Пустовавший много лет дом купца Чатыгина передали нижегородскому отделению Российского военно-исторического общества. В здании хотят устроить выставку для туристов и кабачок. А в задачах активистов, кроме прочего, возродить историческую экспозицию историко-архитектурного музея-заповедника.
Дом купца Чатыгина, больше известный нижегородцам как домик Петра I — объект культурного наследия федерального значения. По преданию, именно в нём останавливался царь Пётр во время Азовского похода.
Здание отреставрировали по инициативе общественников. Проект делало нижегородское научно-исследовательское предприятие «Этнос», а реконструкцией занималось «СМУ-77», которое специализируется на реставрации памятников истории и культуры.
С 2015 года здание было законсервировано. Теперь, когда региональное отделение Российского военно-исторического общества получило статус юридического лица, дом передали ему.
Общество планирует воссоздать интерьеры городского купеческого дома конца XVII века. Но помещения будут приспособлены для современного использования, рассказал корреспонденту NN.RU председатель регионального отделения Олег Казаринов. В доме разместятся офис, приёмная и небольшой конференц-зал.
Некоторые туроператоры уже захотели включить дом Петра в экскурсионные маршруты. Для туристов задумывают интересную экспозицию и альтернативу заполонившему всё вокруг иностранному фастфуду.
— Когда-то, давным-давно, в цокольном этаже располагался не то ресторанчик, не то кафе, и мы решили не «изобретать велосипед». А именно — устроить там трапезную с традиционной русской кухней. Скажем, «Петровский кабачок» или «Трактир у Петра», — говорит Олег Казаринов. — Конечно, всех желающих мы угостить не сможем — небольшая трапезная рассчитана на гостей и туристов. Но кто мешает записаться на экскурсию: посмотреть экспозицию, послушать интересный рассказ и отведать калью, ушное, гречишники, тюрю, приготовленные по старинным рецептам, попробовать настоящие кисели, морсы и квасы?
Нижегородское отделение военно-исторического общества собирается объединить всех энтузиастов, которые занимаются изучением и популяризацией военной истории. Активисты уверены, что им не хватает внимания и поддержки. А задачи, которые они решают, не менее важны и злободневны, чем развитие экономики и реформа ЖКХ.
В планах организации — поддержка поисковых отрядов, детских военно-спортивных лагерей, ветеранских организаций, информационная, издательская, музейно-выставочная деятельность, военно-историческая реконструкция, сохранение памятников.
— Например, уже 25 лет, с момента закрытия на реставрацию главного здания Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Нижний Новгород и Нижегородская область существуют без полноценной исторической экспозиции, а музейный фонд, насчитывающий более 280 000 экспонатов, до сих пор находится в хранилищах, — возмущается Казаринов. — Уже второе поколение нижегородцев растёт, не имея возможности ознакомиться с богатейшей коллекцией материальной культуры, представляющей историю края. Разве это дело?
Таких вопросов, которые общество считает своей заботой и которые намерено решать в ближайшем будущем, накопилось очень много. Отдельного внимания заслуживает сохранение историко-культурного наследия.
— Именно оно, окружая нас с первых дней жизни, является той средой, которая воспитывает патриотизм. Вооружённые силы — лишь тонкая броня, защищающая общество от внешних угроз. И её прочность зависит о состояния самого общества, от бережного отношения к своему наследию, к своим традициям, к своей истории, — уверен Олег Казаринов. — А то у нас программы сохранения культурного наследия и программы патриотического воспитания существуют сами по себе и реализуются отдельно, хотя обе лежат в основе национальной безопасности России.