиссия, где на основе коллегиального решения человеку будут давать право иметь оружие.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления