Каждый год в России ставят диагноз «рак» 617,2 тысячи человек*. Из их 26,1% умирают в течение года после постановки диагноза** — то есть у четверти от общего числа больных рак выявляется на поздних стадиях, когда пациенту почти невозможно помочь. Очень важно ещё на этапе обследования поставить точный диагноз. Если есть мнение врача, пациент имеет право узнать и другую точку зрения.
О том, какие исследования помогают диагностировать рак, насколько велика вероятность ошибки и как её снизить, рассказывает врач-дерматовенеролог Вероника Мордовцева.
Основным для постановки правильного диагноза и для выбора дальнейшего лечения является гистологическое заключение.Например, у пациента в медицинском центре выявлена опухолевая патология кожи. В ряде случаев дерматолог, хирург или врач-косметолог при осмотре не могут установить точный диагноз. Тогда берется кусочек опухолевой ткани для микроскопического изучения (биопсия). Патоморфологическая оценка опухолей (оценка структуры ткани под микроскопом) проводится подготовленными специалистами и предусматривает наличие глубоких знаний и профессиональных навыков.
В отличие от стандартных анализов (например, клинического анализа крови или биохимических показателей), патоморфологическая оценка проводится без аппаратуры. Препараты изучает человек, который всегда привносит элемент субъективности; здесь нет цифр, нет анализатора, машины. Здесь есть только мнение врача — оценка, которая основывается на его опыте, квалификации, существующих стандартах диагностики и критериях патологии.
Если речь идет о злокачественной опухоли, в интересах пациента лучше перестраховаться. Ведь полный диагноз и выбор лечебной тактики полностью зависят от патоморфологического заключения. А это значит, что здоровье и жизнь пациента могут зависеть от точности гистологического заключения (в данном случае — патоморфологической оценки).
По данным американского исследования, опубликованного в 2017 году в журнале British Medical Journal (Бритиш Медикал Джорнал)**, в подавляющем большинстве сложных меланоцитарных новообразований кожи (доброкачественных новообразований или пороков развития различных компонентов кожи) частота ошибочных заключений была выше 50%. При этом диагностика была ошибочной как в сторону усложнения проблемы, так и в сторону ложно отрицательных результатов. В онкологии и то, и другое может серьезно навредить пациенту.
Получить второе мнение очень важно. У каждого: и у пациента, и у врача — есть возможность и право это сделать. Посредством пересмотра гистологического материала врач может удостовериться в точности диагноза, когда его мнение не соответствует гистологическому диагнозу. Надо помнить и о том, что точность и чувствительность патоморфологической оценки может быть существенно ниже 100%. Именно это является одним из мощных инициирующих факторов, понуждающих пациентов обращаться за пересмотром биопсийного материала для личной уверенности в правильности постановки диагноза и объема лечения.
Лаборатория «Гемотест» запустила значимый для России проект «Второе мнение». Теперь в любом городе, где есть лабораторные отделения «Гемотест» — от Калининграда до Южно-Сахалинска — пациент может передать свои цитологические или гистологические стекла и блоки на консультацию эксперту-патоморфологу. Все эксперты лаборатории «Гемотест» — признанные лидеры международных и отечественных научный организаций, ведущие специалисты подразделений патоморфологии национальных медицинских исследовательских центров.
* «Состояние онкологической помощи населению России в 2017 году». М.: МНИОИ им. П.А. Герцена филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России, 2018. Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой.
** Элмор Д.Г., Барнхил Р.Л., Элдер Д.Е., Лонгтон Г.М., Пере М.С., Райх Л.М., Карней Р.А., Титус Д.Д, Нельсон Х.Д., Онега Т., Тостесон А.Н.А., Вайнсток М.А., Кнезевич С.Р., Пепкорн М.В. Патологические диагнозы инвазивной меланомы и меланоцитарной пролиферации: изучение аккуратности исследований и воспроизводимости. БиЭмДжей 2017, 357:джей2813, дой.10.1136/биэиджей.джей2813.
Elmore J.G., Barnhill R.L., Elder D.E., Longton G.M., Pere M.S., Reisch L.M., Carney P.A., Titus L.J., Nelson H.D., Onega T., Tosteson A.N.A., Weinstock M.A., Knezevich S.R., Piepkorn M.W. Pathologists' diagnosis of invasive melanoma and melanocytic proliferations: observer accuracy and reproducibility study. MBJ, 2017; 357:j2813. doi: 10.1136/bmj.j2813.
ООО «Лаборатория Гемотест», ОГРН 1027709005642, ЛО-50–01–009855.