Да, я на коляске, и мне важна доступная среда. Уж извините, так вышло. До одиннадцати лет вообще не задумывался об этом. И ребят с инвалидностью встречал только раз. В садике. Когда заплаканная мама уводила своего ребенка от нас, пацанов. У него было ДЦП. А мы смеялись над необычным ребенком. Смеялись. Дурачились. Потому что не знали, что причиняем боль. Нас совершенно никто этому не учил. И не остановил…
Потом шлепнулся с дерева. Бесконечные больницы. Реабилитация. И инвалидная коляска. Перед тобой совершенно другой мир. Необычный, скажу я вам. Порой фантастический.
Смотришь на эти величественные здания. Непреступные лестницы. Высоченные бордюры. А в голове кубатуришь проект номер раз: «Как попасть в больницу». Проект номер два: «Как попасть в кафе».
Не верите? Ну давайте с вами поиграем в игру «Аватар». Итак, берите вот этот специальный костюм и очки. Осторожно надевайте. Надели? Хорошо. И теперь вы человек незрячий. А вы — неслышащий. А вы у нас будете человек… ну, например, со сломанной ногой. Коляску уж не берем. А то совсем грустно станет.
И так живем день. Наблюдаем. Осматриваемся. Изучаем. Живем два. И завершаем игру на третьем дне. Снимаем костюм! Вауу! Вы снова ходите. Видите. Прыгаете. Необычные ощущения, правда?
И чего этим инвалидам всё нужно? Всё чего-то хотят. Всё просят. Тут нормальным-то людям на жизнь не хватает, а они про какую-то доступную среду бухтят...
Согласен, бухчу. У меня просто вариантов нет, ребят. Ведь и с друзьями в кафешке посидеть хочется. И в театр сходить. И по городу спокойно прогуляться. С дерева-то я упал, это правда. Но простые человеческие моменты счастья никуда не запрячешь.
Часто зовут на телепередачи. На всякие важные мероприятия. Круглые столы. И везде задают один и тот же вопрос:
— Как вы оцениваете доступную среду в Нижнем Новгороде?
— А готов ли наш город к принятию чемпионата мира по футболу и туристов с инвалидностью?
Слышу эти вопросы от мероприятия к мероприятию. От события к событию. И всегда старался отвечать дружелюбно. Корректно. А теперь вот прорвало.
Да ёшкин кот! Не готов! Ведь и на лифте в Кремле застревал. И по уличным бордюрам носом шмякался. С крутых пандусов в прохожих врезался. И это вовсе не исключение. Локально что-то делается в плане доступности, а системности нет.
Мне тут на днях сообщили, что только из Великобритании к нам на чемпионат приедут более 2000 ребят на колясках. А там еще незрячие. Неслышащие и другие экстремалы подтянуться. Вот они в городе шухер наведут. Информация, конечно, непроверенная, но близка к правде.
Конечно, если будут жить на стадионе или в шаге от него, то вполне нормально. Стадион в целом имеет доступную среду. А вот дальше в городе начинаются американские горки.
Но что-то я сегодня немного в пессимизм ударился. Совершенно для меня не характерный. И сейчас расскажу такое, что перекроет все написанное выше.
Итак, стою я как-то около торгового центра. Стою. Жду друга. И тут вижу — на меня парень лет 15 на велике мчится. Увидел меня издалека, и ко мне. Подъезжает, резко около меня тормозит. И…
— Вам помощь не нужна? Мне не трудно. Только попросите.
Ну разве можно после такого не улыбаться? Ему строить будущее. Он придет в политику. В бизнес. В общество. Будет создавать совсем другой город. Дружелюбный и удобный для всех без исключения.
А еще вы были на нашем новом стадионе? На двух тестовых матчах. Обращали внимание на волонтеров в красных и желтых курточках? Увидят тебя и начинают пританцовывать. Улыбаться. Стараться всячески помочь. Самим зябко стоять на ветру, а они к тебе с заботой.
Понимаю, что учили. Что так надо. Но ведь я вглядывался в их лица. Ребята были искренны. Им это самим нравилось. Из разных уголочков России. Кто из Владивостока. Кто из Орла. Кто из Тюмени. Совсем молоденькие. Студенты.
Видишь их, и становится на сердце добрее.
Пора заканчивать. Чего бы такое в заключении вам написать?
Пожалуй, вот что. Простое и человеческое. Будьте счастливы! Это ведь от сердца.
И с праздником всех нас Великой Победы! С праздником 9 Мая.
Текст: Роман Пономаренко, руководитель НРОИИ «Ковчег»
Фото: Наталья Бурухина, Facebook.com/rgponomarenko