Асхат Каюмов, председатель совета экологического центра «Дронт», — человек известный и серьезный. Но нам удалось уговорить его немного пошалить в парке имени Кулибина. Хотя без обсуждения сложной проблемы не обошлось.
Асхат по профессии биолог, окончил Нижегородский государственный университет. Работал учителем биологии в школе, старшим инженером-гидрохимиком Горьковского рыбокомбината, старшим инструктором областного совета Всероссийского общества охраны природы. В 1989 году создал и возглавил областной экологический центр «Дронт». Экологическими проблемами Нижегородской области занимается с 1980 года, автор свыше 400 статей в местных и центральных газетах и журналах, имеет десятки публикаций и брошюр, посвященных различным экологическим проблемам.
Мы встретились в парке и поговорили об уборке опавшей листвы в городе. И Асхат в очередной раз рассказал, почему уборка листвы в парках и дворах фактически убивает флору и фауну города. А дворники все метут и метут дворы...
— В средней полосе любой свободный клочок земли пытается стать лесом. В природе есть определенные естественные процессы, они отработаны сотнями тысяч лет. Вырубите лес и уйдите — через триста лет здесь опять будет лес.
И одна из главных составляющих этого процесса — почва. Это реальный живой организм, в каждом кубометре обитает несколько миллионов живых существ, в основном беспозвоночных. Они занимаются тем, что обеспечивают питательные вещества для растений. И опавшие листья для них — энергия и питательные вещества.
Вся эта мелочь беспозвоночная делает из этой органики, мертвых листьев пищу, которые потом служат для роста растений.
Еще одна важная функция опавшей листвы — она греет корни деревьев. Под этой легкой «шубкой» температура зимой на 8–10 градусов выше, чем на поверхности снега. И поэтому корни и трава меньше повреждаются морозом, беспозвоночные животные меньше погибают.
Мы недавно наблюдали интересную и немного грустную картину: «добрые люди» собрали листья и засунули в мешки. Через два дня мы подошли к этим мешкам и открыли один из них. Открываем, а листва в нем ровным слоем покрыта всякими жучками, паучками, божьими коровками, клопиками-солдатиками… Они поняли, что происходит что-то не то, стали искать выход, поднялись наверх подстилки — а выхода нет…
Однако есть места, где листву, безусловно, нужно убирать. На дорогах: пройдет дождь и намокшие листья увеличат тормозной путь автомобилей, это повышает аварийность. На тротуарах — люди могут поскользнуться и травмироваться.
Я могу понять, почему садоводы убирают листья на участках — им лишние насекомые не нужны. Но они вредны для сада. В нормальном природном комплексе нет никого и ничего вредного. Понятия «вредный» и «полезный» для лесной экосистемы нет.
— Сухие деревья, если они не угрожают упасть на людей, тоже нужны. Стоит сухое дерево — в лесу оно нужно, потому что в нем живут десятки видов живых организмов. Синички надолбят дупла и будут выкармливать птенцов. Когда дупло достаточно большое, его расширит дятел и поселится там на все лето. А потом его разгрызет белка и устроит кладовую.
А если таких деревьев нет, вся эта живность превращается в бомжей — они или погибают, или уходят.
Прописная истина — чем больше в городе зелени, тем легче в нем дышится. Между тем российское отделение Greenpeace опубликовало результаты исследования качества воздуха в Нижнем Новгороде и назвало места с самым загрязненным воздухом.