Принято считать, что если у человека все есть — он должен быть счастлив. Под "все" обычно подразумевается семья, дом, свое дело. У жителя города Кстово Дениса Морева, или, как его называют друзья, Капитана Дэна, это все было. Тем не менее, душа просила большего. Четыре года назад Дэн оставил все и ушел в свободное плавание. В прямом смысле.
Путешествие катамарана "Дукат", на котором ходил Капитан Дэн, описано на 1100 страницах его дневников: от Балтики по Волге, через 15 морей до островов Северной Атлантики и обратно. Это пример того, как мечта становится реальностью. Корреспондент NN.RU пообщался с морским цыганом.
– Дэн, расскажи, пожалуйста, как все начиналось: с покупки катамарана или раньше?
- Что началось? Путешествие или побег? Ну, сперва это был побег в туризм, но это же как каботажка (плавание вдоль береговой линии; здесь употребляется в переносном смысле, — прим.NN.RU): на недельку-месяц, а потом обратно, в стойло, на рудники, в холерные бараки... В 2012 накрыло серьезнее всего: мошенники-юристы при поддержке кстовской администрации устроили рейдерский захват моего предприятия (магазин "Газовое оборудование" — прим.NN.RU). Послал всех, бросил дело, запер магазин — "так не доставайся же ты никому"! Обрез и лес – не наша тема, я не кровожадина. В 2013 за неделю взял кредит, купил катамаран и еще через две недели ушел куда глаза глядят, вниз по Волге.
Сперва никто не верил, говорили что до Волгограда не дойду, а вон как все обернулось: четыре года плавания, 15 морей, океан...
– Какой, в итоге, протяженностью получился маршрут?
- 4 года, 25000 км (13000 миль). Страны: РФ, Турция, Греция, Албания, Черногория, Италия, Франция, Испания, Марокко, Португалия... Моря: Балтика, Азов, Черное, Мраморное, Эгейское, Белое, Критское, Ионическое, Адриатическое, Тирренское, Лигурийское, Средиземное, Альбаран, Атлантический Океан. Реки: Нева, Свирь, Шексна, Волга, Дон, Тибр, Гвадалквивир.
– Ты называешь себя "морским цыганом". Это определение придумал ты? Какие у него основные принципы? Что тебя побудило уйти в "морские цыгане"?
- Морские цыгане - это субкультура людей, живущих на яхтах и путешествующих на них. Средства к существованию морских цыган различны: пенсии, аренда оставленных квартир, дивиденды и проценты с бизнеса, фрилансер, удаленный бизнес, писательство и фото-видео блоги, реклама на парусах и борту, подработки в пути... Принципы морского цыганства? Мы не спортсмены, не отдыхающие, это наш образ жизни. Позволяют деньги - можно стоять в маринах (специально оборудованная стоянка яхт, на которой экипажам предоставляются различные услуги: душ, туалет, подъёмники, ремонтные мастерские, заправка яхты топливом, водой, подключение к электросети, доступ в Интернет — прим.NN.RU) и кушать в ресторанах. Нет - стоим на якорях и ловим рыбу.
Морские цыгане так же контактируют с внешним миром, как традиционные рюкзаки-туристы, то есть только по необходимости.
Кто-то абсолютно законопослушен, кто-то позволяет себе вольности... В принципе, мы как листья, несомые ветром. В море - свобода.
– Собственно, за счет чего ты жил? Яхта сама себя окупает?
- Жил за счет подработок в пути: работал в маринах, катал туристов. Кормили приезжавшие на Дукат матросы, подбрасывали немножко денег в судовую кассу. Присылали деньги благодарные читатели "Бортжурнала", который я публиковал почти ежедневно. Яхта, в принципе, себя окупает. Если не шиковать. В кафе ходил только за wi-fi.
– Ты публикуешь "Бортжурнал" в сети Интернет, а есть планы издать бумажный вариант?
- Очень хотел бы сесть на несколько месяцев за редактирование Бортового Журнала, переделать в роман: наврать с три короба, убрать скучные места, сделать из мемуаров нормальный роман. Издать. Но на издание нужны большие деньги, все это время нужно на что-то жить и кормить разросшуюся семью. Читатели организовали сбор средств, в группе "Морские цыгане", уже есть 1500 рублей. Несерьезно. Нужен договор с издательством и литературный агент. Писать могу - продать не умею.
– В какой стране больше всего проблем при условно бродячем образе жизни, а в какой – меньше? Где больше всего проблем с документами?
- Больше всего проблем в РФ. Чуть за порогом — проблемы просто исчезают. Обидно, но это так. Мы за четыре года не видели границ, все очень условно. Только границы РФ и Албании напрягали, причем Албания — не особо...
– Политическая обстановка в России как-то влияла на отношение к тебе, как к гражданину РФ, когда ты был за границей?
- То, что я русский, никого совершенно не волновало. Кроме, разве что, англичан - эти реально русофобы. Путина все любят, нас вслед на ним. Или просто пофиг. Вся истерия исключительно в СМИ. В мире же - мир и покой. Кроме нас никто столько ТВ не смотрит. Украина особнячком - ну этих особо накрыло, наших переплюнули.
– Ну а команда — как менялся состав? Сколько всего человек побывало на борту за все время в качестве матросов?
- В последние годы в постоянном составе экипажа был я, Наташа (супруга Дэна — прим.NN.RU) и лайка Умка. К нам приезжали знакомые и форумчане, всего в экипаже побывало 99 человек и одного привезли в животике :) И четыре собаки: Варна, Байка, Умка и Гваппа. Кто-то приезжал на недельку-две, а некоторые — надолго. Ник Ник, Макс, Сергей, Леша, Антон — жили по месяцу, Вадим — 3 месяца, Гера жил 4 месяца.
Еще на "Дукате" матрисили два юнги: 4-х летний Ваня и Валерка в возрасте 2,5 лет. При этом, Ваня сам отстоял рулевую вахту - 4 часа, прошел два шторма. А Валерка в составе экипажа прошел трансионику (пересек Ионическое море). Валерку покрестили в Греции на острове Кефалония. Мы с Наташей стали ему крестными.
– Знаю, что в какие-то моменты ты шел один – насколько тяжело это морально и физически?
- Зимой 2014 несколько месяцев шел один, только с собакой. Летом 2015 шел вдоль Африки — тоже в одиночку. Одному не тяжело. Со временем устаешь заботиться о команде и просто отдыхаешь. Первую неделю тоска, потом релакс, через пару месяцев — снова тоска... Но ведь постоянно встречаешь в портах новых людей, интересных, так что полного одиночества не бывает .
– Осенью 2016 года ты продал "Дукат" - путешествие закончилось или это временная передышка?
- Сейчас мы на берегу в связи с пополнением экипажа (Дэн и Наташа ждут ребенка— прим.NN.RU). Ищем новую лодку, спонсоров, соратников, рекламодателей. В планах -кругосветка. Хотим сделать кружок экипажем из меня, Наташи, ребенка и Умки. В лодке, которую ищем, нужно еще место для четырех матросов - надеюсь, к нам будут приезжать друзья и читатели.